РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Мотивация учеников на уроках иностранного языка в начальной школе

Уважаемые коллеги хотел бы поделиться с вами своими наблюдениями касательно предмета английский язык. Возможно, мой опыт проб и ошибок пригодится молодым специалистам.

Зовут меня Гуськов Олег Павлович. Работаю учителем английского языка 12 лет, преимущественно в сельских школах. Я думаю, вы согласитесь, что интерес к иностранным языкам в сельской местности всегда был не велик. Единицы выбирают его в качестве дополнительного экзамена. В основном предмет изучают как данность. В последние годы был небольшой всплеск активности, но только из-за слухов о введении иностранного языка как обязательного экзамена. Сейчас же ситуация возвращается в привычное русло. Последние события в нашей стране привели к негативной тенденции и спаду интереса к предмету. Все чаще слышишь вопрос от учеников «Зачем мне это надо?». И привычные аргументы: для общения, путешествий, работы заграницей, чтения и просмотров фильмов в оригинале мне самому кажутся не очень весомыми.

Несмотря на все вышесказанное, мне всегда удавалось заинтересовать и найти подход к ученикам. Из личного опыта хочу сказать, что основную работу по прививанию интереса к иностранным языкам лучше всего в раннем возрасте. Являясь сторонником теории «Tabula rasa» уверен, что ребенок является чистым листом бумаги. На этот лист, необходимо написать все, что нужно для создания развитой и высококультурной личности. Это наша задача как педагогов и воспитателей. Именно в период учебы в начальной школе нужно научить детей учиться. В одиночку справиться с этим практически не возможно. Необходима постоянная связь и сотрудничество с родителями. Этот принцип работы, постоянной обратной связи с родителем не редко помогал мне и когда ребенок переходил в старшие классы. Ребенок и родители чувствуют, когда учителю не все равно, соответственно отношение к предмету и педагогу уважительное и ответственное.

Такие выводы пришли ко мне не сразу. Будучи молодым и неопытным специалистом я совершил немало досадных ошибок. Мой главный промах заключался в том, что я изначально делил детей на «слабых и перспективных». В тот момент мне казалось, что это путь наиболее продуктивный. Таким образом, основное время урока я отводил сильным ученикам, слабым же давал вариативные легкие задания. Вскоре до меня дошло, что я сильно заблуждался. Те на кого я чуть было не махнул рукой, стали догонять и даже перегонять тех, кого я определил в ранг «перспективных». И наоборот, некоторые из хорошо усваивающих материал ребят, стали сдавать позиции. Мысль о том, что я делаю, что то не так, заставила меня перечитать студенческие лекции по возрастной психологии. И оказалось, что не учел я самого главного. Дети не одинаковые. То есть взрослеет каждый ребенок по-разному. Соответственно нельзя ожидать от маленьких детей скорых результатов. К тому же, каждый ребенок имеет свой особенный тип восприятия информации. Кто-то лучше воспринимает на слух, кому то нужно прочитать для того что бы вникнуть в суть а кто-то должен записать сказанную ему информацию. Что касается вопроса об учениках, которые изначально давали хороший результат, а впоследствии стали ухудшать свои показатели то и тут нашелся ответ. Не чувствуя конкуренции и отсутствие духа соперничества пропало желание самосовершенствоваться.

Как учитель английского языка, я стараюсь донести детям всю значимость изучения этого предмета. Чтобы привить детям интерес, использую в обучении современные методы и технологии. Современного ребенка мало чем можно удивить, поэтому на каждом занятии необходимо вводить что-то новое, делать уроки разнообразными и непохожими друг на друга.

В своей работе стараюсь эффективно применять разнообразные формы, методы и приёмы обучения. Максимально делая уроки динамичными и разнообразными.
Не секрет, что игровая деятельность применима, в основном, в младших классах. В младшем школьном возрасте происходит постепенный переход от игровой деятельности к учебной. При этом игра сохраняет свою ведущую роль. Исходя из этой особенности, игра стала основой для развития у учащихся навыков учебной деятельности в моей практике.
Использованием сюжетно - ролевых игр, где ученик ставится перед необходимостью что-то описать, прокомментировать, рассказать, является в приоритете в моей работе. Такие уроки способствуют развитию у школьников творческого воображения, артистизма, обогащают их словарный запас и совершенствуют навыки диалогической и монологической речи. А самое главное они позволяют задействовать всех учеников. Помогают раскрепоститься стеснительным, почувствовать частью целого тех, кто держится особняком. Происходит обмен опытом и знанием, дети могут показать свои неоткрытые качества и способности. Не всегда следует оценивать их успехи именно связанные с предметом. Стоит отмечать и поощрять их знания и умения в других сферах. Иногда доброе слово или сам факт, что учитель заметил старание ученика, уже является большим шагом на пути желания учиться и добиваться определенных высот у ребенка.

Игры развивают сообразительность и внимание, обогащают язык и закрепляют запас слов, сосредотачивают внимание. Игра может способствовать вспомнить пройденный материал, пополнить свои знания чем то новым. В игровой форме можно задействовать все виды учебной деятельности, начиная от аудирования заканчивая поисковым чтением и письмом. Так же игровая деятельность способствует здоровью ученика, ребенок может подвигаться, сменить вид деятельности.

Внедряя данную методику в свою профессиональную деятельность, я поначалу переживал, что будет страдать дисциплина. Но и с этим, при умелом планировании видов активности и поддержке постоянной динамичной интенсивности, не возникает проблем. Ученик и так чувствует себя свободным, поэтому отпадает желание заниматься своими не имеющими отношения к учебному процессу делами. К тому же дух соперничества способствует интересу превзойти своих сверстников. Детям приходит понимание, что нужно постараться и проявить себя.

Постепенно с взрослением учеников необходимо заменять игровые виды деятельности учебной, сохраняя ее только в качестве физкультминутки. Чтобы сделать этот процесс менее болезненным и не потерять интерес учащихся необходимо больше внимания уделять мультимедийным средствам информации. Красочные презентации, отрывки мультфильмов, фильмов, аудио песен, стихов и диалогов помогут сгладить процесс перехода. Из личного опыта скажу, детям очень нравятся отрывки из фильмов и мультфильмов на английском языке. Просмотрев видео, они пытаются копировать интонации, ударения, становятся понятными некоторые английские восклицания, поговорки. Но самое главное пропадает языковой и культурный барьер. Дети понимают, что заграницей живут такие же люди, похожие на них, с такими же проблемами и радостями.

Немало важны для детей младшего школьного возраста творческие задания. Например мини презентации (нарисовать и рассказать о своем доме, семье, питомце и т.д.). Этот вид деятельности, подходит и любим учениками, которые отстают в овладении программой. Так как есть возможность набрать баллы, своими творческими навыками.

Групповая деятельность важный аспект урока английского языка. В этом виде деятельности проявляются лидеры класса. Учитель может задействовать выявленных лидеров в различных видах работы с классом. Успех групповой активности зависит от умелого лидера в группе, который может правильно организовать работу и распределить обязанности участников. Роль учителя заключается в контроле работы лидера, через которого он взаимодействует со всей группой. Во избежание конфликтных ситуаций, повышения продуктивности работы и дисциплины лидер и состав группы может меняться. Во время такого вида труда дети учатся работать в коллективе, совместно искать информацию и решение проблем, поправляют и подсказывают друг другу.

К самостоятельным видам деятельности, как правило, можно отнести письменные работы (тесты), поисковое чтение и перевод. Главное для этого правильно подготовить учеников и создать рабочую атмосферу. Если при других видах деятельности можно плавно, через наводящие вопросы, использование мультимедийных ресурсов подводить учеников к разгадке, о чем будет идти речь на уроке, тут надо ставить четкую задачу. Важно добиться в самом начале урока от учеников полной сосредоточенности и настроя на рабочий лад. Этого можно добиться, сказав пару слов о важности той работы, которую они собираются сделать и об ответственности, какую они несут, прежде всего, пред самими собой.

Необходимо четко, понятно и доступно проговорить, что вы от них хотите. Обговорить правила и условия выполнения заданий и только после этого можно приступать. Вводная часть поможет детям перестроиться, собраться и активировать память. Я думаю, не стоит слишком строго относиться к ученикам, которые были замечены в списывании. Даже жульничая, они пассивно учатся вашему предмету и что-то позитивное и полезное отложится в их голове. Сильно потакать этому не стоит, так как это может привести к протестным настроениям других учеников, но и принимать резкие меры не следует. Обычно я не сильно придираюсь к чистописанию, для меня главное правильность.

В переводах всегда говорю ученикам, что не надо зацикливаться на одном неизвестном слове, можно попробовать догадаться по другим, известным словам в предложении какой смысл. Также постоянно напоминаю, что в русском языке много заимствованных слов и есть вероятность, что похожие по звучанию слова в родном языке имеют одинаковое значение с английскими. Необходимо учиться видеть смысл предложения в целом, делая перевод максимально подводя его к русскому предложению. То есть не дословно переводить каждое слово, а стараться составить предложение так, что бы оно красиво звучало на русском. Такой вид деятельности учит детей без помощи искать решение проблем самостоятельно. Развивает саморегуляцию, интуицию и веру в свои силы. Так же это хорошая тренировка перед будущими контрольными работами и не только по моему предмету.

К системе оценивания я подхожу очень осторожно. В раннем возрасте дети очень ранимые. Низкая оценка может привести к тому, что ученик полностью разуверивается в своих силах и возможностях. Как следствие пропадает желание учиться. Ребенок принимает якобы отведенное ему место неудачника. Протесты могут выражаться в виде агрессии, отрицание авторитета педагога, перетягивание на свою сторону часть класса которая, по его мнению, с такими же проблемами. В такой ситуации важно не пускать все на самотек. Беседа с учеником, классным руководителем и родителями помогут взять все под контроль.

Исходя из всего сказанного, оценивать младших школьников следует исходя из их индивидуальных качеств и особенностей. Я считаю что, иногда можно немного завысить балл. Однако нужно обговаривать с таким учеником ,что ему надо сделать, на что обратить внимание. Что бы у него не возникло уверенности ,что можно добиться результата не прилагая особых усилий. Для того что бы усилить чувство ответственности можно ставить вопросы о повышении баллов для конкретных учащихся перед классом. Таким образом, дети учатся отвечать не только за себя, но и перед коллективом. Уверен, что доброе наставническое слово может мотивировать лучше негативной оценки. Детям всегда нужно давать второй шанс, но и распускать их не следует.

В заключении хотелось бы привести слова известного русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского « Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания… Без личного непосредственного влияния воспитателя на воспитанника истинное воспитание , проникающие в характер, невозможно. Только личность может подействовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер»

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены