РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Обобщения опыта работы по внедрению метода проектов в начальной школе

Обобщения опыта работы по внедрению метода проектов в начальной школе.

Новые федеральные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед школой новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося, которое обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Решение этих задач вызвало необходимость поиска новых, более эффективных технологий.

Всем известно, что такое технология проектов(ТП), учебный проект. Мне же хотелось затронуть тему: какова специфика проектной работы в начальной школе.

На сегодняшний день нельзя уверенно сказать, что технология обучение по методу проектов в начальной школе полностью разработана и апробирована. Но, тем не менее, такой опыт имеется. Практика проведения учебных исследований с младшими школьниками может рассматриваться как особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков. Эта работа может иметь и локальный, и фронтальный характер, ее можно проводить индивидуально, с небольшой группой детей, в процессе основных учебных занятий.

Учебный проект – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнёров, имеющая общую цель и согласованные способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Метод проектов всегда предполагает решение проблемы, предусматривающей, как использование разнообразных методов, так – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Проект – это всегда творческая деятельность.

В ходе проектной деятельности учащиеся расширяют знания содержания изучаемых предметов, формируют навыки исследовательской деятельности, подходы к решению проблем в границах изучаемого предмета.

Очень часто метод проектов направлен на самостоятельную работу учащихся — парную, индивидуальную или групповую, которую ребята способны выполнить на протяжении заранее выделенного промежутка времени.

Но самостоятельная работа возможна лишь при сформированности определённых общеучебных умений:

  • постановка цели и задач,
  • планирование своей деятельности,
  • работа с текстовой информацией,
  • анализ и оформление полученной информации,
  • формулирование выводов.

Говоря о специфике организации проектной деятельности в начальной школе, понимаем, что дети не способны самостоятельно работать над проектом, т.к. не обладают выше изложенными умениями.

Следовательно, необходимо определить этапы, методы и формы организации деятельности учащихся, формирующей необходимые умения.

1 этап. Формирование умения выбрать необходимую информацию, соответствующую теме сообщения.

Здесь уместны регулярные упражнения на уроках литературы, русского языка и окружающего мира, направленные на поиск ответа на вопрос в тексте (подчёркивание, выписывание наиболее точных предложений, дающих ответ на поставленный вопрос). Данную работу можно начинать уже с 1 класса, когда дети освоили навык чтения.

Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.

Очень важно вести работу с осмысления прочитанного. Здесь как нельзя лучше подходит работа над определением темы и главной мысли текста, озаглавливание текста или его части.

  • Прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку.
  • Выбор фрагмента текста, к которому подходит иллюстрация.
  • Самостоятельное формулирование вопросов по тексту.

Надо отметить, что данная работа ведется на протяжении всей начальной школы.

Уже во второй половине 1 класса можно предложить творческую работу – небольшое сообщение на определённую тему. Естественно, здесь подключаются родители, помогающие выбрать книгу или другой источник информации, направляющие и корректирующие деятельность ребёнка. Главная цель на данном этапе-научить малыша отбирать нужную информацию. Из опыта работы могу сказать, что именно умение выбрать правильную, точную информацию по теме в небольшом объёме, доступном мл.школьнику, вызывает большие трудности: дети и родители подбирают много лишней информации, мешающей отразить тему и главную мысль сообщения. Обязательное условие: сообщение должно заканчиваться выводом о полученном знании. На данном уровне уместно завершить работу презентацией мини проекта с использованием творческого продукта – книжки-раскладушки, газеты, лэпбука и пр. Здесь же ребёнок учится кратко рассказывать о проделанной работе, то есть презентовать свой проект.

Таким образом, результатом работы на 1 этапе должно стать умение ребёнка составить небольшое сообщение на заданную тему.

2 этап. Формирование умения планировать свою деятельность в работе над проектом (начиная со 2 класса).

Планирование начинается с постановки цели проекта и определения задач.

Планирование включает в себя:

а) определение источников информации;
б) определение способов сбора и анализа информации (как теоретической, так и практической);
в) определение способа представления результатов;
г) установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;
д) распределение задач (обязанностей) между членами команды (в случае группового проекта).

Начинать работу следует с упражнений в постановке цели и задач к разным темам. На данном этапе дети должны понять схему планирования предстоящего проекта:

Тема - Цель – Задачи, как этапы достижения цели.

Например, предлагаются карточки подобного содержания:

Выберите цель, соответствующую теме.

Тема «Почему листья меняют цвет?»

Цель:

  1. Найти информацию о причине изменения цвета листьев.
  2. Выяснить, почему листья меняют цвет.
  3. Выяснить, все ли деревья меняют цвет.

Здесь же учу детей различать информационный (в случае выбора первой формулировки) и исследовательский (в случае выбора второй формулировки) проекты, так как от поставленной цели зависит ход проекта. В подобные упражнения закладываются разные (как подходящие, так и нет – третья формулировка) формулировки целей, задач.

Выберите задачи, подходящие для реализации цели исследовательского проекта по теме «Почему листья меняют цвет?».

Задачи:

  • Изучить необходимую литературу о причине изменения цвета листьев.
  • Изучить причину изменения цвета листьев.
  • Найти информацию, какие бывают листья.
  • Узнать, почему начинается листопад.
  • Провести опрос среди одноклассников «Знаете ли вы, почему осенью листья меняют цвет».
  • Провести опыт, при котором листья дерева изменят цвет.
  • Провести наблюдения за временем наступления листопада разных деревьев.
  • Сделать выводы.
  • Подготовить презентацию проекта.

Начинать работу лучше с информационного проекта. В учебниках 1-2 класса УМК «Школа России» достаточно тем для подобных проектов. Проект направлен на сбор информации, о каком-либо объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов. Требует хорошо продуманной структуры.

Структура: цель - предмет информационного поиска; задачи: выбор источников информации (интервью, анкетирование, литература, научно-популярные сайты Интернет) способы обработки информации (анализ, общение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы); результат информационного поиска (статья, аннотация, реферат, доклад, видео, т.д.);
презентация.

3 этап. Формирование умения проводить исследование и организовать практические действия для получения продукта проекта (3-4 класс).

На данном этапе необходимо вести подготовительную работу по формированию знаний способов изучения окружающего мира (наблюдение, опыт, измерение) и умения их применить.

Предлагаю задания типа:

Степан решил провести опыт с таянием льда. Он достал из морозильника одинаковые кусочки льда, приготовленные с помощью специальной формы, и положил несколько кусочков в кастрюлю с холодной водой и столько же кусочков в кастрюлю с таким же количеством горячей воды. Через некоторое время лёд в горячей воде растаял. Позже растаял лёд в холодной воде.

Сравни условия таяния льда в разных кастрюлях в описанном опыте. Подчеркни в каждой строке одно из выделенных слов.

  • Количество кусочков льда: одинаковое / различное
  • Количество воды в кастрюлях: одинаковое / различное
  • Температура воды в кастрюлях: одинаковая / различная
  • Количество кусочков льда:
  • Количество воды в кастрюлях:
  • Температура воды в кастрюлях:

Если бы Степан хотел выяснить, зависит ли скорость таяния льда, погружённого в воду, от количества этой воды, с помощью какого опыта он мог бы это сделать? Опиши этот опыт.

Источник: ВПР по окружающему миру 4 класс 2017 год, вариант 3.

Эти задания выполняются практически (с проведением самого опыта). Здесь же идёт работа над определением цели опыта, формулированием вывода.

Затем запускаю творческий или исследовательский проект. Считаю, что целесообразно формировать данные умения, работая всем классом над одним проектом. Причём, здесь имеется в виду не распределение обязанностей между учащимися, а выполнение всех этапов работы над проектом каждым учащимся. Организовать данную работу позволяют внеурочные занятия «Проектная деятельность».

Главную роль в процессе работы над проектом играет учитель. Мы совместно с детьми, выбрав тему проекта, обсуждаем, что нам известно по данной теме. Формулируем цель проекта, планируем задачи – этапы достижения цели. Учитель помогает определить проблему, которая потом будет решаться учащимися.

Чтобы избежать плагиата, я помогаю определить, какая информация необходима, подбирая источники (книги, сайты Интернет), куда дети уже самостоятельно (с помощью родителей) обращаются и выбирают нужную информацию для теоретической части проекта. Это им уже знакомо, т.к. выполнен ряд сообщений и информационных проектов на предыдущем этапе.

Вся практическая или исследовательская часть проекта проводится в классе. Учитель подбирает необходимые опыты, наблюдения, учит детей понимать их целесообразность. Здесь дети учатся проводить опыты, наблюдения (в случае исследовательского проекта), практические действия (в случае творческого проекта, предполагающего получение определённого продукта), фиксировать их, делать выводы. Дети ведут тетрадь для проектов, куда заносятся все данные: цель и описание опытов, выводы; оформляется технологическая карта получения продукта проекта.

Далее ребёнок, пользуясь накопленными материалами, упорядочивает собранную информацию и оформляет её в виде печатной либо написанной от руки работы.
Таким образом, выполняя совместно с учителем несколько проектов, ребёнок получает шаблон, следуя которому он сможет выполнить следующий проект с большей долей самостоятельности. В помощь учащимся и родителям предлагаются памятки, содержащие информацию о правильном оформлении всех разделов проектной работы.

Каждый проект должен быть доведён до успешного завершения, оставляя у ребёнка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось и услышать похвалу в свой адрес. Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация(защита) проекта. Здесь важно учить детей умению кратко представить результат своей работы. Защита должна отражать все части проекта.

При организации данной работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. А именно: темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития. Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 2 -4 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены