РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Воспитание личности учащихся посредством изучения произведений А.П. Чехова на уроках литературы

Автор:
Исаченко Татьяна Николаевна,
учитель русского языка и литературы.
Высшая категория.

Актуальность:
Проблема формирования личности особенно актуальна в наше непростое время, когда, с одной стороны, люди стали грубы, жестоки, корыстны, с другой – пробуждается стремление к новой, интересной жизни, желание быть успешным и счастливым, делать добро и видеть вокруг себя умных и порядочных людей. Каждому юноше и каждой девушке на пороге самостоятельной жизни надо будет принять решение, которое впоследствии может повлиять на дальнейшую судьбу. Школьник должен как можно раньше задуматься о том, что он есть во Вселенной, каков смысл его жизни, как достичь своей цели, кто его друзья и что он сделал для других, чтобы заслужить уважение, какую пользу он принес Отечеству. По моему мнению, ответить на самые трудные нравственные вопросы помогают произведения А. П. Чехова.

Цель:

  1. Показать необходимость изучения произведений А. П. Чехова на уроках литературы для воспитания личности учащихся.
  2. Привлечь большее внимание к изучению творчества великого русского писателя.
  3. Раскрыть разные виды работы над произведениями А. П. Чехова.

Формы и методы работы:

  1. Анализ произведений А. П. Чехова.
  2. Изучение критической литературы о жизни и творчестве писателя.
  3. Разработка и проведение уроков разных типов по творчеству А. П. Чехова.

Чехов сам был необыкновенной личностью. Писатель говорил: «Мое я – моя индивидуальность». Для себя он вывел кодекс поведения, нравственности истинно воспитанного человека, который должен:

  1. уважать человеческую личность, чужую собственность;
  2. быть чистосердечным, справедливым;
  3. проявлять снисходительность, сострадание и мягкость к другим;
  4. бояться лжи даже в пустяках; не быть суетным;
  5. не уничижать себя, чтобы вызвать сочувствие;
  6. воспитывать в себе эстетику;
  7. не заводить фальшивые знакомства со знаменитостями;
  8. «выдавливать из себя по каплям раба»;
  9. не допускать бездуховного существования;
  10. не позволять стоять ниже уровня той среды, в которой находишься; беспрестанно трудиться над собой.

Об уникальности А. П. Чехова говорили писатели и критики.

  1. Горький: «…большой, умный, ко всему внимательный человек… с грустной улыбкой».
  2. Воровский: «…крупнейшее явление русской литературы… неповторимая индивидуальность».
  3. В. И. Кулешов. «Жизнь и творчество А. П. Чехова». М. «Детская литература». 1982 г., с. 6.
  4. Там же.
  5. Кулешов: «…уникальное явление русского реализма…», «… просветитель, демократ и гуманист…».

Что же указывает на проявление личности А. П. Чехова в творчестве?

  1. Кажущаяся несовместимость со временем.
  2. Раскрепощающая душу нота чеховского юмора.
  3. Изображение жизни простых людей в самых будничных обстоятельствах.
  4. Изображение способности человека к самосовершенствованию.
  5. Благородство выражения ненависти к пошлости, мещанству.
  6. Ненавязчивость и полная свобода от рутины, шаблонности.
  7. Умение в малых формах охватить жизнь всех сословий.
  8. Стремление выверить на людях принципы гуманизма, демократизма .
  9. Разрушение привычных рамок художественного изображения героев.

Разберемся в значении слов «личность», «лик», «лицо», «облик», «личина».

  1. Личность – человек как носитель каких-нибудь свойств.
  2. Лик – первоначальное значение – «точное изображение лица».
  3. Лицо – одно из значений – «индивидуальный облик, отличительные черты».
  4. Облик – 1) внешний вид, очертания, наружность; 2) характер, душевный склад.
  5. Личина – 1) маска; 2) притворная внешность.

Анализируя произведения А. П. Чехова, учащиеся должны определить: кто из героев является личностью, а кто скрывает за своей внешностью личину; что необходимо сделать каждому человеку, чтобы стать личностью, насколько соответствует внешний вид человека его внутреннему содержанию.

Мне хотелось бы показать, как достигается эта цель, когда я провожу урок-суд «Осуждение бездуховности, мещанства, невнимания к личности человека в рассказе А. П. Чехова «Попрыгунья».

Эпиграф к уроку – слова Г. Бялого: «… неумение видеть в человеке человека Чехов считает одним из важных пороков современности». В конце урока учащиеся должны соотнести тему урока с высказыванием критика, выяснить, почему этот рассказ так актуален в наше время. На уроке выступают прокурор, судья, адвокат, свидетели обвинения и защиты, присяжные заседатели. Итогом работы становится составленная учащимися схема, которая дает возможность судить о том, что из себя представляет каждый герой как личность.

  1. В. И. Кулешов. «Жизнь и творчество А. П. Чехова». М. «Детская литература». 1985 г., с. 6.
  2. С. И. Ожегов. «Словарь русского языка». «Гос. изд. иностранных национальных словарей». М., 1960 г., с. 318.
  3. Н. М. Шанский, В. В. Иванов, Т. В. Шанская. «Краткий этимологический словарь русского языка». «Просвещение». М., 1975 г., с. 240.
  4. С. И. Ожегов. «Словарь русского языка». «Гос. изд. иностранных и национальных словарей». М., 1960 г., с. 243.
  5. Там же, с. 417.
  6. Там же, с. 318.

Основные черты характера Доктора Дымова:

  • жертвенная доброта, трудолюбие, ум, скромность, уважение к людям, деликатность, честность, благородство, умение любить, следование долгу, ответственность.

Результат:

  • талантливая натура, подлинный ученый, необыкновенный человек, многогранная личность.

Отношение окружающих:

  • высокая оценка коллег, любовь и уважение друзей и знакомых, благодарность пациентов, светлая память в душах людей.

Основные черты Ольги Ивановны:

  • неуважение к мужу, тщеславие, непреодолимая тяга к внешнему блеску, безразличие, невнимательность, притворство, глупость, слабость характера.

Результат:

  • бесполезность занятий, пустые прихоти, причинение боли близкому человеку, несамостоятельность натуры, одиночество, чувство стыда за свои поступки.

Отношение окружающих:

  • ненависть, жалость, презрение, осуждение.

Учащиеся без затруднений, совершенно осознанно определяют, кто из героев является личностью, какие качества характера стоит вырабатывать в себе, чтобы достичь высот в будущей профессии, быть яркой индивидуальностью.

Чехов хотел, чтобы любовь была живым началом всей жизни . О силе этого чувства мы говорим во время урока-размышления «Духовное возрождение человека под влиянием любви в рассказе А. П. Чехова «Дама с собачкой».

Один из главных героев – Дмитрий Дмитриевич Гуров. В начале произведения мы видим человека, которого вряд ли можно назвать интересной, благородной личностью. Его характер раскрывается через отношение к женщинам.

Жена:
недалекая, узкая, неизящная, неискренняя, истеричная, манерная, излишне разговорчивая.

Отношение к жене:
боялся, не любил, изменял.

Любовницы:
беззаботные, добродушные, веселые, благодарные, красивые, холодные, хищные, упрямые, капризные, властные, нерассуждающие, неумные.

Отношения с любовницами:
милое, легкое приключение; забава; простая, легкая, мимолетная связь; роман; легкая победа, разнообразящая жизнь.

Что же происходит с Гуровым, когда он встречает Анну Сергеевну? Поначалу Дмитрий Дмитриевич воспринимает ее, как и остальных женщин,
которых он называет «низшей расой».

Анна Сергеевна:
утомленная, бледная, невысокая, жалкая, слабая, испуганная, маленькая, скучающая, несмелая.

Отношения с Анной Сергеевной:
легкая победа, роман с неизвестной женщиной.

Чувства:
скука, раздражение.

Однако уже после первого сближения Гуров понимает, что встретил женщину удивительную, непохожую на других.

Меняются эпитеты, которыми он характеризует Анну Сергеевну: порядочная, тонкая, красивая, трогательная, чистая, наивная, ласковая, печальная, искренняя, душевная, хрупкая, незащищенная, бескорыстная, смелая.

Отношения с Анной Сергеевной:
любовь, мечты о счастье, необходимость быть вместе.

Чувства:
восторг, преклонение, обожание, страдания от разлуки.

С какой целью Чехов говорит, что Анна Сергеевна «ничем не замечательная»? Так ли это?

На основе характеристик Анны Сергеевны, которые учащиеся находят в тексте, делается вывод о том, что героиня разносторонняя, духовно богатая личность, которая не может не вызвать интерес. По мнению учащихся, писатель подчеркивает обыкновенность Анны Сергеевны потому, что душевная красота не выставляется напоказ. Кроме этого, Антону Павловичу хотелось, чтобы человеческие достоинства стали нормой жизни для всех людей.

В произведении затрагивается деликатный вопрос семейных отношений, что очень важно в наше время, поэтому необходимо, чтобы учащиеся поняли причину измены героини, увидели разницу в поведении Анны Сергеевны и Ольги Ивановны из «Попрыгуньи». Почему именно после встречи с мужем любимой женщины Гуров понимает, насколько она одинока и несчастна ? Учащиеся приходят к выводу, что лакейские манеры г. фон Дидерица, его ничтожность, ограниченность, безликость не соответствуют богатому внутреннему миру Анны Сергеевны.

Как же изменилось отношение Гурова к жизни? В чем проявляется возрождение его личности? Почему именно Анна Сергеевна способствует преображению этого человека?

Такие вопросы побуждают школьников задуматься о бескорыстном участии в судьбах друг друга, о заботе, сострадании, искренней любви. Скромная, хрупкая женщина добротой, нежностью пробудила в Гурове давно забытые нравственные ценности, ненужные и смешные в ханжеской среде, помогла ему освободиться от цинизма, неуверенности в себе.

Анализируя рассказ «Человек в футляре», учащимся дается задание изобразить символы, определяющие внешность учителя греческого языка и ответить на вопрос: «Можно ли считать Беликова личностью?» Дети понимают, что личностью не может быть человек, прячущий свое лицо.

Не может быть личностью хамелеон, меняющий свое поведение в зависимости от обстоятельств («Хамелеон»). Не вызывает уважения личность, бесконечно говорящая о своих заслугах, навязывающая собственное мнение и не уважающая мнение других («Дом с мезонином»).

Система уроков по произведениям А. П. Чехова, как показывает мой опыт, имеет огромное воспитательное значение. Учащиеся более культурно себя ведут, становятся терпимее друг к другу, добрее, сплоченнее. Особенно это проявляется во время конкурсов, спортивных соревнований. На классных и школьных праздниках ребята поддерживают тех, кто чувствует себя неуверенно. Хочется отметить и то, что учащиеся стали следить за правильностью своей речи, больше читать, активнее работать на уроках. Изучение произведений А. П. Чехова – один из важнейших разделов в курсе школьной программы по литературе. Мой опыт работы по произведениям Чехова на уроках литературы может помочь в воспитании личности учащихся, в формировании активной гражданской позиции.

Литература.

  1. Э. А. Полоцкая. «Пути чеховских героев». «Просвещение». М. 1983 г.
  2. В. И. Кулешов. «Жизнь и творчество А. П. Чехова». «Детская литература». М. 1985 г.
  3. В. Ермилов. «А. П. Чехов». «Молодая гвардия». М. 1949 г.
  4. А. М. Турков. «А. П. Чехов и его время». «Советская Россия». М. 1987 г.
  5. С. И. Ожегов. «Словарь русского языка». Государственное издательство иностранных и государственных словарей». М. 1960 г.
  6. Н. М. Шанский, В. В. Иванов, Т. В. Шанская. «Краткий этимологический словарь русского языка». «Просвещение». М. 1960 г.
  7. А. И. Чудаков. «Рождение художественного мира Чехова». «Советская Россия» М. 1985 г.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Лучшие статьи

Статей за текущий месяц нет.
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены