РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Многоступенчатые инструкции как средство повышения внимательности учеников начальной школы

Зачастую в первых классах школы учителя отмечают, что учащиеся не выполняют требования учителя. Фронтальная работа с классом также недоступна для значительного числа детей. Участившиеся случаи перевода детей на индивидуальный формат обучения говорят о том, что решить эту проблему педагогам не удается за первые годы обучения.

Обращения к психологу показали, что родители также отмечают, как тяжело добиться от ребенка выполнения просьбы. Им приходится ее повторять, разбивать на части, проверять каждый этап.

Мы полагаем, что в последнее время воспитание детей в семье сочетается с повышенной опекой со стороны взрослых. Снижение требований, откладывание возраста взросления, отсутствие домашних обязанностей, даже минимальных, связанных с самообслуживанием, с уходом за домашними животными и растениями, также приводят к инфантилизму, к снижению уровня психологической готовности к обучению.

Дети разучились слушать взрослых и выполнять их требования. Взрослые во многих семьях не просто по нескольку раз повторяют просьбы, а затем сами все делают за ребенка.

Ребенку нет необходимости быть внимательным и запоминать, используя кратковременную память, что им нужно сделать.

Мы считаем, что детей нужно обучать действовать по инструкции, постепенно усложняя задания и их число.

Предлагаем алгоритм, с помощью которого можно развить способность ребенка к сосредоточенной и результативной деятельности.

Этапы формирования 3-х ступенчатой инструкции для учеников 1-2 классов

1. Диагностика.

Выявление умения действовать по инструкции. На первом этапе знакомства проводим наблюдение за ребенком в деятельности на уроке, перемене, беседуем с родителями.

2. Задание ребенку. «Давай поиграем. Прослушай мои команды и выполни их в той же последовательности».

«Встань, хлопни в ладоши 2 раза, сядь на место.»

Отмечаем, что получилось. Хвалим. Если не получилось сохранить последовательность, предлагаем сыграть снова. Если получилось, усложняем инструкцию: «Пройди до двери кабинета, подпрыгни на правой ноге, вернись на место».

3. Отрабатываем сначала 2-х ступенчатые инструкции разной сложности.

Уточняем ориентировку в пространстве, знание «право-лево».
«Открой тетрадь, нарисуй круг синим карандашом»
«Построй из кубиков башенку на 3 этажа, потом обойди вокруг парты»
«Принеси мне игру в синей коробке, потом прохлопай 7 раз в ладоши.»

4. Переходим к 3-х ступенчатой инструкции.

Сначала простые движения, потом требующие определенных знаний и навыков.

  • «Подойди к доске, подпрыгни 4 раза, вернись на место»
  • «Достань из портфеля на парту любые 2 предмета, встань, сделай круги руками»
  • «Сожми правую руку в кулак, разожми, коснись левой рукой макушки»
  • «Подойди к другому ребенку, поиграй с ним в Ладушки, принеси мне мяч из шкафа»

На всех этапах следим за мотивацией, придумываем интересные задания. Привлекаем к руководству игрой самого ребенка. В конце играем на листе бумаги.

«Нарисуй по образцу»

Ребенку не показывают рисунок, только описывают его тремя командами. В конце сравнивают результат и образец.

На завершающем этапе формирования деятельности инструкции даем в письменном виде. Конечно, если ребенок освоил навык чтения.

«Найди зверей среди зарослей на рисунке, обведи красным только хищников. После этого подпрыгни на правой ноге».

Очень полезно проводить такое обучение в групповой форме. Тогда дети получают дополнительную игровую мотивацию. Кроме того, развивается внимание и контроль. Сначала ребенок следит за другим ребенком, потом развивается самоконтроль. В конце полезно договориться, чтобы одним из обучающихся была специально допущена ошибка. Или сам педагог выступает роли игрового партнера.

В результате такой работы качество учебной деятельности повышается на порядок. Развиваются все познавательные процессы. А педагоги и родители отмечают, что ребенок начинает слышать и понимать обращенные к нему просьбы с первого раза.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены