РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Психофизиологическое развитие дошкольника как основа психологической готовности к школе

Для школьных психологов в последние годы стало очевидным, что, несмотря на высокий процент детей, посещающих дошкольные учреждения, число неготовых к школьному обучению первоклассников только увеличивается.

Психологическая готовность (Н.В. Нижегородцева и В.Д. Шадриков) включает компоненты: физическую, физиологическая, личностную; мотивационную, интеллектуальную, эмоционально-волевую готовность. Отмечают и важность готовности родителей к перестройке семейных отношений в связи с появлением первоклассника.

Именно психофизиологическая готовность ребенка зачастую недооценивается родителями. Акцент на формальном обучении чтению, письму, знанию основ математики или английского языка провоцирует у окружающих ложную уверенность в гениальности ребенка. Зачастую родители игнорируют физическое развитие дошкольника, считают, что он «дорастет» или перерастет трудности.

Именно физиологическое развитие ребенка непосредственно влияет на школьную успеваемость и является базой для формирования психологической и социальной готовности к школе. Физиологическая готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья. Часто болеющие, физически ослабленные учащиеся даже при наличии высокого уровня развития умственных способностей, как правило, испытывают трудности в обучении на начальном этапе. В дальнейших классах их успеваемость начинает снижаться, либо требуются дополнительные занятия. Тогда перегрузка ослабляет здоровье еще сильнее. С началом школьного обучения нагрузка на организм ребенка резко возрастает. Учебная работа, большой объем новой информации, необходимость длительного удержания определенной позы, изменение привычного распорядка дня, пребывание в большом коллективе требуют значительного напряжения умственных и физических сил ребенка.

Физиологи говорят о том, что в возрасте 5-7 лет происходит существенная перестройка всех физиологических систем детского организма, но к началу обучения эта работа еще не закончена, и в школе активное физиологическое развитие продолжается. То есть по своим функциональным характеристикам организм ребенка 6-7 лет готов к систематическому школьному обучению, в то же время он восприимчив к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к умственному и физическому перенапряжению. Чем младше ребенок, тем труднее ему справляться со школьными нагрузками, тем выше вероятность появления отклонений в его здоровье. Если по физическому и биологическому развитию ребенок соответствует формальному возрасту или опережает его и не имеет медицинских противопоказаний, он считается готовым к школьному обучению с медицинской точки зрения.

Особенно важно отслеживать такие показатели физиологической перестройки как вес ребенка, смену зубов и правильное соотношение пропорций в разных частях тела ребенка. Для этого применяется Филиппинский тест, когда ребенка просят правой рукой поверх головы дотянуться до противоположного уха, точнее середины или мочки уха. Тест точно характеризует именно биологический возраст ребенка, так как отражает не просто характеристику развития скелета, а степень морфофункциональной зрелости организма.

Именно морфофункциональная незрелость лежит в основе многих школьных трудностей. Многие ученики первых классов не ориентируются в пространстве, времени. Они испытывают трудности в обучении письму, в ориентации в учебнике и тетради. Да, даже медленно привыкают к расположению кабинетов и дверей в школе. На начальном этапе дети не прошли стадию знакомства со своим телом, не смогли получить богатый сенсорный опыт взаимодействия различных частей тела и сформировать большое количество сенсорных эталонов.

Неполноценно развитый соматогнозис (восприятие человеком схемы своего тела как некоей целостности) приводит к проблемам в развитии моторики и недостаточной восприимчивости к сигналам из окружающего мира (недостаточно развитой способностью ощущать, различать и реагировать на воздействие со стороны внешних раздражителей).

Учителя в последние годы отмечают, что многие дети в классе не понимают фронтальной инструкции. Ребенок и дома, и в школе слышит просьбы и обращения только после многократного повторения. Это, как правило, быстро истощаемые дети. У них не хватает внутренних ресурсов работать на уроке — быть внимательными и сосредоточенными на протяжении времени работы на уроке также как у остальных детей. Они не могут в полной мере пользоваться своим интеллектуальным потенциалом. Они не успевают за темпом и объемом предъявляемых требований.

Нарушенный соматогнозис у детей приводит к тому, что они не готовы обучаться по стандартным программам.

Соматогнозис сопровождается различными нарушениями восприятия: телесного, вестибулярного, зрительного и слухового. Не происходит накопление опыта собственных достижений, запаздывает или не развивается способность к избирательности по отношению к людям и предметам.

Нарушение соматогнозиса приводит к компенсаторному формированию движений рук и ног, тела, мимики. Ребенок получает диагноз СДВГ у врача-невролога. Проявляются синдромы соматического, неврологического и психологического ряда.

Отмечено появление многочисленных страхов. Появляются нарушения общения, эмоционального реагирования и поведения.

Опишем случай из практики. В текущем учебном году ребенок обучается во втором классе по общеобразовательной программе. При поступлении в школу мальчик не мог адаптироваться к обучению. Не работал с классом, мешал учителю. На переменах выходил из-под контроля педагога. Он испытывал основные трудности при обучении письму, т.к. писал левой рукой (держал ручку), помогая указательным пальцем правой руки. Ребенок держал ручку в левой руке, а указательным пальцем правой упирался в кончик ручки и писал.

Был обследован в 1 классе для выявления особенностей прохождения процесса латерализации. Была выявлена перекрестная латерализация. Рука левая, нога левая, глаз и ухо – правые. Для выявления ведущей руки, ноги, глаза и уха был проведен тест, который включал: переплетение рук в «позе Наполеона», переплетение пальцев рук, сидение «нога на ногу», прицеливание большим пальцем рук, удар по мячу ногами, захват малого мяча руками, шепотные слова на отдельные уши. Проводилось наблюдение за ребенком на различных уроках, включая физкультуру, изо, технологию. Результаты обсуждались с мамой, учителями

 После дополнительных графических проб обеими руками было принято решение рекомендовать вырабатывать навык письма левой рукой. С ребенком была проведена коррекционно-развивающая работа. Повторное тестирование показало, перекрестная латерализация сохранилась, но навык письма был выработан с упором на левую руку. Сейчас мальчик успешно обучается по основной программе. Проблемы с поведением постепенно ушли.

Какие приемы и упражнения помогли нам достигнуть стабилизации процесса латерализации и выработать навык письма?

Во-первых, маме было рекомендовано расширить возможности для физической активности ребенка. Больше играть в подвижные игры, особенно с небольшим мячом. Обогащение сенсомоторного опыта происходило и через массаж пальцев различными мячиками, массажерами, орехами, шишками, карандашами с ребристой поверхностью. Была насыпана коробочка с различными крупами (горох, гречка, фасоль). В нее ребенок опускал руки во время перерывов в письме.

Упражнения на перекрестные движения также проводились регулярно. Коснуться локтем противоположного колена, ладонью – уха. Положить руку на другой бок. Сжать руки в кулаки и показывать разные пальцы правой и левой руки.

Также проводились различные виды пальчиковых гимнастик, упражнений, игр со стихами.

Значит. Обогащая сенсорный и сенсомоторный опыт ребенка родители и педагоги вносят неоценимый вклад в процесс его гармоничного развития и подготовки к школьному обучению. Его сверстники, которые меньше взаимодействовали с реальным миром, но овладевшие навыками чтения и счета, постепенно могут потерять свое преимущество в учебе. Дети, в развитии которых большую часть подготовки отводили подвижным играм, складыванию объемных конструкций, играм с кубиками, веревочками, различными конструкторами и мозаиками, овладеют учебными навыками на более прочной основе.

Читайте также:

Карпикова Зоя Юрьевна 02.03.2021 208 0 Фото: Jan Vasek / jeshoots.com
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2021 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте (презентации, конспекты, статьи и пр.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.

Администрация сайта готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.