РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Реализация системно-деятельностного подхода в обучении технологии через проектную деятельность на уроках и внеклассной работе

Китайская пословица гласит: «Скажи – и я забуду. Покажи – и я запомню. Вовлеки – и я научусь». Для вовлечения учеников в активную познавательную деятельность на уроках технологии и во внеурочной деятельности, я использую разные методы, одним из которых является метод творческого проектирования. Метод проектов, несмотря на то, что не является новым в мировой педагогике, и уже давно успешно применяется в практике учителей технологии, остается актуальным и возможно наиболее эффективным, и отвечающим требованиям нового образовательного стандарта.

Мы с вами знаем, что основное отличие нового Стандарта заключается в изменении результатов, которые мы должны получить на выходе (личностные, предметные и метапредметные). Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (программы формирования УУД). В широком значении термин "универсальные учебные действия" означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Активное включение учащихся в создание проекта дает возможность осваивать новые способы человеческой деятельности, предоставляет, тем самым, прекрасную возможность для формирования УУД.

Формирование универсальных учебных действий в процессе работы над проектом можно проследить на каждом этапе:

  • выбор и обоснование темы проекта (регулятивные: целеполагание - как постановка учебной задачи, анализ, выдвижение гипотез; коммуникативные: обоснование идеи изделия; аргументированная защита своего выбора);
  • определение конечного результата, цель проекта (регулятивные: прогнозирование, предвосхищение результата)
  • обсуждение и составление плана проекта (регулятивные: планирование и определение последовательности промежуточных целей, составление плана и последовательности действий по реализации проекта; познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, консультации, обсуждение; управление поведением партнера; личностные: самоопределение);
  • сбор информации, анализ прототипов (познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения проблемы в зависимости от конкретных условий; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера);
  • изготовление проектного изделия:(регулятивные:поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы; познавательные:виртуальное и натуральное моделирование технологических объектов и процессов);
  • оформление проекта:(познавательные:постановка и формулирование проблемы; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; построение логической цепи рассуждений; коммуникативные:формулирование собственной позиции, аргументированное обоснование своего мнения и позиции);
  • анализ результатов, оценка проекта:(регулятивные:самооценка, взаимооценка; саморегуляция).

Основным подходом формирования УУД, согласно новому стандарту образования, является системно-деятельностный подход, когда ученик не получает готовые знания, а добывает их в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Таким образом, метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты, является одним из методов реализации данного подхода.

Мною разработана и апробирована методика проектной деятельности, накоплен большой методический и дидактический материал, творческие работы учащихся (пояснительные записки к творческим проектам, презентации, проектные изделия).

В своей работе, реализуя стандарты второго поколения, я применяю разные виды проектов:

  • учебные: «Воскресный завтрак для всей семьи», «Планировка-кухни столовой», «Растения в интерьере жилого помещения», «Аксессуары, связанные крючком или на спицах» и т.д., соответствующие разделам программы предмета Технологии в 5-6 классах;
  • творческие: «Лоскутное шитье. Традиции и современность», «Куклы-обереги», «Развивающая игрушка», «Умный дом», «Освещение загородного дома», «Бюджет моей семьи», « Вышивка лентами», «Ароматы ванили» (комплект швейных изделий, состоящий из платья, пальто и пончо из искусственного меха); комплект повседневной одежды «Сиреневый МИКС» (основу комплекта составляет платье вязаное крючком, с элементами вязания на вилке, кардиган, сумочка), «Этюд в розовых тонах» (комплект нарядной одежды);(«Осенняя рапсодия» (палантин и сумка);«Клюква в сахаре» (изготовление жакета, берета, палантина, сумки, броши), «Небесная лазурь» (палантин), выполненные в технике «Crazy wool», обработка нетканых материалов; проекты профессиональной направленности: «Мой личный профессиональный план», «Перспективные профессии будущего», «Я-экономист», «Профессия нейрохирург»; учебно-исследовательские: «Русский народный костюм Орловской губернии», «СВЧ-печь, польза или вред», «Витражные техники»;
  • социальные: «Мой друг-светофор» разработка методического пособия по ПДД), разработка сценария мероприятия «Безопасность на дороге».

Так же, мои ученики выполняют проекты разные по продолжительности и способу организации деятельности с учащимися:

  • минипроекты — укладываются в один урок или даже его часть;
  • краткосрочные — на 4-6 уроков;
  • недельные - предполагается сочетание классных и внеклассных форм работы;
  • глубокое погружение в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы; долгосрочные (годичные) проекты как индивидуальные, так и групповые (парные, коллективные); выполняются, как правило, во внеурочное время.

Планируя работу, учащиеся составляют паспорт проекта, в котором отражаются тема, идея, цель и задачи, предстоящего проекта, указываются участники проекта, уточняется конечный результат и форма его презентации, этапы и сроки подготовки этих этапов. Если проект групповой, то распределяются роли и ответственные.

Мною разработаны критерии оценки индивидуального и коллективного проектов, в которых учитывается уровень сформированности навыков проектной деятельности по четырем показателям:

  • способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблемы (включает в себя оценку сформированности познавательных учебных действий, умение поставить проблему, выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку информации, обоснование выбора лучшей модели, прогноза, творческого решения и т.д.);
  • сформированность предметных знаний и способов действий (умение раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно, в соответствии с рассматриваемой проблемой использовать имеющиеся знания и способы действий);
  • сформированность регулятивных действий (умение самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсы для достижения цели, разрабатывать стратегии решения проблем в трудных ситуациях);
  • сформированность коммуникативных действий (умение ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументировано ответить на вопросы).

Хочется отметить, что работа учителя, в обучении школьников по методу проекта, не проста.

Максимально активизировать творческие способности учащихся, создать условия для зарождения у них технического замысла – задачи моей педагогической деятельности. Я должна помочь ученикам на каждом этапе выполнения проекта.

Использую метод консультаций, который позволяет им определиться с темой проекта, помочь обосновать проблему; оказать помощь в поиске и систематизации информации; часто самой быть источником информации; координировать весь процесс; поощрять учеников; поддерживать непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом. В ходе консультирования стараюсь заинтересовать учеников процессом творческого поиска, так как это и есть процесс развития, совершенствования, повышения самооценки, уважения к себе и самореализации. Такой подход помогает создать атмосферу доверия и взаимопонимания, позволяет детям открыть себя и свои возможности.

Современная реальность требует от педагога серьезной, творческой, исследовательской работы, в которой педагогика «сотворчества» переходящая в «творчество» ученика и учителя, использование инновационных технологий являются определяющими в силу неповторимости социальных условий, педагогической среды, нестандартности воспитанников, уникальности и разнообразия решаемых воспитательных задач.

Я считаю, что педагогика творчества, используемая мною в работе по методу проекта - это перспективная исследовательская педагогическая деятельность, практика, направленная на поиск личностных смыслов педагогических явлений, необходимых для развития ученика. Я никогда не забываю, что все дети талантливы, и стараюсь всеми формами и методами обучения, внедрением в образовательный процесс инновационных технологий, проявлению их талантов, так как формирование креативного мышления учащихся является целью моей работы по методу проектов и обучению технологии в целом.

В заключение, хочу процитировать слова известного психолога Льва Семеновича Выготского, которые отражают суть моей педагогической деятельности: «То, что ребенок сегодня умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он способен выполнить самостоятельно…Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня».

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены