РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование коммуникативных УУД при организации исследовательского проекта

Проектная деятельность

Развитие личности в системе образования снабжается, прежде всего, через формирование УУД, которые выступают основой как воспитательного, так и образовательного процессов. Овладение младшими школьниками УУД является способностью к самосовершенствованию и саморазвитию путем присвоения нового активного сознательного социального опыта.

УУД формируют возможность самостоятельного успешного приобретения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию овладения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях. [14]

Формирование личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование УУД, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного приобретения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться [5, с. 14].

В более узком значении термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий приводит к формированию коммуникативной компетентности.

В своей развитой форме коммуникативная компетентность - это умение ставить и решать многообразные коммуникативные задачи: способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение нормами и «техникой» общения, умение определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, готовность к гибкой регуляции собственного речевого поведения и т. д. [10, с. 25 – 28].

Содержательным ядром в формирование коммуникативных УУД служит способность к согласованным действиям с учётом позиции другого. Формирование этой способности у младших школьников - длительный процесс, начинающийся ещё в младенчестве и раннем детстве и активно протекающий на протяжении всего школьного периода.

Стоит заметить, что, определяя приоритетные цели образования на современном этапе развития общества в виде «шести ключевых умений», ведущие отечественные и зарубежные педагоги и психологи сходятся в том, что два из них непосредственно относятся к сфере коммуникативных универсальных учебных действий:

  1. общение и взаимодействие, т. е. умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
  2. работа в группе, т. е. совместная деятельность, умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических.

Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в учебной сфере.

Любое исследование, неважно, в какой области гуманитарных или естественных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, ее нормой проведения.

Основным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Нужно подчеркнуть, что учебно-исследовательская деятельность имеет существенные отличия от научно-исследовательской. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности — в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний

Организация учебных исследований младших школьников подразумевает принципиальное изменение отношений между двумя субъектами образовательного процесса: в типичной образовательной ситуации, которая, как правило, определяет характер учебного процесса, реализуется стандартная позиционная схема «учитель» — «ученик».

Первый транслирует знания, второй их усваивает; все это происходит в рамках отработанной классно-урочной схемы. При развитии исследовательской деятельности эти позиции сталкиваются с реалиями: нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классной доски: явления, увиденные в живой природе чисто механически не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации. Это инициирует начало эволюции от объект-субъектной образовательной деятельности к ситуации совместного постижения окружающей действительности, выражением которой является пара «коллега-коллега».

Вторая составляющая — «наставник-младший товарищ» предполагает ситуацию передачи навыков практической деятельности, связанных с освоением действительности от учителя, ими обладающего, к ученику. Эта передача происходит в тесном личностном контакте, что обуславливает высокий личный авторитет позиции «наставник» и специалиста, педагога, ее носителя. Главным результатом рассмотренной позиционной эволюции является расширение границ толерантности участников исследовательской деятельности.

Поэтому при организации образовательного процесса на основе исследовательской деятельности на первое место встает задача проектирования исследования.

При проектировании исследовательской деятельности учащихся в качестве основы берется модель и методология исследования, разработанная и принятая в сфере науки за последние несколько столетий. Главным результатом рассмотренной позиционной эволюции является расширение границ толерантности участников исследовательской деятельности.

Отличие исследовательской деятельности от проектной и конструктивной. Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. Необходимо подчеркнуть самоценность достижения истины в исследовании как его главного продукта. Часто в условиях конкурсов и конференций можно встретить требования практической значимости, применимости результатов исследования, характеристику социального эффекта исследования (например, природоохранный эффект). Такая деятельность, хотя часто называется организаторами исследовательской, преследует иные цели (сами по себе не менее значимые) — социализации, наработки социальной практики средствами исследовательской деятельности.

Руководитель детской исследовательской работы должен отдавать себе отчет в смещении целей проводимой работы при введении подобных требований.

Классификация задач по сложности.

В современных педагогических исследованиях, связанных с проблемами совершенствования функционирования педагогических систем, повышения эффективности образовательного процесса, одним из аспектов, вызывающих наибольший интерес, является выявление, обоснование и проверка педагогических условий, обеспечивающих успешность осуществляемой деятельности.

Предупреждение возникновения затруднений становится возможным при реализации исследования по нескольким направлениям: анализ и конкретизация содержания понятий «условия» и «педагогические условия», уточнение классификационных групп педагогических условий в соответствии с их ориентацией на характер и природу проблем, которые призваны решить эти условия.

Опираясь на новый Федеральный образовательный стандарт начального общего образования, можно сказать, что целью современной школы является не только то, чтобы обучающиеся знали больше, но и то, чтобы они умели самостоятельно находить, отбирать нужные знания и применить их не только в учебной деятельности, но и в различных жизненных ситуациях.

В рамках усовершенствовании системы образовательных стандартов основным направлением в работе учителя является использование современных ведущих методов и образовательных технологий обучения:

  • проектная деятельность;
  • информационно - коммуникационные технологии
  • системно - деятельностный подход.

Перемены, происходящие в современном мире, требуют ускоренной модернизации образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы младших школьников.

Исследовательская деятельность обучающихся является важной частью системы образования. Она даёт возможность самообразовываться как во время урочной, так и во внеурочной деятельности.

Список литературы:

  1. Александрова, Г.В. Основные трудности реализации проектного метода в начальной школе [Текст]/ Г. В. Александрова //Начальная школа плюс до и после. – 2014. - №2. – с. 79
  2. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст]/ Б.Г. Ананьев. – СПб. : Питер, 2008. – 65 с. – ISBN 5-272-00315-2
  3. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст] / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. М.: Просвещение, 2008. – 151 с. — ISBN 978-5-09-019148-7
  4. Воронцов, А.Б. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя [Текст]/ А.Б. Воронцов, С.В.Егоркина, М.В.Енжевская: под ред. А.Б.Воронцова. М.: Просвещение, 2011. – 176 с. –ISBN:978-5-09-019234-7
  5. Куприянов Б.В. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» [Текст] / Б.В. Куприянов, С.А. Дынина // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. – 2011. - № 2. – С. 101-104.
  6. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М. И. Лисина. – Санкт – Петербург :Питер, 2009. – С. 23 – 28 : ил. –ISBN: 978–5–388–00493–2
  7. Педагогика [Текст]/ под ред. Ю.К. Бабанского. 4-е изд. – М.: Педагогика, 2009. –
  8. Скоморохова М.И. Теоретико-методические основы формирования общеучебных умений у младших школьников [Текст] / М.И. Скоморохова, С.П. Леонюк. // Начальная школа. – 2009. - №4. – С. 16-19.
  9. Словарь по образованию и педагогике [Текст] / авт. – сост. В.М. Полонский. – М.: Высшая школа, 2011. – 512 с. – ISBN: 5-0600-4502-
  10. Словарь русского языка [Текст] : около 53000 слов / авт. – сост. С.И. Ожегов. – М.:Аст, 2010. – 640 с. – ISBN 978-5-488-02623-0.
  11. Ступницкая, М.А. Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся [Текст]: лекции 1-4 / М.А. Ступницкая. – М.: 2009. – 64 с.
  12. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? [Текст] /К. Фопель. - М.: Генезис,2009. – 160 с. – ISBN 5-85297-012-1
  13. Шафрин Ю.А. Основы компьютерной технологии [Текст]/ Ю.А. Шафрин. – М.: Изд. АБФ, 2009. – 656с. –ISBN: 5-93208-021-3.
  14. Ябстребцева, Е.Н.Развитие мышления учащихся средствами информационных технологий[Текст]// Учебно-методическое пособие под редакцией Ябстребцевой Е.Н. – М, 2008. – 11, 160 с.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены