РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Развитие логического мышления у дошкольников в процессе использования проблемных ситуаций математического содержания

Математика играет особую роль в образовании, в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Определенный стиль мышления является результатом обучения математике.

Формирование и развитие логических структур мышления должно осуществляться своевременно. Позитивные изменения в познавательной сфере личности, происходящие в результате освоения математических представлений, и связанных с ними логических операций являются математическим развитием дошкольников.

Накоплению детьми логико-математического опыта способствует использование познавательного, деятельностно-практического и эмоционально-ценностного развития на математическом содержании. Этот опыт позволяет ребенку свободно включаться в предметную, игровую, исследовательскую деятельность: самопознание, разрешение проблемных ситуаций.

Мы часто сталкиваемся с тем, что дети бояться ошибиться при выполнении какого – любо задания. Часто ощущается скованность детского мышления. Как правило, дети стремятся мыслить по готовым схемам, которые получают от взрослого. Для того, чтобы выработать математические умения и навыки, необходимо развивать у детей логическое мышление.
И ничто так не может повлиять на развитие познавательных способностей, как проблемное обучение.

В проблеме имеются неизвестные, как бы незаполненные места. Для их заполнения, для превращения неизвестного в известное, необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют (С.Л. Рубинштейн). Ребенка необходимо научить решать проблемные ситуации, делая определенные выводы и приходя к логическому заключению.

Идея активизации обучения путем проблемных ситуаций имеет большую историю. Еще в древние времена было известно, что умственная активность способствует и лучшему запоминанию, и более глубокому проникновению в суть предмета, процессов и явлений. В основе стремления к побуждению интеллектуальной активности дошкольников путем проблемных ситуаций лежат определенные философские взгляды. Прогрессивно мыслящие педагоги всегда искали методические пути превращения учебной деятельности в радостный процесс познания мира, пути развития умственных сил детей.

В математическом развитии существует одна из наиболее близких ребенку по своей сути проблемно- игровая технология. Данная технология является эффективной и современной. Основа проблемно- игровой технологии — это принятие цели деятельности ребенком и самостоятельное решение практических действий, используя активный осознанный поиск достижения результата, где и развиваются познавательно-творческие способности детей в логико-математической деятельности.

В работе З.А. Михайловой проблемно-игровая технология представлена в системе следующих средств:

  • логико-математические игры,
  • логико-математические сюжетные игры (занятия),
  • проблемные ситуации и вопросы,
  • творческие задачи,
  • вопросы и ситуации,
  • экспериментирование и исследовательская деятельность.

Эта технология позволяет ребенку овладеть сенсорными эталонами, речью, схемами и моделями, как средствами и сравнением, обследованием, классификацией, сериацией, как способами познания, накопить логико-математический опыт.

Получая от воспитателя творческие задачи, вопросы, проблемные ситуации ребенок испытывает удовольствие от умственной работы, от осознания собственных возможностей и, наконец, от процесса мышления, он устанавливает связи, выявляет причину. Но слишком простая задача ребенку неинтересна и не всегда проблемная ситуация становиться проблемой для ребенка. Все зависит от преподнесенного нового материала воспитателем в виде проблемы, или нет, заинтересует ли он ребенка.

В условиях применения данной технологии проблемная ситуация математического содержания рассматривается умением пользоваться поисковыми действиями, формулировать мысли о предполагаемом результате.

Проблемная ситуация для маленьких детей складывается в форме «потребности в познании». Проблемные вопросы, являющиеся структурными компонентами проблемной ситуации математического содержания, используются в качестве методического средства и способствуют развитию сообразительности, осмыслению выполняемого действия.

Ребенок становится более сообразительным при решении занимательных задач, задач-шуток, которые дают детям возможность задуматься и установить связи объектов по форме, соотношению частей, расположению их в пространстве, количественному значению и т.д. Чаще всего такие проблемы транслирует ребенку взрослый, организуя совместную деятельность с ребенком.

Убирая у детей боязнь, высказать инициативу в постановке и решении интеллектуальных проблем, необходимо создавать проблемные ситуации, где дети могут делать выводы, выдвигать гипотезы, не бояться допускать ошибки. Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений (А.М.Матюшкин).
Разнообразие проблемных ситуаций формирует умение доказывать, отстаивать свою точку зрения, вести простейшую исследовательскую работу.
Управление проблемным обучением вызывает трудность, так как это индивидуальный акт и возникновение проблемной ситуации требует от воспитателя дифференцированного и индивидуального подхода.

Воспитательно-образовательный процесс оживляется, если дошкольников вовлекают в продуктивную деятельность при решении проблемных ситуаций и постановки проблемы математического содержания, причем, дошкольник ставиться в ситуацию интеллектуального затруднения, из которого он должен самостоятельно найти выход. Оригинальное решение задач или упражнений, очень быстрое решение «сложной» задачи, невероятный результат может вызвать удивление у детей.

Потребность ребенка в знании способа действия, обеспечивающая успешный результат, стимулирующая активность и поддержание мотивации, является одним из основных условий проблемной ситуации.

Таким образом, выполнению одной из важных задач, прописанных Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования, – формировать у воспитанников самостоятельное, активное, логическое мышление, помогает воспитателю применение проблемных ситуаций математического содержания в образовательной деятельности. Развитие логического мышления может осуществляться и в самостоятельной деятельности детей, специально организуемой воспитателем в процессе образовательной деятельности.

Необходимым условием организации процесса обучения детей дошкольного возраста, является создание проблемных ситуаций математического содержания. Они определяют начальный момент мышления, способствуют развитию подлинного продуктивного мышления детей, их творческих способностей, а противоречие в проблемной ситуации, являясь важной движущей силой обучения, способствует активизации всей познавательной деятельности детей.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены