РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Активизации познавательной деятельности на уроках истории

«Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность»…
Б.Шоу

Цель современного образования не только в том, чтобы сформировать у обучающихся определенный набор знаний и умений, но и побудить их стремление к самообразованию и реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности.

Для современной школы проблема активизации учебно-познавательной деятельности - это самостоятельная и важная проблема, от реализации которой зависит качество и эффективность обучения и воспитания. Главная цель активизации – формирование активности обучающихся, повышение качества учебно- воспитательного процесса.

В учебно-познавательной деятельности следует видеть два субъекта: преподавателя и обучаемого.

Преподаватель постоянно ищет новые резервы своей деятельности: использует различные современные технологии, инновационные, нетрадиционные приемы, разнообразные формы организации учебного процесса.

Очень многое зависит от мастерства, эрудиции преподавателя, т.к. все это оказывает опосредованное воздействие на деятельность обучающихся. Повышение активности обучающихся должно способствовать формированию стержневых качеств личности студента: познавательной активности, познавательной самостоятельности.

Обучение, как и всякий другой процесс, связано с движением, но это не механическая «передача» знаний, умений, навыков, т.е. обучение является двусторонним процессом, в котором тесно взаимодействуют педагоги и студенты, преподавание и учение.

Познавательная активность - это отношение обучающихся к учению; направленность и устойчивость познавательных интересов, стремление к эффективному овладению знаниями и способами деятельности.

Можно выделить следующие компоненты, входящие в структуру активности:

  • готовность выполнять учебные задания;
  • стремление к самостоятельной деятельности;
  • сознательность выполнения заданий;
  • систематичность обучения;
  • стремление повысить свой личный интеллектуальный уровень, степень самореализации.

Познавательная самостоятельность - это стремление и умение обучаемого без посторонней помощи овладевать знаниями и способами деятельности. Формируется это качество в ходе самостоятельной деятельности обучающегося.

Познавательная деятельность имеет три составляющие:

  • мотивационный компонент;
  • содержательно-операционный компонент;
  • волевой компонент.

Познавательная самостоятельность может быть присуща обучающимся в различной степени.

Поэтому можно говорить об уровнях познавательной самостоятельности:

  • репродуктивном (воспроизводящая активность);
  • частично-поисковом (интерпретирующая активность);
  • исследовательском (творческая активность).

Познавательные активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные студенты, как правило, и более самостоятельны; недостаточная собственная активность ставит обучающегося в зависимость от других, лишает самостоятельности.

Активизация - это управление активностью обучающихся. Это постоянный процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодолению пассивной деятельности, застою в умственной деятельности. Поэтому главной задачей является возбуждение у учащихся познавательных и нравственных мотивов учения, в развитии у них навыков самостоятельной познавательной деятельности.

Значит, учебный процесс должен протекать в условиях мотивационного включения обучающегося в познавательную деятельность, которая становится желаемой, привлекательной для студентов, приносящей удовлетворение от участия в ней. В таком случае обеспечивается комфортное психологическое самочувствие преподавателя и обучающихся, резкое снижение конфликтных ситуаций.

Главная цель активизации познавательной деятельности - формирование активности обучающихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.

В соответствии с этой целью в своей педагогической практике хотелось бы выделить следующие задачи при изучении курса истории:

  • создать модель учебного занятия направленного на развитие познавательной активности и познавательной самостоятельности студентов;
  • разработать систему проблемно-познавательных задач при изучении курса истории;
  • создать условия для творчества - реализовать ключевой принцип личностно-ориентированного обучения.

Работая более 5 лет преподавателем истории и экономики в Белгородском правоохранительном колледже им. Героя России Бурцева В.В., пришлось столкнуться с проблемами:

  • поступая в колледж из разных школ, обучающиеся , естественно, обладают программными знаниями, умениями и навыками на разном уровне;
  • трудности, которые испытывают обучающиеся в поиске нужной информации, умение делать выводы, обобщения, сравнения, аргументировано высказывать свое мнение, снижали эффективность процесса обучения.

Становится очевидными противоречия - между недостаточно развитыми учебными умениями и навыками и ограниченными возможностями их развития на традиционном уроке; между стремлением обучающихся к самовыражению и отсутствием соответствующих условий в рамках классического урока.

В учебно-воспитательном процессе, где все еще преобладают традиционные формы: вербальные методы обучения, фронтальные формы работы, недостаточная ориентированность на личностный потенциал - решить эти проблемы трудно. Только активное включение самого обучаемого в познавательную деятельность, развитие устойчивой познавательной и нравственной мотивации может повысить эффективность образовательного процесса.

Значит, активизацию учения можно рассматривать, как мобилизацию преподавателем с помощью специальных средств интеллектуальных, нравственно-волевых и физических сил учащихся на достижение конкретных целей обучения и воспитания.

В своей педагогической практике используем различие пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность обучающихся.

Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:

  • аргументировано отстаивать свое мнение;
  • принимать активное участие в дискуссиях, обсуждениях;
  • рецензировать ответы товарищей;
  • задавать вопросы своим товарищам и преподавателю;
  • заниматься обучением отстающих;
  • самостоятельно выбирать посильное занятие;
  • находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);
  • создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;
  • решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.

Конечно, при организации обучения нельзя обойтись и без традиционных методов обучения. В зависимости от специфики и уровня сложности информации мной используются различные методики: репродуктивная, объяснительно-иллюстративные, поисковые, экспериментальные.

Все это позволяет управлять познавательной деятельностью обучаемых, помогает им усвоить информацию, овладеть способами познавательной деятельности.

Можно с уверенностью утверждать, что знание, добытое путем собственного напряжения, усилий имеют для учащегося огромную познавательную ценность. Отсюда можно сделать вывод, что успех обучения, в конечном итоге определяется отношением обучающихся к учению, их стремлением к познанию, осознанным и самостоятельным приобретением знаний, умений и навыков, их активностью.

«Дать человеку деятельность, которая бы наполняла его душу»,- так емко и точно определил К.Д.Ушинский главную цель обучения и воспитания. И вряд ли кто сегодня усомнится в ее актуальности. Поэтому в качестве альтернативы методу передачи готовых знаний и пассивного усвоения их обучающимися, необходимы методы и приемы, направленные на организацию индивидуального и коллективного поиска обучающихся, самостоятельной работы, то есть реализацию личностно-ориентированного, деятельностного подходов к обучению, предполагающих постоянную включенность преподавателя и обучающегося в деятельность, их активность, сотрудничество.

Если учение реализуется как деятельность, как процесс решения учебных задач, создаются реальные педагогические условия для развития сотрудничества в обучении , взаимного обогащения педагогов и обучающихся.

Назначение активизации учения состоит в возбуждении преподавателем познавательных и нравственных мотивов учения обучающегося , которые приводят к формированию целевых установок , мобилизации внутренних сил и созданию благоприятных внешних условий для успешного усвоения обучающимися содержания образования или его части. повышение активности обучающихся должно способствовать формированию стержневых качеств личности , познавательной самостоятельности и познавательной активности.

Автор:
Еренкова Валентина Михайловна
преподаватель истории и экономики
Белгородского правоохранительного колледжа
имени Героя России В.В.Бурцева

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Лучшие статьи

Статей за текущий месяц нет.
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены