РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Библиотечные уроки как средство социальной адаптации детей с ОВЗ

«Книги - это двери, что выводят тебя из четырех стен.... Они учат тебя, воспитывают, с ними ты путешествуешь, мечтаешь, воображаешь, проживаешь другие жизни, а свою умножаешь в тысячу раз.»
Артуро Перес-Реверте («Королева Юга») [2]

В настоящее время наблюдается уменьшение роли чтения в жизни современных молодых людей, снижение уровня читательской культуры и интереса к чтению книг. Ребята кое-как успевают читать программные произведения по литературе. А на Руси книги назывались “источниками мудрости”, “реками, наполняющими вселенную”, “утешением в печали” и ценились очень высоко. Книги расширяют кругозор, развивают мышление и фантазию. Они помогают нам принимать правильные решения. Читая любое произведение, мы становимся грамотнее, как в устной, так и в письменной речи. «Классик утверждал, что книга — лекарство для души. А недавно врачи доказали, что чтение — ещё и мощная оздоровительная процедура. В ведущих клиниках ввели новый метод лечения — библиотерапию.» [4]

Библиотека сегодня не только выполняет просветительские и социокультурные функции, но и активно помогает реабилитации детей-инвалидов, их адаптации в обществе. [3]

Работая в школе дистанционного образования с детьми-инвалидами, знаю, что по причине особенностей внимания, мышления, памяти и эмоционально-волевой сферы дети c ОВЗ обладают низкой познавательной активностью. Они менее любопытны и плохо ориентируются в окружающем их мире. Именно поэтому эти дети нуждаются в повышенном внимании, и работа с ними требует особой, тщательно продуманной предварительной подготовки. У этих ребят более развито непроизвольное запоминание, то есть их память фиксирует то, что привлекает взгляд: что-то яркое, необычное. Специалисты-психологи рекомендуют в работе с такими детьми использовать мультимедийные технологии, которые поднимают мероприятия на более высокий уровень и помогают делать их более наглядными, интересными и доступными для восприятия и понимания ребят.

На наши классные часы и мероприятия мы приглашаем интересных гостей из разных культурных и образовательных учреждений города. На один из традиционных Дней Знаний 1 сентября к нам пришла библиотекарь из городской детской библиотеки и представила ребятам книжную выставку о нашем регионе. Она рассказала практически о каждой книге, что можно найти в библиотеке по данному вопросу. Пригласила ребят на библиотечный факультатив.

Совместно классными руководителями и библиотекарями городской детской библиотеки был обговорен план работы факультатива «Вдумчивый читатель». Решили раз в четверть проводить заседания в читальном зале библиотеки:
1 четверть: Октябрь - Есенинский праздник поэзии.
2 четверть: Ноябрь - «110-летие со дня рождения Н.Н. Носова (1908-1976), детского писателя».
3 четверть: Январь - «Малахитовая шкатулка или ЛАРЕЦ ДРАГОЦЕННЫХ СКАЗОВ»
(27 января 140 лет со дня рождения П.П. Бажова, писателя (1879-1950))
4 четверть: Март – «21 марта –Всемирный день поэзии». Май – «95 -летие со дня рождения писателя Виктора Петровича Астафьева».

План был реализован на 100%.

Данный факультатив можно рассматривать как социальный мини-проект, целью которого является создание привлекательного имиджа читающего сверстника в глазах товарищей, социализация ребят с ОВЗ.

Задачи проекта: формировать осознанный интерес к чтению, учиться общаться со сверстниками, взрослыми, поддерживать беседу, задавать вопросы.

Планируемые результаты:

  • повышение интереса к чтению художественной и познавательной литературы;
  • расширение кругозора учащихся через чтение книг;
  • приобретение учеником с ОВЗ навыка социального поведения;
  • развитие у школьников позитивного отношения к окружающим людям;
  • умение высказать свои мысли на публику;
  • умение читать стихи и прозу вслух для всех;
  • расширение словарного запаса и речевой активности учащихся;
  • приобщение к чтению внеклассной литературы;
  • развитие коммуникативных компетенций, навыков культуры общения со сверстниками и взрослыми.

Предпосылки для развития читательской грамотности учащихся:

  • стремление узнать больше об окружающем мире;
  • позитивный эмоциональный настрой ребят;
  • изучение и активизация интересов учащихся;
  • непривычные условия библиотеки;
  • знакомство с творчеством выдающихся писателей и поэтов, актёров.

Каждое заседание факультатива было необычным, ярким, запоминающимся. Встречи проходили за круглым столом, располагающим к общению.

Библиотекари представляли биографические сведения о поэтах и писателях, организовывали выставку книг данного автора, показывали видеоролики и фрагменты анимационных фильмов, проводили викторины. Очень были все удивлены имеющимся в городской библиотеке мини-книжным шкафом и мини-книжками, которые можно читать.

Перед встречей на факультативе ребята получали домашнее задание, например, выучить одно из стихотворений поэта. А здесь представлялась возможность прочитать его наизусть перед своими товарищами и перед взрослой аудиторией. Затем читали стихи родители и учителя. Все слушали записи чтения стихов знаменитыми российскими актерами. Чтение некоторых произведений вызывало глубокие душевные переживания.

На заседании, посвященном 140-летию П.П. Бажова, ребятам предложили поучаствовать в мастер-классе по изготовлению поделок в виде цветов, змейки из бархатного, золочёного картона и стразов. Получились красивые поделки-магниты на холодильник, которые еще долго будут напоминать о замечательной встрече. Завершали мероприятие дружеским чаепитием и выбором для домашнего чтения книг, представленных на выставке.

По окончании учебного года были получены следующие результаты:

  • Ребята записались в городскую библиотеку, берут книги с абонемента.
  • Появилась мотивация к чтению и расширился кругозор через чтение книг, приобщение к чтению внеклассной литературы.
  • Учащиеся получили навык социального поведения.
  • Более открытое отношение к окружающим людям.
  • Учащиеся получили навык высказать свои мысли на публику, читать стихи и прозу вслух для всех.
  • Школьники расширили словарный запас и повысили речевую активность, развили коммуникативные компетенции, навыки культуры общения со сверстниками и взрослыми.

Работу факультатива решено продолжить в следующем учебном году. Программа долгосрочная, поэтому тематика проекта может изменяться по мере необходимости.

Интернет-источники:

  1. Букач Ирина Роль книги в жизни человека: аргументы из современной и классической литературы. https://www.syl.ru/article/334358/rol-knigi-v-jizni-cheloveka-argumentyi-iz-sovremennoy-i-klassicheskoy-literaturyi
  2. Цитаты про книги и чтение. Мотивация читать книги. Высказывания и афоризмы о чтении. https://anchiktigra.livejournal.com/1988942.html
  3. Терехова В.Н. БИБЛИОТЕКА В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ. http://www.tambovlib.ru/?view=conferenc.2012.social.terehova
  4. Целебное чтение http://mucbs.ru/news/y2014/i148998/
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2018 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.