РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Теоретический аспект формирования самостоятельности у обучающихся

Исследование вопроса воспитания самостоятельности индивида имеет длительную историю. Ее корни достигают философских трактатов ученых Древней Греции, имеющие дальнейшее развитие в работах таких известных отечественных психологов, как Б. Ананьев, К. Абульханов-Славская, П. Блонский, Л. Выготский, В. Давыдов, О. Леонтьев, С. Рубинштейн, и педагогов М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера,Т. Алмазова, П.И. Пидкасистого, и др., которые отмечали, что самостоятельность является одним из главных качеств субъекта учебной деятельности, которое предполагает наличие конкретных характеристик, свойств, умений и навыков.

Самостоятельность является основным вектором взросления, поскольку представляет собой инициативное, ответственное поведение, которое не зависит от чьего-либо влияния, совершается без помощи со стороны, своими силами.

Среди исследователей длительное время велись дискуссии о том, в каком именно возрасте и в каком виде проявляется самостоятельность, какое поведение ребенка считается самостоятельным. Одни ученые (В. Крутецкий, М. Левитов, В. Селиванов и др.) отмечают, что настоящая самостоятельность характерна лишь для взрослого человека; другие (В. Бабий, Т. Быстрова, К. Оспанова, Л. Ростовецкая) под самостоятельностью понимают развитое качество, проявляющееся у подростков; некоторые исследователи (Ш. Амонашвили, Г. Цукерман и др.) описывают ярко выраженную самостоятельность у детей шестилетнего возраста; однако такие исследователи, как Г. Година, Т. Гуськова, О. Кононко, О.

Люблинская, доказывают, что тенденции к самостоятельности проявляются уже у детей третьего года жизни в период кризиса «Я сам». Несмотря на то, что мнения исследователей в вопросе определения сроков противоречивы, они сходятся в том, что самостоятельность представляет собой важнейшую характеристику индивида, без которой он не будет полноценным. Обусловлено это зависимостью исследуемого феномена от следующих факторов:

  • физиологическое, психологическое, социально-личностное развитие ребенка;
  • индивидуальные особенности.

Психофизиологический механизм самостоятельности зависит от изменений, происходящих в процессе развития детей в определенный возрастной период. К примеру, на начальном этапе дошкольного детства самостоятельные действия ребенка, обогащаясь и приобретая системность, постепенно принимают форму деятельности. На среднем этапе дошкольного возраста в различных видах деятельности проявляются разные формы самостоятельного поведения.

Самостоятельностью является умение целенаправленно работать по плану, выбирать самые рациональные приемы учебного труда, корректно рассчитывать собственные силы и учитывать результаты своей деятельности. Самостоятельность подразумевает сформированность навыков саморегуляции, позволяющие оценить результаты собственных действий и корректировать их в случае необходимости. Большое значение имеет умение распределить свои усилия в процессе достижения поставленной цели .

Необходимо обозначить структурный подход к самостоятельной деятельности, её сущность. Первоначально у ребенка наблюдается возникновение потребности к самостоятельной деятельности. Безусловно, самостоятельная деятельность ребенка состоит из действий, направленных на
достижение потребности, цели.

В теоретическом плане выделяется 3 направления деятельности в самостоятельной работе: познавательное, практическое и организационно-техническое. Данное положение позволяет говорить о безграничных возможностях развития познавательной, учебной, творческой, организационной, исследовательской самостоятельности.

Практика работы показывает, что в формировании навыков самостоятельности можно выделить несколько этапов:

  1. первый этап включает формирование умений принимать и самостоятельно анализировать сообщение преподавателя в рамках учебного материала;
  2. на втором этапе формируют умения и навыки самостоятельной работы;
  3. третий этап предполагает переработку материала и закрепление знаний, умений и навыков. На этом этапе воспитанникам предлагают интерпретировать – передать изученный материал, используя приемы самоконтроля, например, при повторении или текущей проверке знаний – ответить на контрольные вопросы по содержанию материала или выполнить тестовые задания.

А.И. Савенков трактует понятие самостоятельность как личностное свойство, которое предполагает:

  • независимость суждений и действий, способность самому, без посторонней помощи и подсказки, реализовывать важные решения;
  • ответственность за свои поступки и их последствия;
  • внутреннюю уверенность в том, что такое поведение возможно и правильно.

