РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Развитие интеллектуальной активности у детей раннего возраста

Риль Антонина Анатольевна

Аннотация: В статье отмечается, что дети раннего возраста располагают огромным потенциалом развития интеллектуальной активности. Роль взрослого – направлять и координировать их усилия, через грамотную организацию развивающей предметно–пространственной среды и игровую деятельность.

Ключевые слова: ранний возраст дошкольников, игровая деятельность детей раннего возраста, интеллектуальная активность.

В первой младшей группе нашего детского сада для развития интеллектуальной активности у дошкольников мы используем игровую деятельность, потому, что в этом возрасте дети все лучше понимают через игру, а закрепление материала происходит в самостоятельной игровой деятельности.

Посредством организации игровой деятельности дети могут получить от педагога не только конкретные знания, но и научиться играть.

Начинаем обучение от простого к сложному. Мы наблюдаем за ребенком и делаем вывод о том, что он умеет, например, умеет ли он играть с предметами-заместителями и если видим, что данный ребенок в игре использует предметы-заместители, стараемся закрепить данное умение. Но, при этом, начинаем знакомит ребенка с реальным предметным миром. Если малыш использует в игре в качестве ложки предмет-заместитель в виде палочки, то мы, даем ему ложку из кукольного набора посуды, показываем, как можно, вместо палочки использовать при кормлении куклы игрушечную ложку, а во время обеда, обращаем его внимание, на то, что он есть настоящей ложкой. Так же, мы показываем ему, как он может правильно использовать ложку, чтобы есть самостоятельно.

Таким образом, мы не просто обучаем ребенка игре, но и вводим его в предметный мир и обучаем его элементам самообслуживания. Посредством манипуляций с предметами, предметами-заместителями, игрушками и дидактическими пособиями происходит более глубокое освоение малышом предметного мира, формирование его интеллектуального потенциала и интеллектуальной активности. Играя с предметами и игрушками, манипулируя ими, малыши извлекают много информации о самих предметах, устанавливают взаимосвязи между ними. В манипуляции предметами и игрушками дети проявляют своё любопытство и реализуют свою познавательную активность.

Следующим направлением, развития игровой деятельности является обучение ребенка игровому сюжету.

Дети раннего возраста мало знакомы с сюжетом и сюжетными играми, а ведь, именно в развитии игрового сюжета у ребенка раннего возраста развивается интеллектуальная активность. Ребенок не просто начинает понимать ход игры, но и волен сам его создавать и изменять по своему желанию. Например, играя с куклой, ребенок, может обыграть свой день: разбудить, покормить, отвести в детский сад, в детском саду провести занятие, уложить спать, разбудить, покормить и отвести домой. Обычно дети, в игре, затрагивают, какой то, один момент из жизни, например, куклу уложили спать и разбудили. Обычно, игра на этом заканчивается. Поэтому, педагог подсказывает ребенку, что в игре, как в жизни, может быть несколько моментов, которые складываются в общий сюжет. Конечно, ребенку раннего возраста, не просто самому придумывать сюжеты для игры, но под руководство взрослого, он этому может научиться.

В младшей группе мы планируем и проводим одну сюжетно-ролевую игру в месяц.

Перед тем, как провести с детьми сюжетно-ролевую игру мы разбиваем ее на отдельные сюжетные ситуации и проигрываем их отдельно с группой, и только потом, соединяя игровые ситуации вместе соединяем и проигрываем сюжетно-ролевую игру целиком.

Например, для того, чтобы провести сюжетно-ролевую игру «Дорога», мы проводим следующие игровые ситуации:

Игровая ситуация «Машины на дороге» - данную игровую ситуацию мы проводим, чтобы познакомить детей с видами машин, которые ездят по дорогам, так же, мы объясняем детям, что машина едет не сама по себе, а ею управляет водитель.

Игровая ситуация «Машины-спасатели» - данную игровую ситуацию мы проводим, чтобы познакомить детей с видами служебных машине, таких как скорая помощь, пожарная машина и полицейская машина. В данной игровой ситуации знакомим детей с машинами, которые приезжают, когда у вас происходит беда.

Игровая ситуация «Грузовая и легковая машина» - данную игровую ситуацию мы проводим, чтобы познакомить детей с грузовыми машинами (машинами, которые перевозят грузы) и легковыми машинами.

Игровая ситуация «Автобусы, троллейбусы, трамваи» - данную игровую ситуацию мы проводим, чтобы познакомить детей с пассажирским транспортом, тем транспортом, который перевозит пассажиров.

Игровая ситуация «Светофор и пешеходный переход» - данную игровую ситуацию мы проводим, чтобы познакомить детей с работой сфетофора, мы объясняем детям для чего работает светофор и нарисована «зебра» на дороге.

Интеллектуальной активности детей может поспособствовать и игра с кубиками, настольные игры и игры с модулями.

Так же, развитию интеллектуальной активности способствует организация развивающей предметно-пространственной среды. В младшей группе развивающая предметно-пространственная среда организована таким образом, чтобы дети могли хорошо ориентироваться в группе, знали места хранения всех игрушек и игровых пособий для того, чтобы им было проще воспроизводить простые действия с ними.

Таким образом, обучение детей игровой деятельности и грамотная организация развивающей предметно-пространственной среды способствует развитию интеллектуальной активности детей младшей группы.

Список литературы

  1. Богоявленская, Д. Б. Метод исследования интеллектуальной активности. Новые исследования в психологии и возрастной диагностике [Текст] / Д. Б. Богоявленская.– М.: академия, 2019. – 254 с.
  2. Овчинникова, Т. Н. Личность и мышление ребенка [Текст] / Т. Н. Овчинникова.– М.: логос, 2020.– 189 с.
  3. Печора, К. Л. Развитие детей раннего возраста [Текст] / К. Л. Печора. – М.: Владос, 2019. – 226 с.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Лучшие статьи

Статей за текущий месяц нет.
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены