РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Применение облачных технологий на уроках информатики

Информация – чуть ли не главная ценность в наше время и количество ее постоянно возрастает. Достижения, которые в настоящее время существуют в области информатизации, обусловлены в основном высоким уровнем аппаратного и программного обеспечения современных коммуникационных технологий.

Многие годы мотивом для изучения информатики, в первую очередь, выступал интерес к компьютеру. Цифровое будущее, о котором думалось и мечталось, становится привычным цифровым настоящим. Компьютер завораживал обучающихся тайной своей могущественности и демонстрацией все новых возможностей. Сейчас мы наблюдаем картину, что компьютер стал фактически бытовым прибором и теряет свой таинственный ореол, а вместе с ним и мотивационную силу. Сейчас уже никого не удивишь ни компьютером, ни

Интернетом, ни мобильным телефоном, ни другим цифровым устройством. На уроках информатики, можно услышать слова «Я не буду это учить и выполнять, потому что это никогда не понадобится». Но наука шагнула вперед!

Для создания мотивации можно использовать облачные технологии, которые позволяют наиболее эффективно изучать материал на любом из дидактических уровней через активное использование в учебно - воспитательном процессе. Облачные технологии, благодаря своей эффективности и экономии затрат были адаптированы в различных отраслях промышленности. Образование также может быть следующим в очереди, чтобы пользоваться многими преимуществами, которые они предлагают.

Так что же такое «облачные технологии»? Википедия дает такое определение: «Облачные вычисления (англ. cloud computing) - технология распределённой обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как интернет-сервис»

Проанализируем сущность и основные характеристики облачных технологий для того, чтобы обосновать возможность и целесообразность их применения в образовательном процессе современной школы. Национальный институт стандартов и технологий США в одном из документов определил облачные вычисления как модель предоставления повсеместного и удобного сетевого доступа к общему пулу конфигурируемых вычислительных ресурсов (например, сетей, серверов, систем хранения), которые могут быть быстро предоставлены и освобождены с минимальными усилиями по управлению и необходимостью взаимодействия с провайдером услуг. При облачных вычислениях данные постоянно хранятся на виртуальных серверах, расположенных в облаке, а также временно кэшируются на клиентской стороне на компьютерах, ноутбуках, мобильных устройствах и пр. Для построения облака используют одну из трех базовых моделей: программное обеспечение как сервис, платформу как сервис, инфраструктуру как сервис. На рис. 1 представлена сервисная модель архитектуры облачных вычислений, из которой видно, что основу облака составляет инфраструктура как сервис (IaaS – Infrastructureas a Service), затем на нее накладывается платформа как сервис (PaaS – Platform as a Service), а поверх PaaS – программное обеспечение как сервис (SaaS – Software as a Service).

Как пример использования облачных технологий в образовании, можно назвать электронные дневники и журналы, личные кабинеты для учеников и преподавателей и другое. Это и тематические форумы, где ученики могут обмениваться информацией. Это и поиск информации, где ученики могут решать определенные учебные задачи даже в отсутствии преподавателя или под руководством его.

Для этого можно использовать:

  • Компьютерные программы;
  • Электронные учебники;
  • Диагностические, тестовые и обучающие системы;
  • Прикладные и инструментальные программные средства;
  • Телекоммуникационные системы (электронную почту, телеконференции);
  • Электронные библиотеки и другое.

Выбор применения облачных технологий в образовательном процессе, а именно, на уроках информатики, обоснован:

  • расширением возможности представления учебной информации;
  • возможностью коллективной (групповой) работы с созданным документом, как в классе, так и за его пределами;
  • работать в облаке можно из любой точки, где есть доступ в сеть Интернет;
  • для работы в облаке не требуется наличия на компьютере особого программного обеспечения;
  • доступ к образованию детей с ограниченными возможностями (дистанционное обучение).

На уроках информатики можно использовать облачные сервисы Google – это один из вариантов сервисов Web 2.0, они просты в использовании и предоставляют широкий круг возможностей, как для обучающихся, так и для учителей.

Целесообразно использовать следующие возможности сервиса Google Docs:

  • Google Документ (написание совместных текстовых работ, проведение проверочных работ, работа над совместными творческими проектами, создание школьной газеты, выполнение домашнего задания и др.);
  • Google Презентация (подготовка презентации для своего выступления, на уроках – создание коллективной презентации по определенной теме, где каждый обучающийся может оформить определенный слайд, отвечая на конкретный вопрос (находит его в учебной литературе или интернете) и др.);
  • Google Таблицы (создание кроссвордов или проведение исследования на уроке, создание сводной ведомости результатов работы обучающихся и др.);
  • Google Форма (создание тестов для проверки знаний, анкетирования; возможен сбор ответов учащихся на задания, что позволяет педагогу проверять задания в удобное для него время; к тому же, педагог может проследить дату входа на ресурс любого ученика, увидеть изменения, которые он сделал, проанализировать активность обучающихся);
  • Google Сайты (создание коллективных интернет - страниц, интернет-сайтов);
  • Google Диск (бесплатный сервер для хранения файлов, обмен файлами, неограниченное время хранения).

Необходимо отметить, что наряду с «плюсами» использования облачных технологий в образовательном процессе существуют и «минусы». Пользование ресурсами подразумевает высокую степень зависимости от сервисов сторонних производителей:

  • зависимость качества работы сервиса от качества работы многих других компаний (подключение к сети Интернет);
  • уязвимость конфиденциальных данных, хранимых на сторонних серверах, для злоумышленников (известны случаи хищения личных данных пользователей, массовых взломов учетных записей блогов);
  • серьезнейшим недостатком сервисов, где контент касается социально - значимых вопросов и допускаются пользователи под псевдонимами и анонимно, все чаще становится «затопление вздором» (английский термин BS-flooding; создание фейковых аккаунтов).

Кроме этого, есть и ограничения применения технологии:

  • наличие компьютеров на уроке, число которых должно соответствовать числу обучающихся;
  • для получения качественных услуг необходимо иметь надежный и быстрый доступ к сети Интернет;
  • время работы за компьютером регламентировано нормами СанПиН;
  • недостаточное количество времени у педагогов для подготовки к урокам.

Однако этот «риск» оправдан, с внедрением современных информационных технологий в образовательный процесс, происходит формирование новых, более эффективных образовательных технологий, которые способствуют воспитанию всесторонне развитой личности, способной творчески мыслить, находить нестандартные решения, уметь осознанно выбирать свой профессиональный путь и быть готовым учиться на протяжении всей своей жизни.

При использовании в образовательном процессе возможностей облачных технологий, можно увидеть ряд преимуществ. Прежде всего, это возможность организации совместной продуктивной деятельности школьников. Теперь они имеют возможность создавать коллективные документы, работать над совместными творческими проектами. И сегодня увлечены сотворчеством... и учащиеся, и педагоги...

Именно сервисы Google составляют инструментальную основу инновационных педагогических технологий деятельностного типа.

Обучение становится личностно - ориентированным. Работа с коллективными документами позволяет включить в деятельность каждого ученика, сделать его вклад весомым, что, естественно, влияет на самооценку школьника, служит мотивом для саморазвития.
Значительно возрастает мотивация участников образовательного процесса. Это связано с активным включением учащегося в деятельность, их любовь к социальным сетям и вообще, к виртуальной реальности.

Со стороны родителей есть положительные моменты, они видят, что домашний компьютер используется для обучения и развития ребенка, а не только для общения в социальных сетях. Web - серфинг в сети Интернет превращается в web-навигацию, определяя для учащегося образовательные цели и ориентиры, при этом предоставляя ему право выбора образовательного маршрута.

Использование сервисов Google позволяет создать уникальную информационно - образовательную среду, соответствующую требованиям ФГОС нового поколения, организовать учебный процесс, направленный на формирование у школьников не только предметных результатов, но и универсальных учебных действий:

Познавательные УУД:

  • самостоятельное выделение и формирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • постановка и формулировка проблемы;
  • моделирование.

Регулятивные УУД:

  • умение учиться и способность к организации своей деятельности;
  • умение действовать по плану;
  • формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей.
  • умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

  • умение слушать и вступать в диалог;
  • умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
  • инициативное сотрудничество в сборе информации и др.

Личностные УУД:

  • владение основами самоконтроля, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение строить логические рассуждения и делать выводы;
  • формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей;
  • планирование и регуляция деятельности;
  • владение устной и письменной речью, монологической речью.

Мною среди учащихся 9-х классов нашей школы был проведен опрос. Первый вопрос: слышали ли вы когда-нибудь об облачных технологиях, и второй вопрос: каким облачным хранилищем вы пользуетесь. На основания полученных данных можно сделать вывод, что практически половина учащихся не знают об облачных технологиях. 43 % учащихся предпочитают Google Диск, Яндекс Диск – 17%, Mail.ru Облако – 5%.

Планирую в ближайшем будущем применить технологии в 8-9 классах, т.к. так как обучающиеся хорошо владеют навыками работы в Word и Power Point, с удовольствием будут выполнять задания с текстовыми файлами и презентациями, графическим редактором.

К совместной работе над документом можно отнести таблицу, которую должны заполнить учащиеся по какой-либо теме. При попытке работы с такими документами в локальной сети возникает проблема, связанная с тем, что одновременно с одним и тем же документом работать на разных компьютерах нельзя. Появляется множество копий одного и того же документа, которые потом надо соединять воедино.

Для совместной работы в облачных технологиях необходимо создать или поместить документ в облачное хранилище и предоставить доступ к нему тем, у кого есть ссылка или по адресам электронной почты.

Сегодня облачные технологии – это то, чем почти каждый пользуется ежедневно. Любая почта на Яндексе или Google, сетевые игры, онлайн развлечения и электронная торговля. Облачные технологии развиваются стремительно и охватывают все больше и больше сфер.

Стремительное распространение облачных технологий ставит перед нами задачу интеграции облачных сервисов в систему образовательного учреждения. Облачные вычисления имеют широкие перспективы применения в сфере образования, научных исследованиях и прикладных разработках, а также для дистанционного обучения.

Таким образом, в период перехода на новые образовательные стандарты облачные технологии помогают формированию новой информационной культуры учителя и ученика, и дают уникальную возможность соединить проектную методику и информационно-коммуникационные технологии.

Использование облачных технологий в учебном процессе позволяет сделать образовательное пространство открытым

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены