РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Фантастические миры как средство развития эмоционального интеллекта ребенка

Даутова Эвелина Фанисовна
студент, кафедра русской литературы и методики ее преподавания,
Казанский федеральный университет,
РФ, г. Казань

Насрутдинова Лилия Харисовна
канд. фил. наук, доц., Казанский федеральный университет,
РФ, г. Казань

В последние десятилетия педагоги и психологи все чаще отмечают, что для формирования полноценной личности гораздо важнее не традиционные показатели интеллекта (IQ), а так называемый эмоциональный интеллект (EQ). Родители и учителя довольно часто встречаются с такими проявлениями в поведении ребенка, как многократные смены настроения, чрезвычайная раздражительность, обидчивость и утомляемость.

На сегодняшний день становится все более необходимым развитие понимания ребёнком-дошкольником собственных эмоций и эмоционального состояния людей в его окружении. Проблема развития эмоционального интеллекта актуальна в работе с детьми дошкольного возраста, поскольку он является периодом становления психических функций.

В дошкольном возрасте есть объективные предпосылки и возможности развития эмоционального интеллекта. Дети старшего дошкольного возраста осознают свои эмоции и эмоциональные состояния окружающих, они могут адекватно выражать и регулировать свои переживания и вникают в свое эмоциональное поведение и поведение других людей. [3, c.2]. Направленность развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста основывается на расширении практики по самоосознанию; саморегуляции; развитие чувства эмпатии, самопринятия, и получение навыков коммуникации, самоуверенности, навыков по решению конфликтов. [4, c.89].

Развитию эмоционального интеллекта способствуют все виды, формы и методы воспитания, однако одну из главных ролей в обогащении эмоционального опыта ребенка играет сказочная повесть. Сказка приятна для детской души, она позволяет ребенку находится в веселом настроении, вызывает переживания и надежды, а также проявляет определенные чувства. [2, c.74].

Сказочная повесть является продолжателем традиций одного из главных, древних жанров устного народного творчества, в основном она относится к прозаическому рассказу с волшебными, авантюрными, иногда бытовыми, составляющими [1, c.56]. Сказочная повесть с ее композицией, антитезой, фантастическими и конкретными по своей нравственной сущности образами, красноречивостью, различными событиями, особыми причинно-следственными связями и явлениями, доступными пониманию ребенка, является очень интересной и волнующей для него и необходимым инструментом, позволяющим сформировать нравственную здоровую личность ребенка. [6, c.89].

Важно психолого-педагогическое влияние сказочной повести на ребенка. Восприятие сказочной повести воздействует на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления с подобной повестью провоцирует создание настоящих психологических условий для формирования социальной адаптации у детей.

Сказка во все времена способствовала развитию положительных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, формированию нравственных качеств личности ребенка, которые определяют их внутренние миры. Также можно отметить, что сказочная повесть была и является на данный момент одним из наиболее доступных средств для развития детей, которым пользуются во все времена педагоги и родители. [5, c.53].

Восприятие сказки оказывает сильное влияние на эмоциональное развитие ребенка, процесс ознакомления со сказкой способствует созданию действительных психологических условий для формирования социальной адаптации детей.

Сказка всегда способствовала развитию положительных межличностных отношений, различных умений и навыков поведения, формированию нравственных качеств ребенка, которые определяют их внутренние миры. Сказочная повесть является одним из наиболее доступных средств для развития детей, которым пользуются во все времена педагоги и родители.

Список литературы:

  1. Ачисова Н. И. Волшебный мир сказок / Н.И. Ачисова // Символ науки. - 2017. - №2. – С. 167.
  2. Бердникова Ю. Мир ребёнка. Развитие психики, страхи, социальная адаптация, интерпретация детского рисунка / Ю. Бердникова. - СПб. : 2007. - 168 с.
  3. Гиниятуллина Э. Д. Развитие эмоционального интеллекта дошкольника / Э.Д. Гиниятуллина // Universum: психология и образование. - 2019. - №2 (56). - С. 1-3.
  4. Карелина И. О. Эмоциональное развитие детей 5-10 лет сказками / И. О. Карелина. - Ярославль: Академия развития, 2006. - 144 с.
  5. Киселёва О.И. Взаимосвязь психических процессов как основа для построения мониторинга способности к сочинению сказок у старших дошкольников / О.И. Киселёва, О.А. Кривоногова // Ped.Rev.. - 2016. - № 2 (12). - С. 46-54.
  6. Мартыненко М. Н. Развитие эмоционального интеллекта у детей среднего дошкольного возраста / М.Н. Мартыненко // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2016. - № 5. - С. 88-90.
Читайте также:

Даутова Эвелина Фанисовна 03.11.2021 127 0 Фото: Darkmoon_Art / pixabay.com
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2021 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.

Администрация сайта готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены