РАЗРАБОТКИ

Другие модули


«Занимательные задачи о скорости, массе и силе…», 7 класс

Цель урока: повторить материал, связанный данными понятиями, путём решения задач с использованием «сказочных» фрагментов, для наглядного и эмоционального восприятия физических явлений. 

Афоризм урока: «Чтобы идти вперёд, чаще оглядывайтесь назад, ибо иначе вы забудете, откуда вышли и куда нужно вам идти. Л.Н. Андреев»

I. Учитель. Прежде чем приступить к решению задач с использованием «сказочных» фрагментов мы повторим основные понятия и термины физики. Перед вами кроссворд – наоборот, потому что он даётся уже заполненным, т.е. в клетки вписаны ответы. Вы должны сами сформулировать вопрос. Это непривычный и потому сложный вид работы: по ответу «найти» вопрос.

Ребята, следующее задание заключается в том, что нужно вставить отсутствующие величины в формулах, записанных на доске: F=mg, m=v, S=υt, F=к∆l, P= mg … 

II. Учитель. Как я уже говорила: сегодня урок необычный. В течение остывшего времени мы попытаемся в сказках, которые вы слышали в детстве найти важнейшие физические понятия (скорость, масса, сила). 

У вас на столе у каждого есть «сказочный лист с заданиями»; если все до одного задания, вы правильно выполните, то у нас расцветет «физический букет».

К доске приглашаю двух учеников, которым вручаются карточки со следующими заданиями.

Карточка 1.

А) Прочитайте отрывок из сказки «Снежная королева»:
Вечером, когда Кай был уже дома и почти совсем разделся, собираясь лечь спать, он вскарабкался на стул и поглядел в маленький оттаявший на оконном стекле кружочек. За окном порхали снежинки, одна из них, побольше, упала на край цветочного горшка и начала расти.

Б) Определите скорость падения снежинки, если известно, что за 2 мин она пролетела путь, равный 72 м. Оформите решение задачи. Каким вы приняли движение снежинки? (0.6 м/с)

В) Перечислите физические явления, которые встретились в этом отрывке. 

Г) Ответьте на вопрос «Что такое физическое явление?»

Карточка 2.

А) Прочитайте следующий отрывок из сказки «Снежная королева».
Санки его точно приросли к большим саням и продолжали нестись вихрем. Кай громко закричал – никто его не услышал! Снег валил, санки мчались, ныряя в сугробах, прыгая через изгороди и канавы.

Б) Какой путь пролетел Кай на своих санках вместе с санями снежной королевы за 15 мин, если их скорость была 20 м/с? Каким вы приняли движение санок? (18 км)

В) Перечислите физические тела, о которых говорится в отрывке. (санки, сани, снег, мальчик Кай)

Г) Ответьте на вопрос «Что такое физическое тело?»

III Остальные ученики решают следующую задачу на своих местах. 

Все слушаем отрывок из сказки «Гуси-лебеди» и решаем задачу:

Задача 1.

Бежала, бежала Маша и прибежала к дремучему лесу. Стала на опушке и не знает, куда теперь идти, что делать. Смотрит под пеньком ёж.
- Ёжик, ёжик, спрашивает Маша, не видал ли ты куда гуси лебеди полетели?
Ёжик говорит:
- Куда я покачусь, туда и ты иди!

? Сколько времени (в секундах, минутах и часах) были в пути Маша и ёжик, если ёж катился со скоростью 3 м/с и преодолели они путь в 1,8 км?

Учитель. После решения всех трёх задач у нас поочередно раскрываются лепестки у первого «цветка». Впишите в лепестки полученные формулы. Ребята, посмотрите, какой красивый цветок у нас расцвёл, назовем мы его «Скорость».

IV. Учитель. К доске вызывается ученик для экспериментального задания. (весы с разновесами, мензурка) 

Сказка «Колобок», пожалуй, одна из самых первых сказок в вашей жизни, давайте просмотрим фрагмент из одноимённого мультфильма. (Просмотр)

  1. Ребята, а наш колобок пластилиновый, смотрите какой симпатичный! Он к вам прикатился, так как хочет узнать свою плотность.
  2. Определите плотность пластилина, из которого был вылеплен колобок (небольшой шарик из пластилина, мензурка, весы)
  3. Ответьте на вопрос «Какие единицы измерения плотности вы знаете?

Остальные ребята выполняют задания по карточкам (Л.И. Скрелин. Дидактический материал 7-8, серия II - «Мензурки»)

  1. Номер карточки:
  2. Определите цену деления. Ц.Д.=
  3. Объём жидкости в мензурке. V1=
  4. Объём жидкости в мензурке, после того как погрузили тело: V2=
  5. Объём тела: Vт=
  6. Определите массу тела, плотность вещества смотри в таблице плотностей: m= 

Учитель. А теперь подведем итог: выпишем во второй «Цветок» те формулы, которыми мы пользовались и куда входит физическая величина «плотность». Запись делаем тоже в лепестки «цветка» и у нас расцветает второй «физический цветок»

V. Учитель. 

Рассмотрите фрагмент из сказки «Лиса и журавль». 

  1. Ответьте, какие физические тела изображены? 
  2. Какие физические явления, вы видите?
  3. Какова сила тяжести лисицы, если её масса равна 2 кг? (запишите формулу по которой вы будете рассчитывать)
  4. Можно ли, не используя формулу, найти силу тяжести, действующую на тело? (да, с помощью прибора динамометра)

Учитель. Заполняем последний «Физический цветок»: «Сила тяжести». У нас расцвёл красивый полезный, сказочный букет. Он волшебный: охватывает большой изученный нами материал; вооружившись входящими в нее формулами, можно смело путешествовать не только по сказкам, но и по жизни. Как? Вы уже знаете. А я вам напомню, что любую формулу можно ещё и помещать в магический треугольник и вы никогда не ошибётесь:

VI. Учитель. Почемучка - любознательный ученик, который только начал изучать курс физики, дежурил в классе. Он должен был сделать влажную уборку и поэтому налил в ведро воды и медленно понёс его в классную комнату. Так как ведро было тяжёлое, то он часто останавливался и отдыхал. Во время одной из остановок, он задался вопросом «Когда ведро с водой тяжелее когда оно наполнено холодной водой или горячей?» Действительно когда? (Молекулы горячей воды «упакованы» менее плотно, чем холодной. Поэтому и плотности жидкостей различны; значит, ведро с холодной водой будет тяжелее, чем с горячей.)

VII. Учитель. Исключите лишнее слово:

  • весы рычажные, жесткость, мензурка, ареометр;
  • масса, объём, плотность, сила;
  • миллиграмм, тонна, литр, пуд;
  • железо, вода, пробка, фарфор.

(жесткость, сила - векторная величина, литр-единица объёма, вода – жидкость)

VIII. Учитель:

Д/З будет творческим, на выбор:

  1. Написать небольшой рассказ, куда «вплести» информацию о физической величине или явлении. Н/р Дутова Н. уже написала, я предлагаю её заслушать.
  2. Определение средней скорости движения человека, (вам понадобятся секундомер, измерительная лента)

Учитель: Листочки с ответами и «цветами» сдайте на проверку, каждый получит оценку.

Использованная литература:

  1. Журнал «Физика в школе», №5, 2002, Смирнова Т.А.,с. 34
  2. Необычные учебные материалы по физике, В.И. Елькин, М.,2001, «Школа-Пресс»
  3. Газета «1 сентября», № 18, 2005, с.23

ПРИЛОЖЕНИЕ 1: «Сказочный лист»

1. Задача.

 Бежала, бежала Маша и прибежала к дремучему лесу. Стала на опушке и не знает, куда теперь идти, что делать. Смотрит под пеньком ёж.
- Ёжик, ёжик, спрашивает Маша, не видал ли ты куда гуси лебеди полетели?
Ёжик говорит:
- Куда я покачусь, туда и ты иди!

? Сколько времени (в секундах, минутах и часах) были в пути Маша и ёжик, если ёж катился со скоростью 3 м/с и преодолели они путь в 1,8 км

2. Задание.

  1. Номер карточки:
  2. Определите цену деления. Ц.Д.=
  3. Объём жидкости в мензурке. V1=
  4. Объём жидкости в мензурке, после того как погрузили тело: V2=
  5. Объём тела: Vт=
  6. Определите массу тела, плотность вещества смотри в таблице плотностей: m=

3. Задание.

Какова сила тяжести лисицы, если её масса равна 2 кг? 

Запишите формулу, по которой вы будете рассчитывать силу тяжести

4. Исключите лишнее слово (вычеркните):

  • весы рычажные, жесткость, мензурка, ареометр;
  • масса, объём, плотность, сила;
  • миллиграмм, тонна, литр, пуд;
  • железо, вода, пробка, фарфор.

Автор:
Биттирова З.И.,
учитель физики
МКОУ «Гимназия № 1, г. Майского», Майский район, КБР

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Лучшие статьи

Статей за текущий месяц нет.
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены