РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Уроки развития речи в рамках преподавания дисциплины "Русский язык" в системе СПО

В системе среднего профессионального образования дисциплина «Русский язык» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО. К сожалению, студенты приходят в учебные заведения с низким уровнем знаний в области знаний по дисциплине «Русский язык». Это касается не только освоения орфографии и пунктуации, но и умения применять полученные знания в устной речи.

В.В. Путин пишет: «Русский язык для нас — язык государственный, язык межнационального общения, и его ничем заменить нельзя. Он естественный духовный каркас всей нашей многонациональной страны. Его знать должен каждый».

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать многообразие языкового и культурного пространства России и мира, ценности национальной и мировой культуры, знать о роли русского языка в развитии ключевых компетенций, необходимых для успешной реализации, для овладения будущей профессии, самообразования и социализации в обществе.

Частой практикой преподавания дисциплины «Русский язык» является тотальная проработка правил и применения их в текстах (диктанта, изложения, упражнения), но, к сожалению, при этом часто отсутствует речевая практика. Современные студенты испытывают трудности в коммуникации. Обучающимся сложно формулировать свои мысли в устной речи, не используя разговорную лексику и слова-паразиты. Итогом является выход студентов-выпускников в жизнь с отсутствием элементарных коммуникативных умений.

Согласно ФГОС, сегодня мало быть просто знающим, мало иметь в своем багаже хорошие оценки по предметам – необходимо научиться применять свои знания, умения и навыки не только в сфере узкой специальности, но и в семейной, общественной, политической жизни.

В этой связи очень актуальными становятся те универсальные учебные действия, которые были введены ФГОС:

а) Личностные: формирование основ гражданской идентичности, правосознание, межличностные отношения.

б) Регулятивные – способность ставить цели и задачи, уметь контролировать свои действия, планировать будущий результат.

в) Коммуникативные: умение работать в группе, согласовывать свои действия, договариваться и поддерживать контакты, речевая деятельность.

г) Познавательные: смысловое чтение и осознанная работа с информацией, проектно-исследовательская работа, изучение различных действий и операций и умение применять их на практике.

Активность обучающегося признается основой достижения развивающихся целей образования – знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности.

В рамках образовательный проекта «Уроки развития речи в рамках преподавания дисциплины «Русский язык» в системе СПО были поставлены две конкретные цели.

  1. Развитие коммуникативных навыков (обогащение словарного запаса, развитие умения выражать и отстаивать собственную точку зрения, используя художественно-изобразительные средства русского языка)
  2. Развитие личностных и творческих качеств (умение выступать перед аудиторией, умение отбирать необходимую информацию в ситуациях общения, умения ориентироваться в мире и нахождении себя в социальной жизни).

Каким образом можно добиться реализации данных двух целей?

В рамках преподавания дисциплины «Русский язык» в системе среднего профессионального образования имеются 5 уроков в неделю. Из них 1 урок был определен на уроки развития речи.

Занятия по развитию речи в рамках преподавания дисциплины «Русский язык» - это уроки, на которых студенты применяют полученные знания на практике, которая носит практический характер. На уроках студенты обучаются всем видам речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение и письмо.

Как проходят данные занятия? На каждое занятие по развитию речи в рамках преподавания дисциплины «Русский язык» студентам заранее задаются темы докладов (речей), которые они должны подготовить в качестве домашнего задания.

Выявлены критерии выступления:

А) Раскрытие темы.

Б) Логичность (цельность, непротиворечивость, аргументированность, отсутствие логических ошибок).

В) Оригинальность подачи материала.

Г) Самостоятельность в подготовке текста выступления.

Д) Выразительность, богатство, уместность речи.

Е) Техника речи (дикция, интонация, громкость, темп).

Ж) Соблюдение норм литературного языка.

З) Манера поведения, использование невербальных средств.

Что касается хода урока, то здесь необходимо обратить внимание на практическую (основную) часть занятия. В основную часть занятия входят выступления всех студентов. То есть каждый студент должен выступить устно перед группой. В конце занятия студенты подводят итоги урока, анализируются достоинства и недостатки выступлений.

Уроки развития речи в рамках дисциплины «Русский язык» проходят по календарно-тематическому плану. Данная форма проведения занятий позволяет активизировать деятельность студентов, тем самым урок начинает носить практико-ориентированный подход.

Образовательный проект «Уроки развития речи в рамках преподавания дисциплины «Русский язык» предусматривает достижение результатов, прописанных в ФГОС. Студенты на занятиях начинают осознавать ценность русского языка, учатся соотносить и оценивать свою речь и определять, как выбор лексических средств может продемонстрировать интеллектуальное и духовное развитие носителя языка.

В связи с этим на занятиях по развитию речи студенты самостоятельно осваивают специфику формирования речи. Речь каждого человека индивидуальна и зависит от условий развития в детстве, от прочитанных книг, окружения, воспитания и мировоззрения в целом. Каждому студенту есть чему научиться на занятиях.

Предметными результатами обучения по дисциплине «Русский язык» в данном контексте становятся:

  1. Совершенствование видов речевой деятельности, обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
  2. Понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования.
  3. Использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка.

Все вышеперечисленные требования ФГОС нашли свое отражение в данном образовательном проекте в качестве методики преподавания русского языка.

В рамках проекта студенты работают с текстами разных стилей в зависимости от заданий (официально-деловой, художественный, публицистический, научный, разговорный стиль). Благодаря широкому выбору тем, студенты расширяют свое мировоззрение и узнают новую информацию, связанную с историей и культурой русского народа и окружающего их мира.

ФГОС акцентирует внимание на результаты изучения предмета «Русский язык». Итогом изучения курса «Русский язык» является:

  1. Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения образования.
  2. Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

В процессе работы студенты овладевают основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, а также нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний.

На данных уроках русского языка студенты имеют возможность сформировать универсальные учебные действия, помогающие в изучении других предметов программы СПО: умение формулировать цель своей деятельности, планировать её, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию, извлекать и обрабатывать необходимую информацию из различных источников и др. Это даёт основание говорить о метапредметности в изучении русского языка.

Русский язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Русский язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества.

Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Русский язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.

В рамках образовательного проекта студенты пишут тексты на различные темы, которые могут быть взаимосвязаны с разными предметами. Темы имеют прямую связь с жизнью, являются актуальными. Данный вид работы позволяет студентам раскрыть свой внутренний мир, поделиться взглядами на жизнь, осветить тот или иной вопрос по-своему.

Данный образовательный проект может быть реализован во всех субъектах Российской Федерации на таких дисциплинах, как «Русский язык», «Культура речи», «Иностранный язык», а также при формировании кружкой и секций по развитию речи в учебных заведениях. Также проект может быть реализован как в школах, так и в колледжах.

Список использованной литературы

  1. Голуб И.Б., Неклюдов В.Д. Русская риторика и культура речи. – М.: Логос, 2011. – 328 с.
  2. Маслов В.Г. Культура речи: Учебное пособие. – Москва : Флинта, 2010. – 81 с.
  3. Столярова Е.А. Стилистика русского языка: Конспект лекций. – Москва : Приор-издат, 2008. - 155 с.
  4. Котюрова М.П., Баженова Е.А. Культура научной речи. Текст и его редактирование: Учебное пособие. – Москва: Флинта, 2008. – 280 с.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и благодарность каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2018 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.

Яндекс.Метрика