Н.А. Ветлугина определяет самостоятельную художественную деятельность детей, которая возникает по инициативе самого ребенка. Мотивы ее возникновения не всегда и не сразу очевидны, и на первый план выступает её спонтанный характер. Также она выделяет, что если выявить мотивы и источники становления этой деятельности, то можно будет найти приемы косвенных воздействий, способствующих развитию детской инициативы.

Многими авторами самостоятельность рассматривается как общая характеристика регуляции личностью своей деятельности, отношений и поведения. Источником развития самостоятельности личности является опыт. Опыт самостоятельной творческой деятельности снижает у ребенка тревожность, развивает уверенность в своих силах.

Таким образом, в определении сущности понятия самостоятельность ученые отличают самостоятельность как качество личности, которое обеспечивает достаточно устойчивую тенденцию к независимости и инициативному поведению и самостоятельность, как характеристику деятельности, ситуативное проявление (ребенок справляется с заданием только в определенных условиях или только с определенным заданием).

Основываясь на позициях таких исследователей, как А.Т. Алимов , Н.А. Маркова и др., под самостоятельность мы понимаем способ деятельности, который обусловлен тем, что дети с раннего возраста связаны с освоением разных видов деятельности (игровой, трудовой, предметной, познавательной, продуктивной). Наше мнение такого, что формирование самостоятельности как характеристики способа деятельности представляет собой первый этап в развитии данного явления и выступает функциональной ступенью в процессе воспитания самостоятельности как качества индивидуума. Говоря иначе, на основе самостоятельности у детей формируется идеальный образ себя как самостоятельного деятеля, для которого свойственен определенный тип отношений к себе самому, к окружающим людям, к определенному виду деятельности.

На развитие самостоятельности также оказывают влияние уровень сформированности эмоциональной сферы ребенка, его интеллекта и воли. Самостоятельность, как базовое качество личности, помогает ребенку приобрести уверенность в себе, способность разрабатывать и реализовывать свою стратегию жизнетворчества, решать различные жизненные проблемы. На уровень сформированности самостоятельности влияют условия, в которых ребенок воспитывается, окружающая среда (биологические, социальные, физические, культурные факторы), познавательные и эмоциональные процессы, соответствующие возрастной зрелости.

Исследователи выделяют три важных компонента самостоятельности: интеллектуальный, волевой и эмоциональный.

Главными компонентами интеллектуальной составляющей вступают традиционное и продуктивное мышление. С исследуемой нами проблемой напрямую связано продуктивное мышление, поскольку оно отвечает за умение решать новые задачи, ориентироваться в ситуациях, которые возникают перед детьми.

Самостоятельность непосредственно связана с волей, по этой причине решение поставленной задачи ребенком предполагает наличие целеустремленности, настойчивости. Волевые качества индивида является фундаментом самостоятельности. Самостоятельный ребенок всегда обладает достаточно сильно развитой волей, он уверен в достижении своей цели и решителен в собственном выборе.

Что касается волевого компонента, то самыми важными выступают две характеристики, которые оказывают влияние на формирование самостоятельности :

  1. первичные проявления воли, закладывающиеся у ребенка в раннем детстве;
  2. зависимость развития свободы от средств, методов и условий воспитания.

В условиях правильно организованного процесса воспитания у детей можно сформировать такие значимые качества, как ответственность, дисциплинированность, организованность пр.

Знания являются основой для подготовки ребенка к самостоятельной деятельности. К сожалению, в образовательном пространстве образовательной организации часто усвоение знаний и формирование жизненной компетентности отделены друг от друга.

Ведь знание само по себе в условиях наличия соответствующего опыта их использования не является показателем жизненной компетентности, поэтому знания, умения, навыки требуют реализации в деятельности, без которой развитие самостоятельности будет невозможным.

Знания, мотивы, навыки и поведение, которые влияют на развитие самостоятельности ребенка динамичны, поскольку по мере роста ребенка объем его знаний и умений увеличивается, развиваются внимание, мышление, моральные и волевые качества, от чего непосредственно зависит уровень развития самостоятельности.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены