РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Преподавание литературы и русского языка в НПО и СПО

«Обучение, воздействуя на ум, чувства и волю,
гармонически воспитывает целостного человека».
А. Дистервег

«Всеми возможными способами нужно воспламенять
в детях горячее стремление к знанию и к учению».
Я.А. Каменский

В ГАПОУ Стерлитамакском многопрофильном профессиональном колледже работаю с 01.09.2019 г. Могу сказать, что существует определенная специфика работы в сфере СПО и НПО. Преподавание общеобразовательных дисциплин должно быть организовано с учетом профиля получаемого студентами профессионального образования. Возникают определенные трудности в работе с тем, что в техникум приходят ребята из разных школ района, области. Поступают на обучение и из других регионов. Первый курс обучения является важным для адаптации обучающихся, вовлечения их в учебный процесс.

Термин «студент» имеет латинское происхождение и в переводе на русский язык означает человека, который усердно работает, учится, то есть овладевает знаниями. Студенты образуют определенную социально-профессиональную группу, ведущей функцией которой является приобретение знаний и умений в области избранной профессии, навыков самостоятельной творческой деятельности.

Второй период юности, на который приходится студенческий возраст, имеет специфические закономерности и представляет собой важный этап в развитии личности. В этот период происходит становление специалиста, формирование его мировоззрения, идеалов, убеждений. Студенческие годы для молодого человека следует рассматривать не только как подготовку к будущей профессиональной деятельности, но и как первую ступеньку к зрелости.

К. Д. Ушинский считал период жизни человека от 16 до 20-21 года наиболее решающим: «Здесь именно завершается период образования отдельных последовательностей (плетениць) представлений, и если не все они, то значительная часть их группируются в одну сеть, достаточно широкую, чтобы оказать решающую предпочтение тому или иному представлению в направления мыслей человека и его характере».

Исходя из этого, я определила задачи моей деятельности на уроке и во внеурочной работе: создать условия для развития личности выпускника, обладающего общими компетенциями, включающими способность:

  • понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
  • организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
  • анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
  • осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
  • использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
  • управлять собственным личностным и профессиональным развитием, адаптироваться к изменениям
  • работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами

Для достижения поставленных целей я использую в работе метод проблемного обучения.

Изучая и анализируя различные современные педагогические технологии, я пришла к выводу, что метод проблемного обучения, в основе которого лежит «вопросительное» отношение к действительности, способствует активизации познавательной деятельности студентов, а также формированию их способности к самообучению, к творческой деятельности.

Уметь ставить вопросы и искать пути их решения – основа проблемного обучения.

Данный метод - это не абсолютно новое педагогическое явление. Элементы проблемного обучения можно увидеть в эвристических беседах Сократа, в разработках уроков для Эмиля у Ж. Ж. Руссо. Особенно близко подходил к этой идее К. Д. Ушинский. Он писал: «Лучшим способом перевода механических комбинаций в рассудочные мы считаем для всех возрастов, и в особенности для детского, метод, употреблявшийся Сократом. Сократ не навязывал своих мыслей слушателям, но, зная, какие противоречия ряда мыслей и фактов лежат друг подле друга в их слабо освещенных сознанием головах, вызывал вопросами эти противоречащие ряды в светлый круг сознания и, таким образом, заставлял их сталкиваться или разрушать друг друга, или примиряться в третьей их соединяющей и уясняющей мысли».

Я считаю, что структура современного проблемного урока, в отличие от структуры непроблемного, имеет элементы логики познавательного процесса (логики продуктивной мыслительной деятельности), а не только внешней логики процесса обучения, создает возможности управления самостоятельной учебно-познавательной деятельностью ученика.

На основании обобщения передового опыта можно указать несколько основных способов создания проблемных ситуаций, которые я использую в работе:

  1. Побуждение студентов к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую деятельность обучающихся и приводит к активному усвоению новых знаний.
  2. Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении студентами практических заданий в техникуме, дома и т.д. Проблемные ситуации в этом случае возникают при попытке самостоятельно достигнуть поставленной перед ними практической цели. Обычно обучающиеся в итоге анализа ситуации сами формулируют проблему.
  3. Постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения. Примером может служить любая исследовательская работа студентов на занятиях
  4. Побуждения обучающегося к анализу фактов и явлений действительности, порождающему противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах.
  5. Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка.
  6. Побуждение обучающихся к сравнению, сопоставлению фактов, явлений, правил, действий, в результате которых возникает проблемная ситуация.
  7. Побуждение обучающихся к предварительному обобщению новых фактов. Студенты получают задание рассмотреть некоторые факты, явления, содержащиеся в новом для них материале, сравнить их с известными и сделать самостоятельное обобщение.
  8. Ознакомление обучающихся с фактами, несущими как будто бы необъяснимый характер и приведшими в истории науки к постановке научной проблемы. Обычно эти факты и явления как бы противоречат сложившимся у учеников представлениям и понятиям, что объясняется неполнотой, недостаточностью их прежних знаний.
  9. Варьирование задачи, переформулировка вопроса.

При подготовке занятия с использованием проблемного метода обучения, учитываю следующие правила создания проблемных ситуаций:

  1. Чтобы создать проблемную ситуацию, перед обучающимися следует поставить такое практическое или теоретическое задание, выполнение которого требует открытия новых знаний и овладения новыми умениями; здесь может идти речь об общей закономерности, общем способе деятельности или общих условиях реализации деятельности.
  2. Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям обучающегося. Степень трудности проблемного задания зависит от уровня новизны материала преподавания и от степени его обобщения.
  3. Проблемное задание дается до объяснения усваиваемого материала.
  4. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.
  5. Очень трудную проблемную ситуацию преподаватель должен направлять путем указания учащемуся причин невыполнения данного ему практического задания или невозможности объяснения им тех или других фактов.

Подготовленность обучающегося к проблемному учению определяется прежде всего его умением увидеть выдвинутую преподавателем(или возникшую в ходе урока) проблему, сформулировать ее, найти пути решения и решить эффективными приемами.

Метод проблемного обучения один методов и видов работы, которые я применяю на практике. В преподавании я использую различные формы и методы обучения, закрепления и контроля.

С целью активизации учебно-воспитательного процесса применяю различные виды уроков, которые основаны на совместной деятельности педагога и обучающегося, на совместном поиске, на эксперименте:

  • урок-конференция
  • урок - литературная гостиная
  • урок творчества
  • урок - экскурсия
  • урок-конференция и т.д.

Объяснение нового материала провожу в доступной, научной форме. Уделяю внимание систематическому закреплению ранее изученного, опираясь при этом на фактические знания студентов. Учитывая содержание и объём изучаемого материала применяю наглядные пособия и технические средства обучения. Планирую свою деятельность комплексно, реализуя задачи образования, задачи подготовки студентов к профессиональной деятельности, выбирая наиболее удачную структуру урока.

Стремлюсь к тому, чтобы учащиеся стали активными участниками процесса обучения: занимались напряженной умственной деятельностью, решали проблемные задачи, обосновывали свое мнение. Формирую у учащихся навыки поисково-исследовательской деятельности, использую в работе развивающие и творческие задания.

Автор:
Бакирова Раушания Римовна,
преподаватель русского языка и литературы
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Стерлитамакский многопрофильный профессиональный колледж

Читайте также:

Бакирова Раушания Римовна 26.04.2021 84 0 Фото: pixabay.com / akhilkokani
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2021 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте (презентации, конспекты, статьи и пр.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.

Администрация сайта готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.