РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе

Гуманизация образования, доминирующая сегодня в образовательном пространстве как новая образовательная парадигма, основывается на признании вариативности индивидуальных познавательных стратегий, которые позволяют человеку в максимальной степени реализовать свой личностный потенциал.

Один из путей совершенствования учебной деятельности – ее индивидуализация, связанная с созданием условий для удовлетворения потребностей субьекта в реализации своей познавательной активности. Согласно  нейрофизиологическим представлениям, информацию об окружающем мире мы получаем, используя три основный канала восприятия: визуальный, аудиальный, кинестетический. Приоритетным у каждого человека обычно является один канал.  Считается, что именно через ведущий канал поступает основной поток информации. Если мы учитываем ведущий канал собеседника, то, используя предпочитаемые им «ключи» восприятия, оптимизируем процесс общения. Если же процесс общения строится без учета ведущего канала восприятия, то большая часть информации не будет воспринята.

В учебном процессе основная задача учителя заключается в том, чтобы учащиеся освоили учебный материал с максимальной легкостью и как можно прочнее. Среди учащихся всегда находятся обладатели разных модальностей. Как должен действовать учитель. Если каждому типу восприятия необходима своя презентация новой информации, так как каждый ребенок воспринимает, кодирует, перерабатывает и воспроизводит ее по-своему, и вследствие этого для него требуются свои типы объяснений и упражнений.

Решение этой проблемы – изложение учебного материала с опорой на аудиальное, визуальное и кинестетическое восприятие Для этого учителю, прежде всего, надо научиться варьировать изложение материала во всех трех модальностях. Это активизирует развитую модальность ребенка и учит его использовать несформированные системы восприятия, открывает новые возможности усвоения материала.

Чтобы выделить в классах группы учеников по типу модальности, мы использовали следующие методы: наблюдение за учащимися на уроках и во время перемен, беседы с родителями, методику определения ведущей модальности восприятия на основе кратковременной памяти.

Таблица 1. Нейропсихофизиологическая характеристика учеников по типу модальностей.

Методика определения ведущей модальности восприятия на основе кратковременной памяти (А.И.Захаров)                                                              

Ежедневно на уроках с целью тренировки межанализаторных связей ученики работают с супрематическими (беспредметными) композициями. Использование данных композиций снимает психоэмоциональное напряжение учащихся, инициирует их фантазию, формирует культуру словесного выражения чувств.

Приемы работа с супрематическими композициями.

Перед учениками - супрематическая цветографическая композиция. Следует серия вопросов и ответов (они могут быть в разной последовательности):

- Картина добрая или злая? Веселая или печальная? Беззаботная или напряженная?

- Картина горячая, огненная, пламенная или холодная, ледяная, морозная?

- Она подвижная или находится в движении? Движется быстро, стремительно, мчится, мечется, рвется или кружит, парит, летит, вьется медленно, лениво, грациозно?

- Если бы картина звучала, звук был бы громким, оглушительным или тихим, как шепот, как шорох листа?

- Этот звук был бы высоким, звонким, тонким, визгливым или низким, глухим?

- Звук больше похож на природный или технический, а может быть, на человеческий голос или на музыку?

- Если это музыка - какой у нее характер? Если дотронуться до картины – она колючая, жесткая, шершавая или мягкая. Нежная?

- Какую сказку напоминает эта картина? Почему? И т.д.

Для тренировки межанализаторных связей на каждом уроке надо использовать музыкальные фрагменты, художественные произведения, различные репродукции, аудио со звуками природы, «тактильные дощечки».

Так например, слушая музыку или рассматривая репродукцию, учащиеся выбирают ту дощечку, до которой им хочется дотронуться в данный момент. Они рассказывают о своих представлениях, фантазиях, отвечая на вопрос: «Где себя видели?» (визуалы), «Что слышали вокруг?» (аудиалы), «Что чувствовали и ощущали?» (кинестетики).

На уроках используем для учащихся-визуалов слова, описывающие цвет, размер, форму, схемы, таблицы, наглядные пособия; для кинестетиков – жесты. Прикосновения, мимику, движения; для аудиалов – вариации (громкость, высота, паузы).

Замечания учащимся делаются на языке модальности: визуалу укоризненно качать головой; кинестетику класть руку на плечо, легко похлопывая по нему; аудиалу говорить шопотом «ш-ш-ш». Для предупреждения утомления можно проводить цветные физминутки. В ходе урока активно используются многочисленные дидактические пособия: красочные опорные схемы, тактильные дощечки, проволока, пластелин, нитки, «волшебные мешочки», аудиозаписи со звуками природы.

Результатом проделанной работы явилась разработка методических приемов мультисенсорного обучения детей над некоторыми правилами по русскому языку.

Таблица 2. Методические приемы мультисенсорного обучения детей (на примере некоторых тем программы по русскому языку)

Использование на уроках мультисенсорного подхода расширяет возможности достижения целей обучения и создает условия для развития всех сенсорных систем учащихся. Как показывает практика, при активизации межанализаторных связей процесс обучения становится более успешным. При этом подача нового материала одновременно по нескольким каналам восприятия – зрительному, слуховому, тактильно- кинестетическому – предупреждает психосоматические и эмоциональные перегрузки ребенка, облегчает понимание новой информации и развивает каналы восприятия, не являющиеся для него ведущими.

Автор: Тарасова Любовь Егоровна
Название ОУ: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17» город Усть-Илимск Иркутской области.

Использованная литература:

  1. Бредвей Л. Ребенок от 7 до 14 лет. Как научить вашего ребенка учиться. М.,1997г.
  2. Дзятковская Е.Н. Учитель-ученик-родитель: как им понять друг друга! Иркутск,2003г.
  3. Погосова Н.М. Цветовой игротренинг. СПб.,2005г.
  4. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии.М,, 2001г.
  5. Хромов Н.И. Методы обучения детей с различными типами обучаемости. М.,2007г.

 

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и благодарность каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2018 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.

Яндекс.Метрика