РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Развитие творческой активности детей с нарушением слуха посредством проектного метода во временной - встречной интеграции детей в слышащую среду

Практика работы нашего дошкольного учреждения показала эффективность использования проектного метода во временной – встречной интеграции. Мы предлагаем новую форму и модель временной – встречной интеграции, которая подразумевает интеграцию слышащих детей в группы детей с нарушением слуха. Глухие дети учатся у слышащих межличностному общению, правилам поведения, моральным и этническим нормам.

Временная интеграция предполагает участие детей с нарушением слуха вместе со слышащими в прогулках, праздниках, некоторых занятиях; мы добавляем совместную театрализованную деятельность, сюжетно – ролевую игру, используя в своей работе, при осуществлении временной – встречной интеграции, интегрированный метод обучения, мы пришли к выводу, что наиболее интересна интеграция по единому проекту, в основе которой лежит определенная проблема.

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, взаимодействия со сверстниками, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, т.е. воспитатель, сурдопедагог, ненавязчиво направляет работу, организуя отдельные этапы проекта.

Все проекты проводятся внутри детского сада, как правило, между группами участников, в данном случае между групп детей с нарушениями слуха и слышащих сверстников. Так как ведущим видом деятельности дошкольников является игра, то начиная с младшего возраста (или в разновозрастных группах) при временной – встречной интеграции используются ролевые игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Я и моя семья», «Театр», «Любим сказки» и т.д. …, где участвуют дети с нарушением слуха и дети общеразвивающих групп, сурдопедагог, воспитатель, психолог, родители. Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Основные задачи.

  1. Обеспечение всестороннего развития детей на основе коррекции имеющихся проблем.
  2. Преодоление социальной недостаточности, обеспечение социализации ребенка.
  3. Создание слухоречевой среды.
  4. Развитие творческих способностей дошкольников через художественно-этническую деятельность.

Задачи развития.

  1. Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.
  2. Развитие познавательных способностей.
  3. Развитие творческого воображения.
  4. Развитие творческого мышления.
  5. Развитие коммуникативных навыков.

В данной работе представлен вариант встречной-временной интеграции через проектную деятельность, основанный на организации совместной театрализованной деятельности детей. Эта деятельность должна быть интересна им, доступна при различных границах их физических возможностей, она должна позволять ребенку видеть свои достижения, требовать от него объединения и взаимодействия с партнёрами, способствовать появлению у него потребности в общении. Исполняемая роль, произносимые реплики, ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У детей улучшается диалогическая (слабослышащие дети), монологическая (глухие дети) речь. Тексты сказок тщательно перерабатываются, адаптируются, сокращаются для детей с нарушением слуха, подбирается словарь.

Работа по театральной деятельности, как и по сюжетно ролевой игре, осуществляется через совместное планирование работы, взаимодействие всех специалистов, воспитателей, сурдопедагога, психолога, родителей и детей общеобразовательных групп.

Название проекта: «Мир театра» драматизация сказки «Репка» на новый лад.

Проект по типу – творческий, по продолжительности – долгосрочный.

Игровая мотивация:

  • Адаптировать текст сказки для детей с нарушением слуха, ввести новых персонажей и импровизировать сказку «Репка» совместно со слышащими детьми подготовительной группы.
  • Проявление интереса к деятельности связанной с возможностями выразить свои знания и умения.

Цель: Развитие свободной творческой активности ребенка. Интеграция детей подготовительной группы к детям с нарушением слуха.

Задача: Развитие умения определить проблему и найти возможные методы и способы для её решения с помощью взрослого, а затем самостоятельно.

Презентация проекта «Мир театра» драматизация сказки «репки» на новый лад, используя модель встречно временной интеграции для детей под.группы и детей с нарушением слуха.

В ходе проекта решались следующие задачи:

  • Развитие умения определить проблему и найти возможные методы и способы для её решения с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
  • Развитие продуктивного воображения и творческого мышления. - Развитие коммуникативных навыков у детей.

Проект способствовал решению следующей проблемы: Дети подготовительной группы хотят изменить сказку «Репка» на новый лад, чтобы дети глухие и слабослышащие могли вместе участвовать в драматизации, добавить героев, тем самым расширить свои режиссёрские возможности, добавить танцы, музыкальное сопровождение, декорации; проявление интереса к «миру театра».

I этап. Введение в проблему. Моделирование игровой ситуации.

II этап. Организация творческой группы специалистов: по изобразительной деятельности, музыкальный руководитель, педагог-психолог, воспитатель по театральной деятельности, сурдопедагог, воспитатели групп, зам. Зав по ВМР, родители.

Творческой группой было принято решение использовать временную встречную интеграцию для осуществления данного проекта, привлекая детей подготовительной группы по желанию.

Работа детей (глухих, сл.\слыш., под.гр)

  • В процессе этой работы дети читают сказку, рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы.

Работа детей (гл., сл.\сл., под.гр.) и родителей

  • Придумывают различные варианты сказок «Репка» на новый лад, изготавливают книгу под названием «Новые сказки о старом».
  • Делают макеты к сказке (из овощей, техникой оригами, из бросового материала и т.д.
  • Рисуют эскизы к декорациям, свои эскизы костюмов.
  • Обыгрывают свои варианты сказок (настольный театр).

Работа сурдопедагога

  • На занятиях по развитию речи ведётся работа над чтением и пониманием сказки.
  • Подбирается речевой материал с учетом речевых возможностей детей, отрабатывается выразительное чтение на индивидуальных занятиях.

Педагог - психолог

  • Групповые и индивидуальные занятия с детьми по развитию эмоцонально-волевой сфере; интегрированные занятия с музыкальным руководителем, с воспитателем по театрализованной деятельности (с детьми с нарушением слуха и детьми подготовительной группы)

Работа воспитателей (2-х групп)

  • Готовят драматизацию сказки, ищут подходящие варианты из материалов написанных детьми и их родителями.
  • Адаптируют текст, распределяют роли, чтобы участвовали все желающие дети.

Работа воспитателя по изобразительной деятельности

  • Помогает работать над эскизами.
  • Создают свои книжки – самоделки (с глухими и сл.\слыш. детьми).

Работа воспитателя по театрализованной деятельности

  • Учит детей оригинально, непрерывно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д. (с детьми под. группы).

Работа музыкального руководителя

  • Работает над музыкальным сопровождением, над постановкой танцев.
  • С детьми под. группы разучивает песни.

Работа заместителя по BMP

  • Направляет и контролирует осуществление проекта.
  • Оказывает практическую помощь по необходимости.

III этап. Все специалисты и дети обсуждают окончательный сценарий, распределение ролей.

Начинается репетиционный период (самый короткий), вводятся новые придуманные персонажи (ворона, пугало, подружки, соседи).

Работа преподавателя по ИЗО + все дети

  • Помогают рисовать декорации.

Работа костюмера + дети под. группы + родители

  • Дети помогают кроить костюмы, костюмер шьёт, родители помогают в их изготовлении.

Работа музыкального руководителя + воспитателя по театру

  • Репетиции на сцене (все дети).

Работа воспитателя

  • Помощь в организации всего процесса.

IV этап. Возникает новая проблема (у детей подготовительной группы): «Что нужно сделать и как, чтобы все узнали, что в нашем детском саду состоится премьера спектакля «Репка» на новый лад?»

Так появляется новый «информационно-практико-ориентированный» краткосрочный проект на тему «Афиша».

Совместно с воспитателями, родителями, детьми и творческой группой специалистов велась работа по сбору разных видов афиш. Собиралась информация. Дети самостоятельно изготовили эскизы афиш к спектаклю, сделали приглашения. Изготовили свои афиши и дети с нарушением слуха вместе с воспитателями (аппликацией, текстовую) заключительным этапом мини проекта явилась презентация афиш выполненных техникой аппликация, тестопластика, коллаж, для детей старших, подготовительных групп и групп детей с нарушениями слуха и их родителей.

V этап. Заключительный.

Презентация проекта «Мир театра» представлен детьми показом сказки «Репка» на новый лад, совместно с детьми с нарушение слуха и детей общеразвивающих групп, используя временную встречную интеграцию.

Метод проектов используется в работе с детьми начиная с младшего дошкольного возраста, в разновозрастных группах, в старшем дошкольном возрасте. Он позволил определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития (социальное, физическое, познавательное, эстетическое). Естественное включение родителей в проектную деятельность детей благоприятно сказывается на психическом и эмоциональном развитии ребенка.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены