РАЗРАБОТКИ
|
Особенности формирования навыков бесконфликтного взаимодействия у детей старшего дошкольного возрастаСтепень социализации личности является важным критерием ее адаптации к жизни в обществе, во многом определяет успешность поведения и деятельности человека в различных жизненных ситуациях. Именно в ходе социализации ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности и нормы. Социализация ребенка-дошкольника осуществляется, преимущественно, в игре как ведущей деятельности данного возрастного периода. В то же время, сегодня процесс социализации детей дошкольного возраста в игровой деятельности сопряжен с рядом трудностей, среди которых снижение уровня игровых умений дошкольников, обеднение тематики и сюжетов детских игр. Решение этих проблем и, соответственно, дальнейшее развитие отечественной системы дошкольного образования невозможно без всестороннего систематического исследования вопросов о влиянии игровой деятельности на процесс социализации дошкольников. Объектом проводимого исследования являются дети дошкольного возраста, предметом – игровая деятельность, компоненты социализации. Цель исследования состоит в выявлении влияния игровой деятельности на уровень повышения социализации детей дошкольного возраста. Анализ проблемы социализации детей дошкольного возраста в игровой деятельности в современных психолого-педагогических исследованиях позволяет определить ее как сложное структурное образование, отражающее потребности личности в общественно значимом изменении и преобразовании самого себя и окружающей действительности [3,с.478]. Современные психолого-педагогические исследования рассматривают процесс социализации ребенка в аспекте субъект-субъектного взаимодействия между дошкольниками и взрослыми, предполагающего активность собственной позиции ребенка в процессе его приобщения к социально-историческому опыту [1,с.994]. Содержательными компонентами социализации, формирование которых происходит в период дошкольного детства, являются первичные представления о семье, об обществе, о государстве, о мире взрослых; моральные категории [2,с.115]. Игра, понимаемая как воображаемая ситуация, в которой осуществляется реализация нереализуемых в настоящее время желаний ее субъекта, определяет наиболее значимые изменения в становлении психических процессов и психологических особенностей личности ребенка, порождает высококачественные перемены в нервной системе [4,с.62]. Игра оказывает положительное влияние на все направления развития дошкольника, в том числе и на процесс социализации. На основании проведенного анализа нами была выдвинута гипотеза о том, что игровая деятельность влияет на уровень социализации детей старшего дошкольного возраста. С целью ее проверки проведено эмпирическое исследование, выборку которого составили 50 детей в возрасте 5 – 6 лет. В качестве содержательных компонентов социализации, диагностированных на констатирующем и контрольном этапах исследования, были выбраны первичные представления дошкольников о правилах поведения в обществе; первичные представления детей о государстве и принадлежности к нему; первичные представления дошкольников о мире взрослых. Их изучение проводилось с использованием программы наблюдения за культурой поведения ребенка (А.М. Щетинина) [6], беседы «Что ты знаешь о своем городе?» (Е.А. Павельева) [5], теста «Знаешь ли ты профессии?» (С.А. Серпокрылова) [7]. На констатирующем этапе обнаружилось, что высокий уровень представлений о правилах поведения в обществе характерен для 24% дошкольников, средний – для 42%, низкий – для 34% детей. Высокий уровень первичных представлений о государстве и принадлежности к нему имеют 30% дошкольников, средний уровень – 70% детей. Высокий уровень сформированности первичных представлений о мире взрослых характерен для 26% детей, средний – для 50%, низкий – для 24% дошкольников. На контрольном этапе высокий уровень представлений о правилах поведения в обществе характерен для 36% дошкольников (на 12% больше), средний – для 48% (на 6% больше), низкий – для 16% дошкольников (на 18% меньше). Высокий уровень представлений о государстве и принадлежности к нему имеют теперь 48% дошкольников (на 18% больше), средний – 52% детей (на 18% меньше). Высокий уровень сформированности представлений о мире взрослых характерен для 48% детей (на 22% больше), средний – для 44% (на 6% меньше), низкий – для 8% дошкольников (на 16% меньше). По всем трем изученным показателям различия в данных диагностики констатирующего и контрольного этапов являются статистически значимыми: игровая деятельность детей способствует усвоению ими представлений о правилах поведения в обществе. В процессе совместной игры дошкольникам приходится договариваться о ее теме и сюжете, распределять роли, соблюдать установленные правила. Все это оказывается невозможным без соблюдения правил общения между людьми. Содержание игровой деятельности обучает детей вежливости, формирует культуру диалога, учит, как правильно вести себя в различных ситуациях. В игровой деятельности ребенок узнает много нового об окружающей его социальной действительности, игры обогащают знания и представления дошкольников о политическом устройстве страны, государственной символике. Игровая деятельность дошкольников способствует вхождению ребенка в мир профессиональных отношений. Принимая в ходе ролевой игры роль представителя той или иной профессии, ребенок больше узнает о ее содержании, учится видеть сходства и различия между профессиями. Позитивные изменения в уровне социализации дошкольников были достигнуты на формирующем этапе исследования в рамках специально организованной программы, целью которой стало создание условий для повышения уровня содержательных компонентов социализации детей в игровой деятельности. Программа предусматривала использование сюжетно-ролевых, подвижных, театрализованных, народных, дидактических игр, проводившихся ежедневно в течение четырех месяцев. В процессе работы у детей происходило формирование представлений о культуре поведения, о необходимости внимательно слушать партнера по коммуникации, аргументировать свою позицию спокойно, без агрессии (сюжетно-ролевые игры «Семья», «День рождения», театрализованные игры «Страна вежливости», «Репка», «Путешествие по сказкам», народные игры «Хитрая лиса», «У медведя во бору», дидактические игры «Зимний лес», «Составь рассказ» и другие); о государстве и родном городе, памятных событиях в истории страны и малой родины, знаменитых людях, улицах города (дидактические игры «Родной город», «Символы России», «Дом, в котором…», «На улицах города», сюжетно-ролевые игры «Музей», «Библиотека» и другие); о мире взрослых, профессиях, содержании трудовой деятельности (сюжетно-ролевые игры «Детский сад», «Супермаркет», «Экологи», «ГИБДД», «Служба спасения», дидактические игры «Профессии», «Кто что делает?» и другие). Таким образом, программа поспособствовала повышению у дошкольников уровня знаний об основных содержательных компонентах, связанных со сферой общественной жизни, системой социальных отношений, правилах и нормах социально-культурной среды. Игровая деятельность обеспечивает детям возможность усвоить основные культурные ценности, стать полноценными членами общества. Автор: Список литературы:
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В России предложили сократить срок обучения в школе Министр просвещения призвал запретить сайты с готовыми домашними заданиями Опубликованы проекты демонстрационных вариантов ОГЭ на 2025 год Глава Рособрнадзора предложил реформу школьных экзаменов после 9 класса В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Статей за текущий месяц нет.
|
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены