РАЗРАБОТКИ

Другие модули


ИКТ как средство организации самостоятельной работы студентов в процессе формирования общих компетенций

Современное образование призвано создавать условия, при которых у учащихся формируется опыт самостоятельной деятельности, в результате чего наиболее полно раскрываются индивидуальные способности и создаются предпосылки для творческого развития будущего специалиста.

Одни авторы рассматривают самостоятельную работу как метод обучения, другие – как одно из средств обучения, третьи – как форму организации познавательной деятельности.

Первые считают, что самостоятельная работа студентов, включаемая в процессе обучения, – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время.

Вторые отмечают, что самостоятельная работа в системе учебного процесса должна рассматриваться и как средство обучения, и как форма учебно-научного познавания.

При раскрытии сущности самостоятельной работы третьи выделяют следующие признаки: «Студент ведет ее сам, без прямой посторонней помощи; он опирается на собственные знания, умения, убеждения, жизненный опыт, мировоззрения, выражая при этом личное отношение, собственную аргументацию, инициативу, творческое начало; содержание работы – образовательное, воспитательное, логически развивающее мышление и положительные качества учащегося».

Необходимо организовать самостоятельную работу таким образом, чтобы каждый студент имел возможность овладеть учебным материалом по отдельным темам, предметам на разных уровнях, но не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей. Современное образование ставит своей целью воспитание социально-компетентной личности, где особенно важным являются информационная и учебно-познавательная компетентность личности, успешно формировать которые позволяет метод самостоятельной работы с использованием ИКТ.

Компетентностный подход в профессиональном образовании заключается в развитии у студентов набора ключевых компетенций, которые определяют его успешную адаптацию в обществе. В отличие от термина «квалификация», компетенции включают помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию, такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность к работе в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию, применять информационно-коммуникационные технологии в своей профессиональной деятельности.

Современную жизнь очень сложно представить без использования информационных технологий. В соответствии с современными тенденциями развития общества для системы образования все более характерными становятся динамизм и вариативность. Одна из задач преподавателей средних профессиональных учебных заведений на современном этапе – заложить фундамент в подготовке специалиста-профессионала, готового к жизни в новом информационном мире. Это обусловлено активным использованием в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий, которые в последние годы становятся его неотъемлемой частью.

В своей работе при организации самостоятельной работы студентов я использую электронные тесты, применяю презентации, и как средства развития навыков самостоятельного поиска даю задания студентам самим приготовить презентации. Мультимедиа средства значительно расширяют возможности представления учебной информации. Позволяют создавать активный познавательный процесс, что существенно повышает мотивацию обучающихся, повышает эффективность самостоятельной работы.

На мой взгляд, уроки информационных технологий принципиально отличаются от других учебных предметов, т.к. именно на них происходит активная самостоятельная деятельность.

На своих уроках я стремлюсь к тому, чтобы обучающийся четко для себя представлял, что и как он изучает сегодня, на следующем занятии и каким образом он сможет использовать полученные знания в последующей жизни. Именно умение ставить личные цели, понимать и осознавать смысл своей деятельности, при этом соотнося его с условиями внешнего мира, определяет в значительной степени успех личности вообще и успех в образовательной сфере в частности.

Вовлекаю обучающихся принимать участие в предметной неделе, которая включает в себя нестандартные задания. Некоторые из заданий требуют не только знания информационных технологий, но и практической смекалки, умения ориентироваться в конкретной обстановке. Например, при изучении электронных таблиц предлагаю учащимся выступить в роли продавца компьютерного магазина, который должен собрать компьютер для покупателя, при этом необходимо заказать комплектующие через Интернет, и желательно, по самым низким ценам. Таким образом учащиеся учатся не только работать с программой MS Excel, но и видят возможности практического применения этой программы, что увеличивает мотивацию при изучении данной темы.

При формировании учебно-познавательной компетенции я считаю, что особенно эффективно данный вид компетенции развивается при выполнении нестандартных, занимательных заданий. Например, при изучении темы «Дополнительные возможности текстового редактора MS Word» предлагаю обучающимся создать буклеты на различную тематику, собственную визитную карточку или рекламный плакат. Так же подойдет задания «Создайте документ по образцу», в котором обучающиеся анализируют исходный документ, оформляют свой и сравнивают его с оригиналом.

При формировании информационной компетенции нельзя исходить лишь из наличия умений использования компьютерной и информационной техники. На мой взгляд, этот компонент - лишь информационная грамотность. Но, будучи только информационно грамотным, ученик не может быть информационно компетентным. Важно также присутствие такого компонента как информационная культура. Это понятие более широкое, чем грамотность, и выражает прежде всего сознательное владение современными техникой и технологиями, способность к анализу и сознательному использованию информации. Одним из признаков информационной культуры современного человека является умение, путем эффективного использования ИКТ, в доступной и понятной форме представлять результаты своей продуктивной деятельности.

При подготовки сообщений и рефератов студенты используют Интернет-ресурсы для поиска информации, знакомятся с информационными ресурсами электронных библиотек и электронных энциклопедий.

При организации самостоятельной работы в процессе формирования общих компетенций студентов я применяю ИКТ в следующих целях:

  • на практических занятиях для решения сквозных профессиональных задач с использованием стандартного (электронные таблицы Еxcel) и специального программного обеспечения при помощи разработанных методических рекомендаций;
  • для организации работы студентов путем подбора соответствующих заданий, для поиска информации (интернет, информационно-справочные системы «Гарант», «Консультант»), для оформления результатов учебной деятельности, для самостоятельного решения профессионально ориентированных задач;
  • для научно-практической деятельности студентов с целью поиска информации и оформления работ (курсовые и выпускные квалификационные работы, исследовательские работы для научно-практических конференций).

На современном этапе информатизации и перехода на образовательные стандарты третьего поколения, когда в качестве образовательных результатов выступают компетенции, формирование общих компетенций студентов средних профессиональных учебных заведений должно осуществляться целенаправленно, систематически, в условиях, приближенных к реальным профессиональным ситуациям.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены