РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы

Литовкина Оксана Юрьевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №197
г.Новосибирск

Работу над реализацией поставленной цели начинаю с отбора образовательных технологий, которые будут эффективны в той или иной группе учащихся. В своей профессиональной деятельности использую следующие технологии: проектная, игровые, проблемного обучения, информационные технологии. Считаю, что введение инновационных педагогических технологий повышает мой квалификационный уровень, заставляя уходить от стереотипов в преподавании предмета и воспитательного процесса и реализовать поставленную цель.

Выбранные технологии, формы и методы помогают в развитии интересов и способствуют формированию глубоких и прочных знаний обучающихся. Передо мной, как перед учителем-словесником, стоит задача не только научить, но и заинтересовать обучающихся, сделать так, чтобы они учились с желанием, с удовольствием. Только тогда поставленная учебная задача будет решаться учеником эффективно. Поэтому всячески пытаюсь заинтересовать детей в своих предметах, использую дополнительный материал, провожу уроки-викторины, уроки-конференции, семинары, диспуты, соревнования, лекции, практикумы. Дети с удовольствием работают на таких занятиях.

Развиваю в детях коммуникабельность, использую работу в группах, парах, индивидуальную работу. Обучение стараюсь организовать в атмосфере взаимоподдержки, доброжелательности, уважение к мнению другого человека. Как итог всего этого- развитие самостоятельности, инициативности, любознательности, стремление не останавливаться на достигнутом.

Для формирования у обучающихся устойчивого интереса к предмету использую технологии, экономящие время, развивающие познавательную активность. Перспективным в этом направлении считаю использование ИКТ:

  • для интересного, структурного изложения учебного материала помогают ресурсы сети Интернет;
  • для более эффективного обучения использование электронного приложения к учебнику русского языка и литературы (фонохрестоматия); обеспечение школы позволяет пользоваться мобильным компьютерным классом;
  • для разнообразия видов контроля знаний применяю различные типы тестирования: диагностический, блиц-тест, тест-разминка, контрольный; многие тесты составляю самостоятельно;
  • с помощью программ Power Point обучающиеся сами составляют презентации, которые используют на уроках и в проектной деятельности.

Особенно ИКТ необходимы, по моему мнению, на уроках литературы, которые должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием аудио- и видео- сопровождений. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать актерское прочтение стихов, прозы и классическую музыку. Компьютерная презентация стала обязательной частью урока при изучении жизни и творчества каждого писателя. Дети с большим удовольствием участвуют в такой работе.

Одна из ключевых проблем любого обучения - проблема удержания внимания учащихся. И здесь нам помогают ИКТ, прежде всего использование компьютера на уроке. Благодаря смене ярких впечатлений от увиденного на экране, внимание учащихся можно удерживать в течение всего урока, при этом то, что происходит на экране, требует ответной реакции ученика, т.е. внимание носит не созерцательный, а мобилизующий характер. Использование компьютера не только позволяет демонстрировать наглядность, но дает возможность изменять темп урока, форму подачи материала, осуществлять дифференцированный подход к ученику. Использование компьютера для тестирования учащихся дает возможность отдохнуть от шариковой ручки и размять пальцы рук, а разнообразие форм работы учащихся на уроке в сочетании с демонстрацией видеоряда и мультимедиа материалов создает у учащихся эмоциональный подъем, повышенный интерес к предмету за счет новизны его подачи, снижает утомляемость учащихся.

Здоровьесберегающая технология также в поле моего зрения.

Это важнейшая составная часть рациональной организации урока, позволяющая повысить умственную работоспособность обучающихся, предупредить преждевременное наступление утомления. Медицинские исследования последних лет свидетельствуют, что здоровье наших детей под угрозой. Большое количество детей поступает в школу, уже имея различного рода заболевания, среди которых особо надо отметить неврологические (а следствием их часто являются гиперактивность, рассеянное внимание). За годы школьного обучения и без того слабое здоровье ученика ухудшается. Нарушение осанки, желудочно-кишечные заболевания – вот, что «получают» дети вместе с образованием.

Поэтому одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования становится сбережение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья учащихся, формирования у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников. Таким образом, встаёт проблема: как при отсутствии физической нагрузки и при увеличивающейся психической нагрузке во время урока способствовать сохранению здоровья ученика.

Помимо соблюдений гигиенических условий в классе (поддержания чистоты, температуры, рациональности освещения), варьирую различные виды деятельности (от 5 до 8): опрос, письмо, чтение, слушание, работа с сигнальными карточками, раздаточным материалом, рассматривание наглядности, работа с ИКТ и др. В 5-6 классах провожу физминутки, которые обычно проводятся под стихотворный текст. Во всех классах использую упражнения на снятие зрительного утомления глаз, корректирующие осанку, для кистей рук. Я разработала следующий приём, который здорово оживляет учебный процесс.

На уроках русского языка использую наготове заготовки карточек с одинаковым набором трудных по написанию слов. Дети, получив карточку, в течение одной минуты их повторяют (запоминают). Далее, собрав карточки, организую командный конкурс, как правило, между рядами. К доске выходят (стимулирование двигательной активности) сразу по 3 человека, по представителю от команды. Диктую слова из карточки (всем разные), дети записывают каждый своё слово на доске. Потом выходит следующая тройка учеников. Таким образом, за короткое время ребята всего класса имеют возможность сменить вид деятельности не только умственной, но и физической. Далее слова вместе проверяем, и дополнительные очки получают команды, представители которых заметили ошибки в работе соседних команд. На эту работу с момента раздачи карточек и до подведения итогов затрачивается минут 5-7; такая деятельность даёт возможность ребятам эмоционально разрядиться, расслабиться. Здесь же реализуются и познавательные, и личностные, и коммуникативные (ученикам нужно корректно указать на ошибку другого) УУД.

Большое значение уделяю психологическому климату на уроке. Положительные эмоции, которые, будучи самоценностью, выполняют в учебно-воспитательном процессе побуждающую функцию.

Многие учителя отказались от необходимости вставать ученику во время ответа на вопрос в пользу экономии времени. Но ребёнок, поднимаясь с места, меняет положение тела, разминает ноги, и это тоже полезно. Поэтому на своих уроках я прошу при ответах вставать. Да и стоящего отвечающего лучше видно и слышно.

Инновационные педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь и обеспечивающую образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Читайте также:

Литовкина Оксана Юрьевна 03.11.2021 250 0 Фото: Viktor Hanacek / picjumbo.com
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2021 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.

Администрация сайта готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены