РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Открытое занятие внеурочной деятельности игры на свирели Э.Я. Смеловой.

Разработала:
учитель музыки, педагог дополнительного образования,
Янина Екатерина Валерьевна.

Тема: «Играй, свирель!»

Цель:

  • Формирование у учащихся начальной школы мотивации и интереса к занятиям игры на свирели.
  • Приобщение детей к музыке и инструментальному, вокальному исполнительству. Знакомство с инструментом и техникой игры на свирели.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с инструментом;
  • Определить основные этапы обучения игре;
  • Рассказать и показать подготовительные к игре упражнения;
  • Показать практические приемы обучения детей игре на свирелях;
  • Развитие творческих способностей.

Вид занятия: комбинированный

Подходы: дифференцированный, личностно-ориентированный.

Методы:

  • метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации (беседа);
  • метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия (презентация, видеосюжеты игры на музыкальных инструментах);
  • метод стимулирования и мотивации (поощрения, создание ситуации успеха);
  • практический (исполнение песен, игра на музыкальных инструментах);
  • систематизирующий.

Музыкальный репертуар:

Слушание

  1. РНП «Как под горкой».
  2. РНП «Во поле береза стояла».
  3. РНП «Во саду ли в огороде».
  4. Крылатов “Колыбельная” медведицы

Разучивание

  1. Р.н.п. «На горе ромашка, под горою кашка. Раз.Два.Три»

Ход занятия:

Мотивация

(музыкальный фрагмент: играет свирель, на экране картины русской природы сменяют друг друга)

Учитель: (Приветствие, знакомство с учащимися)

- Здравствуйте, ребята, Сегодня я приглашаю вас в волшебный мир музыки…Где все предметы, звери, птицы, деревья, все звучит…когда вы слушали музыкальный фрагмент, то слышали разные музыкальные инструменты. Назовите, какие музыкальные инструменты вы услышали? (дети отвечают). Молодцы! Да, много на свете музыкальных инструментов, но есть один особенный, уникальный, волшебный, с которым я хочу вас познакомить. В музыкальном фрагменте он тоже звучал. Но прежде чем его назвать, отгадайте загадку

(Учитель загадывает загадку)

Приложу к губам я трубку -
Полилась по лесу трель.
Инструмент тот очень хрупкий,
Называется… (СВИРЕЛЬ)

Молодцы! И, конечно, вы все знаете, что это инструмент духовой. От слова «дух», «дуть».

Свирель – это название, которое существовало испокон веков у русского, украинского и белорусского народов, обозначая духовой музыкальный инструмент.

Свирель - необыкновенный инструмент, но при этом очень простой. Состоит из трубочки и шести отверстий. Она может веселиться и радоваться плакать и петь. И этому есть своё доказательство. Сейчас я вам исполню несколько песен. Вы внимательно послушайте, определите характер песен, настроение.

(Исполнение песен)

Вопросы после каждой песни:

  • какой характер у этой мелодии? Какое настроение у вас возникает? (ответы)

После исполнения, учитель спрашивает учащихся

- Ребята, вам понравилось моё исполнение на свирели? (Ответы детей)

- Хотели бы и вы научиться играть и подружиться с маленькой, нежной свирелью? (Ответы детей)

Эта маленькая дудочка волшебна еще и тем, что на ней можно очень быстро научиться играть, для этого не нужно знать нотной грамоты или специальной подготовки. Не верите?

Давайте проверим.

Подготовительная часть.

Ребята, давайте сразу договоримся, что мы не будем играть в оркестре без жеста дирижера, а так как у нас много свирелей, много музыкантов – я, учитель, буду в роли дирижера, а вы в роли целого оркестра.

Чтобы играть правильно, красиво и выразительно, сделаем несколько подготовительных упражнений.

Сели глубоко, придвинулись к спинкам своих стульчиков, как будто вы сидите в удобном кресле, а в этом кресле нам тепло и уютно.

Дыхательная гимнастика .

« Зеркало» Учитель показывает, дети выполняют. Правило данной дыхательной гимнастики – «Быстрый вдох и плавный , медленный выдох». Свирель требует такого выдоха)

Гимнастика артикуляционного аппарата.

«Блинчики», «Укольчики». Учитель показывает, дети выполняют.

Ну а теперь положили указательные пальчики на щечки и улыбнулись. Музыка несет радость людям и на улыбке свирель звучит чище. Молодцы, очень хорошо.

Разминка для пальцев. Пальчиковая гимнастика «Паучок».
И девочкам и мальчикам даю совет их пальчикам:
Если отверстия чётко зажимать
Будешь звуки чистые получать.
Чтобы пальчики были послушными
Их тренировать очень нужно.
Как спортсмены по порядку, дружно делаем зарядку!

Учитель показывает, дети выполняют.

- Молодцы, ребята! Как здорово у нас всё получается. Понравились вам упражнения? (Ответы детей). Я очень рада!

И вот наступил долгожданный момент, когда вы можете взять свирели в руки.

Основная часть

Постановка свирели во время игры

Очень важно правильно взять инструмент. Посмотрите, как на слайде дети на сцене держат свирели: все одинаково, левая рука наверху и подносится ко рту. (Учитель показывает, дети повторяют) Все 6 пальчиков ставятся на «пенечки»(отверстия).

- Это, ребята, называется « Позиция пальцев на инструменте».

И начнём играть с цифры «один». В каждом стихотворении есть свой ритм. Давай услышим стихотворение: «На горе ромашка, под горою кашка. Раз.Два.Три». Приготовили ладошки, давайте этот ритм услышим в этом стихотворении. ( Дети хлопают ритмический рисунок с учителем и проговаривают стихотворение).

- Молодцы!. А теперь я буду играть, вы слушайте. Получилась ли у меня песенка? Слова про себя проговариваем. (Учитель играет, дети слушают).

- Получилась песенка? (Ответы детей)

- Сейчас я предлагаю вместе сыграть эту песню. (Совместная с учителем игра на инструменте)

- Замечательно! Молодцы! Если у кого-то не получилось, не страшно! Это всего лишь первое занятие! Обязательно у всех получиться, если регулярно заниматься.

Рефлексия.

Ребята, скажите мне, пожалуйста, вам понравилось играть на свирелях?

Давайте каждый из вас сейчас продолжит предложение:

  • Было интересно узнать что…
  • Мне особенно понравилось…
  • Сегодня я узнал…

У каждого из вас на столе три нотки разных цветов, каждый из которых соответствует вашему настроению ………..возьмите одну в руки выходите к доске и разместите эту нотку на нотном стане, изображенном здесь. (Дети выходят, прикрепляют нотки, учитель комментирует)

Дорогие ребята! Мне было очень приятно с вами работать ! Вы способные, талантливые ученики. Спасибо вам большое. – Мы с вами не прощаемся. Я говорю : «До новых встреч».
Дети уходят под музыку.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены