РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Детская ложь как психолого-педагогическая проблема

Важно создать такую воспитательную среду в семье и группе детского сада, в которой ситуативное проявление лжи ребенка не превратиться в отрицательное качество личности взрослого человека. Следует учитывать, что посредством освоения норм и правил общественной жизни ребенок входит в социум, избирая для себя различные пути поведения, выживания. Далеко не всегда путь правды кажется ребенку легким, и, как один из вариантов, появляется возможность выбрать упрощенный путь лжи. Как правило, у большинства детей уже в дошкольном возрасте имеется опыт честности и опыт обмана, и во многом именно этот опыт определяет поведение ребенка в каждой конкретной ситуации.

Проблема детской лжи изучалась зарубежными и отечественными педагогами и психологами. В России феномен детской лжи исследовали такие педагоги и психологи, как В.В.Зеньковский, П.Ф.Каптерев, Л.С.Выготский, В.С.Мухина, В.В.Знаков, Л.Б.Филонов, Д.Б.Эльконин, С.Г.Якобсон. За рубежом проблеме детской лжи посвящены работы Э.Берна, Х. Джайннотта, Л. Кольберга, П. Лич, Б. Спока, Ж. Пиаже, П. Экман и других. Все исследователи отмечали, что ложь имеет социальное происхождение, однако подчеркивали, что не все случаи искажения ребенком истины следует относить к безнравственным явлениям. В частности особое внимание уделялось различению лжи и фантазий детей.

Для определения лжи используются различные категории.

В обыденном сознании ложь обычно ассоциируется с негативным, социально неодобряемым действием – обманом, который определяют либо как синоним лжи, либо как процесс, порождающий ложь. Однако в словарях русского языка ложь трактуется не только как неправда, обман и искажение истины, но и как выдумка, вымысел, фантазия и даже шутка, розыгрыш. Вместе с тем известно, что истину можно исказить ненамеренно и это будет не ложь, а заблуждение. Что касается вымысла, фантазии или шутки, то, при их правильном использовании, нет умысла нанесения ущерба в отношении объекта применения.

Пол Экман в своей книге «Психология лжи» определяет ложь как действие, которым один человек вводит в заблуждение другого, делая это умышленно, без предварительного уведомления о своих целях и без отчетливо выраженной со стороны жертвы просьбы не раскрывать правды. Русский философ и психолог В.В. Зеньковский предлагает следующее определение лжи: «Под ложью мы должны разуметь заведомо лживые высказывания с целью кого-либо ввести в заблуждение: мы имеем здесь три основных момента, одинаково необходимых для того, чтобы была возможность говорить о лжи, – ложное (в объективном смысле) высказывание, сознание того, что это высказывание ложно, и, наконец, стремление придать заведомо ложной мысли вид истины, стремление ввести кого-либо в заблуждение» [ ]

В психологической литературе справедливо подчеркивается то, что стратегией лгущего может быть как достижение чего-либо значимого в данный момент, так и избегание каких-либо нежелательных для индивида последствий. Лживость – форма поведения, заключающаяся в намеренном искажении действительности ради достижения желаемой цели или стремления избежать нежелательных последствий. В тех случаях, когда лживость становится привычной формой поведения, она закрепляется и превращается в качество личности.

Вместе с тем, феномен лжи практически всегда рассматривается в контексте социальной среды (В.В.Знаков, Ж.Пиаже, Б.Спок и др.). Наиболее важные побудительные причины, оказывающие влияние на появление склонности ко лжи и манипулированию другими людьми, следует искать в социализации индивида, в истоках формирования личности, то есть в том, как протекает детство ребенка, как ведет себя его окружение, как происходит дальнейшее развитие человека, а также, в каких условиях он осуществляет свою жизнедеятельность ( П.Экман, Ж.Пиаже). Специалисты в области возрастной психологии, анализируя мотивы и условия возникновения детской лжи, в первую очередь обращают внимание на чувство страха и боязнь наказания у детей, которые появляются по причинам слишком жесткого обращения с ними, или природной слабости и неуверенности, которые испытывает ребенок, сталкиваясь с затруднительными ситуациями (В.С.Мухина, В.В.Зеньковский, П.Экман).

Известно, что человек уже на ранних этапах развития проявляет способность избегать неприятные эмоций со стороны агрессивного окружения с помощью маскировки и приспособления.

Недоброжелательные интонации, крик, агрессивная мимика и другие невербальные компоненты общения воспринимаются ребенком как акты враждебности уже с первых недель жизни и достаточно быстро у него развиваются защитные механизмы. Впоследствии, когда ребенок стремится скрыть неблаговидные поступки, он начинает прибегать к умолчанию факта их свершения или к прямому отрицанию того, что им сделано, то есть начинает использовать ложь или манипуляция по отношению к взрослым (П.Экман, В.С.Мухина, П.Ф.Каптерев).

Помимо страха, «пусковым механизмом» использования лжи ребенком является осознание того, что к неискренности, как форме оказания влияния на самого ребенка и в качестве способа эффективного психологического воздействия на окружающих, прибегают родители или другие представители его референтных групп (В.В.Зеньковский). Бесспорно, на лживость детей оказывает влияние семейное воспитание. Внутренний мир ребенка, как правило, формируют родители. У детей-лжецов родители часто лгут, а общение с такими родителями является для ребенка школой лжи. Известно, что некоторые взрослые обладают «комплексом Макиавелли», проявляющимся в стремлении манипулировать другими.

Исследования, проведенные в детской среде, выявили, что и детям присущ этот комплекс. Макиавеллиев комплекс может складываться в ребенке, как под влиянием примера родителей, так и в результате отсутствия контроля за поведением ребенка. Включение обмана в структуру обычного поведения наступает тем быстрее, чем менее благополучны условия жизни и воспитания, причем понимание того, что ложь является нормой для поведения взрослых, в определенных ситуациях, является шоком для ребенка, способствует переосмыслению стратегий собственного поведения. Формы манипуляций взрослыми, в зависимости от личностных особенностей ребенка, могут варьировать от плаксивости и имитации болезней до агрессивности (П.Ф.Каптерев). Конечный результат и цель субъекта, действующего с помощью лжи, оценивается с позиций конкретного социума (В.В.Зеньковский, В.В.Знаков).

Исследование детской лжи П.Ф.Каптерева позволяет проследить генезис развития феномена детской лжи в контексте с наиболее значимыми мотивами, характерными для разных возрастных этапов развития ребенка. Данные мотивы составляют основу лживого поведения ребенка и по исследованиям современных педагогов и психологов (В.С.Мухина, П.Экман), но помимо них выявлены и иные, не менее значимые.

Как отмечалось нами ранее, одним из основных мотивов является стремление избежать наказание.

В случае обмана ребенок действует по принципу «меньшего зла» для себя, чем как бы создает видимость одобряемого поведения. Возникновение неправдивого поведения на основе данного типа мотивов связано с недостаточной поддержкой и терпением родителей к честным признаниям дошкольника о неблаговидных поступках. Сталкиваясь с непониманием и негативным отношением к себе, ребенок переносит свои переживания на сам факт правдивого поведения, который приобретает при этом отрицательный оттенок. В результате им усваивается один принцип: «За правду не хвалят, а вот за что-то плохое сильно ругают», и чтобы избежать последнего, надо скрывать свои проступки и неудачи. Наибольшее распространение этот мотив имеет, согласно П.Экману, в дошкольном возрасте, когда зависимость от старших весьма велика.

Еще одним из часто встречаемых мотивов обмана является стремление получить награду «любым путем».

Чаще за этим лежат завышенные притязания ребенка, желание везде и во всем быть лучше всех. Такая позиция может возникнуть и как следствие нехватки тепла со стороны значимых людей, когда каждую похвалу надо завоевывать, и как результат ожиданий близких, возлагаемых на ребенка, у которого возникает страх не справиться, не оправдать этих "надежд", потерять былое расположение. Дошкольник очень заинтересован в сокрытии своих неудач, поэтому он и идет на обман (В.С.Мухина).

Также нередко на обман ребенка толкает желание завоевать признание сверстников.

Он возникает как следствие неудовлетворенности своими отношениями с другими детьми и социальным статусом в группе; или если этот статус велик, — может возникнуть боязнь потери расположения сверстников, а значит, ребенку выгодно пойти на обман.

Следовательно, по мнению В.С.Мухиной, в основе мотивов детской лжи в дошкольном возрасте лежит нереализованное стремление завоевать признание окружающих детей.
Таким образом, детская ложь не появляется сама по себе. Ребенок учится лгать так же, как учится всему остальному, и учится у взрослых. И воспитывают, убеждают ребенка не столько слова, сколько модели поведения, демонстрируемые взрослыми. Задуматься о том, как воспитать ребенка правдивым, лучше до того, как появились первые проявления лжи.

При консультировании родителей по проблеме детской лжи оправдывает прием, побуждающий слушателей обсуждения правил, направленных на взаимоотношение с ребенком в целях предотвращения и коррекции детской лжи. Приведем некоторые из них:

  1. Будьте единодушны в требованиях к ребенку. Единые требования к ребенку должны быть у семьи и школы, детского сада.
  2. Старайтесь быть честными и искренними при ребенке даже в мелочах. 
  3. Наладьте с ребенком доверительные отношения, чтобы он чувствовал, что вы его понимаете, а в случае конкретного проступка осуждаете его, а не ребенка.
  4. Вникайте в возможную причину лжи. Постарайтесь понять, почему ребенок солгал. Анализируйте не с сам факт лжи, а с мотивы, причины, побудивших ребенка к обману.
  5. Не раздражайтесь и не старайтесь сразу наказать ребенка, но дайте ему понять, что вы огорчены.
  6. Не заставляйте ребенка насильно сознаваться в обмане, лучше обратиться к литературному произведению, в котором освещена аналогичная ситуация с проявлением лжи, ее последствия.
  7. Столкнувшись с фактом обмана, сразу скажите, что вам все известно, избегайте вопросов-ловушек, не втягивайте ребенка еще больше в обман.
  8. Не завышайте требований к ребенку: любите его таким, каков он есть.
  9. Старайтесь поощрять искренность, учите говорить даже самую «горькую правду».
  10. Если ребенок признался во лжи, ни в коем случае нельзя его наказывать
  11. Будьте примером для ребенка в честности, верности своему слову, обещаниям.

Список литературы:

  1. Буре Р.С., Година Г.Н, Шатова А.Д. и др. Под ред. А. М. Виноградовой. Кн. для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1989. - 96 с. ​
  2. Выготский Л.С. Моральное поведение // Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. С. 249-270.
  3. Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: «Академия», 1996. 352с.
  4. Знаков В.В. Западные и русские традиции в понимании лжи: размышления российского психолога над исследованиями Пола Экмана // Послесловие к книге П.Экмана «Психология лжи». – СПб.: Питер, 1999. С. 243-266.
  5. Каптерев П.Ф. Детская и педагогическая психология. – Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. 380 с.
  6. Мухина В.С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. Л.А. Венгера . - 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1985. — 272 с.
  7. Экман П. Почему дети лгут?: Пер. с англ. – М.: Педагогика-Пресс, 1993. – 272 с.
  8. Экман П. Психология лжи. – СПб.: «Питер», 2001. 272с.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и благодарность каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2018 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.

Яндекс.Метрика