РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Формирование УУД в процессе проектной деятельности в рамках внеурочной деятельности

«Единственный путь,
ведущий к знаниям –
это деятельность»
Б.Шоу.

На современном этапе развития общества и нашего государства особой актуальности приобретает проблема формирования общественно активной, творческой, компетентной личности, которая, в отличие от человека - исполнителя, самостоятельно генерирует новые идеи, принимает нестандартные решения.

За время обучения в школе дети должны не только получить знания, но максимально развить свои способности. Формирование способностей невозможно вне активной, заинтересованной деятельности учащихся.

Я, как учитель уверена, что какой – либо один метод не даёт возможности выявить всю гамму способностей учеников. На мой взгляд, именно исследовательский метод, как ни какой другой, позволяет превратить ребёнка в активного субъекта совместной деятельности.

Помня правило: «Бесталанных нет, а есть занятые не своим делом», использование исследовательского метода даёт возможность не только успевающим, но и слабым ученикам использовать свои сильные стороны.

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений»: писал Л.Толстой.

Слова Льва Николаевича Толстого будут актуальны столько, сколько будет существовать школа. Важность проблемы - развитие творческих способностей учащихся - обусловлена двумя основными причинами. Первая из них - падение интереса к учебе. Вторая причина в том, что даже те ученики, которые, казалось бы, успешно справляются с программой, теряются, как только оказываются в нестандартной учебной ситуации, демонстрируя свое полное неумение решать продуктивные задачи.

Проектная и исследовательская деятельность учащихся прописана в стандартах второго поколения. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов и истории, в том числе, ориентированы на данный вид деятельности. Таким образом, проектная и исследовательская деятельность учащихся становится все более актуальной в современной парадигме образования, которая нацелена на осуществление деятельностного подхода к обучению. Перед современной российской школой стоит ключевая задача – научить учиться школьников. А это возможно именно в процессе правильной организации самостоятельной работы над решением предметных проблем. Так лучше всего формируется культура умственного труда учеников и компетентность.

Проектный метод

Среди разнообразных направлений современных методик и технологий наиболее адекватным поставленным целям, с моей точки зрения, является метод проектов. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления. Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к обучению. Такая работа на уроке и внеурочное время имеет большое образовательное, воспитательное, а также развивающее значение. Метод проектов предоставляет учителю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю систему организации процесса обучения. Он может найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастов, способностей и при изучении материала различной степени сложности.

Проектный метод - это путь, на котором обучающиеся сами создают действительность. Они сами формируют и развивают обучающую ситуацию. Пробуют себя в различных видах деятельности и определяют свои предпочтения и интересы, обретают самостоятельность, работая не под присмотром учителя. Ученики сознательно выбирают и применяют различные методы обучения, принимают на себя ответственность за свое обучение.

Использование проектного метода возможно в любой области и при преподавании любого предмета. Проектный метод, наряду с другими интерактивными методами, помогает отойти от традиционного фронтального урока и открывает перспективы для формирования многих важных навыков и развития кругозора. Проектный метод предлагает участие учителя в новой роли - «фигуры на заднем плане», происходит устранение доминирующей роли педагога в процессе присвоения знаний и опыта. Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать школьнику учиться, направлять его познавательную деятельность.

Проект – это исследование конкретной проблемы, ее практическая или теоретическая реализация. Целью метода проектов является развитие самообразовательной активности учащихся.

С помощью метода проекта возможно научить детей:

  • выявлять и формулировать проблемы;
  • проводить их анализ;
  • находить пути их решения;
  • большое значение имеет умение работать с информацией;
  • находить необходимый источник, например данные в справочной литературе или в средствах массовой информации;
  • применять полученную информацию для решения поставленных задач.

Исследовательский же навык, приобретенный в школе, поможет ее выпускнику быть успешным в любых ситуациях.

Исследовательская деятельность – самостоятельная деятельность, но учитель может управлять процессом проявления и преодоления затруднений, прогнозировать их появление, следовательно, активизировать мировоззренческие позиции в учебном процессе.

Исследовать – значит видеть то, что видели все, но думать так, как не думал никто.

Выпускник школы должен адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах. Школа должна создать условия для формирования у обучающихся современных ключевых компетенций: общенаучной, информационной, познавательной, коммуникативной.

С помощью проектного метода можно:

  • содействовать скорее сотрудничеству, толерантности, коллективному созидательному творчеству, чем конкурирующему, соревновательному поведению;
  • принимать во внимание реальные ситуации и обстоятельства, которые чаще всего возникают вне школы;
  • ориентироваться на личные способности учеников, с целью их оптимального развития;
  • стараться учитывать личные потребности учеников;
  • усиливать мотивацию для достижения целей обучения;
  • содействовать соединению, а может даже синтезу школьных и внешкольных образовательных областей;
  • создавать связующие звенья между отдельными предметами;
  • способствовать постоянному внутреннему обновлению школы, принимая во внимание актуальные потребности и вопросы.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих умений.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую школьники выполняют в течении определенного отрезка времени.

Проект – это «пять П»: ПРОБЛЕМА – ПРОЕКТИРОВАНИЕ - ПОИСК ИНФОРМАЦИИ – ПРОДУКТ – ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт. Данная работа не только стимулирует учащихся к более глубокому изучению не только одно предмета, но стимулирует к освоению новых программ и программных продуктов, использованию новейших информационных и коммуникативных технологий. Работы выполняются в режиме презентаций PowerPoint, а также используются программы Word, Fotoshop.

Использование проектной деятельности во внеурочной деятельности учителя.

В ходе исследовательской (проектной) деятельности учащимися нашей школы были разработаны проекты и оформлены в виде презентаций. Работы учеников были заслушаны на заседании Школьного научного общества. Проект в форме экскурсии – презентации «Легендарный Севастополь», разработан учащимися 7-а класса. Еженедельно ребята проводили экскурсии по истории Севастополя у стенда «Наш Севастополь» для учеников всех классов.

Исследовательская работа по теме: «Наш любимый Нахимовский район глазами пешехода» представлен на школьной научной конференции и уроке по Севастополеведению в 8 классе. Этот проект предложен для школьной экскурсии на будущий год.

Проект по теме: «Екатерина II – просветитель и реформатор», разработчик – ученица 10-а класса, был заслушан на школьной научной конференции и на уроке в 10-м классе, при изучении темы о правлении Екатерины II.

Во время работы над проектом по Нахимовскому району, в котором мы живем и учимся, ребята встретились с внучатой племянницей Папанина, учились брать интервью, познакомились с литературным наследием Папанина, разными случаями из его жизни. Получив опыт исследовательской деятельности, ребята уже определились в новых темах. В течение летнего времени собирают материал для будущих проектов.

В работе стараюсь повысить мотивацию учеников к учебному процессу, к активизации усвоения знаний по истории, обществознанию, праву. Хочу, чтобы ученики шли на мои уроки с желанием. В этом мне помогают самые разные приёмы и методы, в том числе метод проекта.

Сегодня много говорят и пишут о высоких технологиях. Но мне кажется, ни компьютер сам по себе, ни какое-либо другое средство общения не в состоянии заменить педагога, живое слово, непосредственное общение. Высокие технологии не должны становиться самоцелью образовательного процесса. Они лишь ещё один инструмент в наших руках.

Инструмент удобный, но очень опасный. Главным героем образовательного процесса был и остаётся ребёнок, и здесь вполне уместно вспомнить правило врач: «Не навреди!»

Использование новых информационных технологий позволяет мне существен но углубить содержание исторического материала, а метод учебного проекта способствует развитию самостоятельности ученика в образовательном процессе.

Использование элементов метода проектов позволяет строить обучение на активной основе через целесообразную деятельность ученика, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний и умений в дальнейшей жизни.

Список литературы

  1. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы / И.Л. Бим // Иностр. языки в школе. – 2002. – № 2. – С. 11-15.
  2. Даниленкова Г.Г. Педагогическое проектирование учебного процесса // Сб. научн. ст. Калининград: Калинингр. ун-т. – 2000. – С. 25-27.
  3. Зимняя И.А., Сахарова Т. Е. Проектная методика обучения английскому языку / И.А. Зимняя, Т. Е. Сахарова // Иностр. языки в школе. – 1991. – № 3. – С. 9-15.
  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат – М.: 2000. – 272 c.
  5. Словарь иностранных слов. 17-е изд., испр. – М.: Рус. яз., 1988. – с. 401.
  6. Чечель И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов // Директор школы. – 1998. – № 4. – С. 3-10.
Читайте также:

Наталия Анатольевна Зайцева 11.11.2020 180 0 Фото: tookapic / pixabay.com
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2020 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте (презентации, конспекты, статьи и пр.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.

Администрация сайта готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.