РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Сотрудничество классного руководителя и родителей как одно из условий повышения творческой активности младших школьников

Автор:
Смирнова Алена Валерьевна,
Классный руководитель 1,3 классов
МАОУ «Шипаковская ООШ»

Скажи и я забуду.
Покажи и я запомню.
Вовлеки и я научусь.
(Китайская народная мудрость)

Мой предыдущий выпуск из начальной школы – это очень творческие и активные дети, «звездочки». Под стать детям и их родители. Они всегда показывали личный пример, развивали вместе с классным руководителем творческие способности ребят, поддерживали их во всех начинаниях.

Нынешний набор – тоже очень яркие, интересные первоклассники, но интересуются творческим развитием своих детей лишь немногие родители. Большинство из них предпочитает занимать позицию зрителя при проведении коллективных творческих дел класса.

Проблема сотрудничества классного руководителя, родителей и учащихся является для меня да и для школы одной из актуальных, так как ни классный руководитель, ни школа не окажут такое благоприятное воздействие на ребенка, как его родители – самые близкие люди.

Средневековый поэт Себастьян Брандт написал подходящие строки:

Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому,
Родители пример ему.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, он с лихвой получит
От них всё то, чему научит.

Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе.
И за слова легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.

В первом классе, когда принимаешь детей, помогаешь им стать учениками, адаптироваться к школьной жизни, идёшь с ними по дорогам первых школьных лет.

Много сил, стараний, душевного тепла вкладываешь в этот труд.

Необходимо узнать о каждом ребёнке как можно больше: его индивидуальные особенности развития, здоровья, обстановку в семье; правильно определить на что способен ученик в данный момент, как помочь развить его способности. Считаю, что самое важное в работе педагога – умение видеть в каждом маленьком человеке личность с его радостями, тревогами, переживаниями; уметь слушать и понимать его, сопереживать и радоваться его успехам, всегда помнить, что уровень возможностей у всех разный, а значит и уровень достижений у каждого свой. В.А.Сухомлинский считал азбукой педагогической культуры доброжелательность. И для меня важно создать в классе атмосферу творчества и психологического комфорта. В своих учениках стараюсь воспитывать доброжелательность по отношению к своим одноклассникам, умение сопереживать неудачам другого и радоваться его успехам.

Как было отмечено выше, для полноценного развития ребёнка необходимо тесное сотрудничество родителей и учителя.

К сожалению, современное российское общество характеризуется низким уровнем патриотизма, нравственной и правовой культуры. В настоящее время осложнилась проблема воспитания Человека, Гражданина России, способного взять на себя ответственность за свою судьбу, за судьбу своей малой родины, Отечества.

В этих условиях мы не можем переложить сложившуюся ситуацию на родителей. Необходимы новые подходы в организации сотрудничества и взаимодействия с семьёй.

Классный руководитель и родители – партнёры в воспитании ребёнка, это означает равенство сторон, взаимоуважение, доброжелательность, заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества.

В достижении этой цели роль классного руководителя неизмеримо велика. На мой взгляд, современный классный руководитель должен быть внутренне свободным, сориентирован на ребенка, как на высшую ценность, на теплые и доверительные отношения с родителями.

Исходя из актуальности темы, мною были определены:

  • объект исследования:
  • психолого-педагогическая деятельность учителя в работе с родителями,
  • предмет исследования:
  • деятельность классного руководителя по формированию коллектива между учащимися, родителями,
  • гипотеза исследования: при эффективной работе классного руководителя с родителями младших школьников, при условии учета современных условий и подходов; при создании конкретных условий для раскрытия творческих способностей детей во взаимоотношениях с родителями, при направляющей роли учителя повышается уровень творческой активности воспитанников.
  • база исследования: МАОУ «Шипаковская ООШ», 1, 3 класс.

Воспитание не может быть успешным без системы работы. Создание гуманистических воспитательных систем – наиболее эффективный и верный способ в воспитании.

Новизна моей работы состоит в том, что мною внедряются инновационные подходы в работе классного руководителя с родителями младших школьников в современных условиях. Создавая оптимальные условия для максимального развития таланта и способностей ребёнка с одной стороны, а с другой – сохраняя его душевное спокойствие и комфорт внутри детского коллектива, разработала свою воспитательную программу сотрудничества классного руководителя с родителями как средства формирования творческой личности «Волшебные острова». В качестве главного ориентира воспитательной системы я поставила следующую

Цель – создание условий для творческого развития младших школьников через взаимодействие и сотрудничество классного руководителя с родителями.

Главное направление – деятельность, нацеленная на обеспечение личностного роста воспитанников.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • определить склонности, способности и возможности каждого ребёнка;
  • воспитывать личность, найти в каждом ребёнке хорошее и поддержать это хорошее;
  • воспитывать в детях уважение к себе и другим людям, доброе отношение друг к другу;
  • воспитывать каждого ребёнка как члена общества: учить жить в коллективе, считаться с мнением одноклассников;
  • приобщать детей к культуре родного края, традициям семьи, школы, села;
  • развивать творческие способности, самооценку, способствовать самореализации школьника в классном коллективе;
  • создавать условия для общения и совместной деятельности старшего поколения с младшим.

Приоритетными в моей воспитательной системе являются следующие принципы:

  1. Принцип открытости.
  2. Принцип привлекательности будущего дела.
  3. Принцип деятельности.
  4. Принцип свободы участия.
  5. Принцип обратной связи.
  6. Принцип сотворчества.
  7. Принцип успешности.

Цели воспитательного процесса должны быть направлены на развитие личности ребёнка, формирование его интеллектуального, нравственного, эстетического и физического потенциалов. Они должны быть сопряжены с интересами и ценностными установками государства и общества, соответствовать особенностям учебного заведения и условиям его жизнедеятельности, быть трудными, но реально достижимыми.

Ведущими идеями моей воспитательной программы стали идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, формирования единого развивающего пространства. Изучению данного вопроса посвящено много работ, основоположниками которых были учёные-педагоги В. А. Сухомлинский, А.П.Макаренко, К.Д.Ушинский.

В своей работе следую 11 правилам (По О.С. Газману):

  1. Ребёнок не может быть средством в достижении педагогических целей.
  2. Самореализация педагога – в творческой самореализации ребёнка.
  3. Всегда принимай ребёнка таким, какой он есть, в его постоянном изменении.
  4. Все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами.
  5. Не унижай достоинства своей личности и личности ребёнка.
  6. Дети – носители грядущей культуры. Соизмеряй свою культуру с культурой грядущего поколения. Воспитание – диалог культур.
  7. Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий.
  8. Доверяй – проверяя.
  9. Признавай право на ошибку и не суди за неё.
  10. Умей признавать свою ошибку.
  11. Защищая ребёнка, учи его защищаться.

В руководстве детским коллективом всегда следую принципу семи «У»: уверенности, успешности, удивительности, убедительности, уважительности, уравновешенности, улыбчивости. (И.Г.Абрамова, РГПУ им. Герцена, С - П).

Исходя из вышесказанного, в своей программе могу выделить следующие направления:

  • Здоровьесбережение (Остров Здоровья);
  • Интеллектуальное развитие детей (Остров Знайки);
  • Нравственное воспитание детей (Остров Дружбы);
  • Патриотическое воспитание детей (Остров Маленького патриота);
  • Экологическое воспитание детей (Остров Маленьких принцев Земли);
  • Работа с родителями (Остров Семьи).

«Год в пожилом возрасте – это двенадцать месяцев. А каждый год в детстве – это эпоха», - заметил однажды А. Г. Алексин.

Когда ребенок становится школьником, его жизнь наполняется новыми встречами, новыми знаниями, новым опытом. А в жизни родителей появляются новые виды деятельности, среди которых посещение родительских собраний в школе.

Задача учителя состоит в том, чтобы общение с родительским коллективом было полезным, а взаимодействие эффективным. Только в этом случае эпоха детства может быть наполнена светом, добром и теплом.

Классному руководителю необходимо построить доверительные и конструктивные отношения с родительским коллективом, стать советчиком и другом.

Чтобы справиться с этой задачей, учителю необходимо руководствоваться следующими правилами взаимодействия и способами установления контактов с семьей;

  1. В основе работы классного руководителя с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей (обмен опытом, «клуб» полезных советов и рекомендаций, практические советы).
  2. Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании (обмен мнениями, круглый стол, практикум: обсуждение ситуаций, дискуссия, коллективные творческие дела, интервью).
  3. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Классный руководитель – лицо официальное (разговор-консультация, откровенный разговор, анкетирование).
  4. Жизнеутверждающий настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, посильные стороны семейного воспитания. Ориентация на успешное развитие личности (беседа с элементами практикума, серьезный разговор-исследование, встреча).

На первом родительском собрании, которое я провела в августе, выяснилось, что родители по-разному относятся к воспитанию своих детей. Однако все, кто пришел, выразили свое доверие, желание сотрудничать. Многие хотели бы помочь своим детям, но не знали, как и что делать.

Я познакомила родителей с возрастными и психологическими особенностями детей, с особенностями формирования личности ребенка, своим видением воспитания и образования, дала необходимые рекомендации по планированию режима дня и грамотному приготовлению домашних заданий и раздала памятки для родителей, ознакомила родителей с проводимыми в ближайшее время конкурсами, соревнованиями. Представила номера школьной газеты, в которых фиксируются не только участие детей в учебно- воспитательных мероприятиях, их достижения, итоги четверти, но и творческие работы школьников.

На следующем родительском собрании (в сентябре) мы вместе с родителями моделировали воспитательную работу в классе: проектировали цель, перспективы и образ жизни классного коллектива. С помощью анкет выяснила проблемы, которые интересуют родителей, и примерный перечень воспитательных мероприятий. Каждый высказывал пожелания и интересующие его вопросы.

Общие проблемы выносила на следующее собрание, а индивидуальные решались в ходе консультаций со специалистом, в групповой беседе (аналогичные ситуации) и с моей посильной помощью.

Вошло в традицию к родительскому собранию оформлять презентацию. Заканчивается собрание чаепитием за общим столом. Такие мероприятия оживляют собрание, сплачивают их в коллектив, объединенный едиными целями и задачами.

В конце года уже традиционно планируется итоговое праздничное собрание вместе с детьми, где я выражаю благодарность тем родителям, которые активно участвуют в жизни класса, помогают в организации внешкольной и внеклассной работы, систематически повышают свою педагогическую культуру. Обычно организую выставку детских творческих работ, выступление художественной самодеятельности ребят, рассказываю о достижениях класса, отдельных ребят, родителей, классного руководителя, провожу «церемонию» награждения. В прошлом году заинтересовалась составлением фильмов, поэтому демонстрировала фильм «Выпуск из начальной школы – 2012».В нынешнем году также собираю материалы для фильма.

Принцип выстраивания отношений: взаимодействие, взаимная ответственность, доверие, сотрудничество, сопереживание, содружество, сотворчество.

Как утверждает Симон Соловейчик:
"Сотрудничество – одно слово, но оно содержит в себе, если вдуматься все высокие нравственные качества. Только в сотрудничестве и можно воспитать человека для человека. Вот то поле, на котором дальние и ближние цели сходятся, совпадают – поле сотрудничества с людьми".

Важную часть взаимодействия родителей и школы составляет практическая совместная деятельность детей, родителей, классного руководителя (праздники, игры, конкурсы, соревнования, марафоны, акции, проекты). Родители привлекаются к участию в организации воспитательного процесса: руководство кружками, выступления перед родителями и детьми, подготовка и участие в проведении внеклассной и внешкольной работы с учащимися.

Составленный вместе с родителями в начале года план воспитательной работы включает в себя, по крайней мере, одно-два внеклассных мероприятий в четверть, которые проводятся совместно с родителями. Например: классный час-мультимедиа «Моя семья», праздничная программа «Моя мама лучше всех», интерактивная игра «Верно служу – ни о чем не тужу» и другие.

Для того, чтобы обеспечить успешность воспитания детей, необходимо организовать сотрудничество педагогов, родителей, детей. Для этого на классных часах, часах общения говорю об уважительном, заботливом отношение к родителям; о том, что дети хотя и маленькие , но уже несут ответственность за свои поступки перед семьей; стараюсь воспитывать чувство гордости за свою семью, стремление поддерживать и развивать лучше семейные традиции. С этой целью просмотрели с детьми видеоролик «Бабушкина сказка», изготовили поздравительные открытки ко Дню пожилого человека, оформили вместе с ребятами презентацию о маме ко Дню матери, «Я служу России» к 23 февраля, изготовили сувениры и открытки, с посильной помощью родителей участвовали в школьных творческих конкурсах и выставках, таких как конкурс чтецов на противопожарную тематику, выставка осенних букетов «Букет для бабушки», конкурс поделок из овощей и фруктов «Дары осени», конкурс осенних блюд.

Различные совместные праздники, посвященные красным датам календаря, подготовка номеров художественной самодеятельности к классным и общешкольным мероприятиям, изготовление родителями вместе с детьми поделок, составление презентаций - всё это сближает родителей и детей, играет значимую роль в моей работе.

Эффективный педагогический результат для всех семей - прием включения отцов и матерей в воспитательную работу класса. Деятельное участие родителей в воспитательном процессе способствует приобретению ими навыков сотрудничества с детьми и, в частности, со своим ребенком. В связи с этим, нами были запланированы участие родителей в сельском спортивном конкурсе «Папа, мама, я – спортивная семья», общешкольном семейном празднике «Один день без мамы», подготовка к общешкольному новогоднему балу, совместные с детьми соревнования, концерты, интеллектуальные состязания, участие в походах, помощь в организации экскурсий, каникул детей, сборе материалов для фильма «Наш класс», в подготовке праздников, дней именинников и т.д.

Благодаря совместным усилиям родителей и педагога мои воспитанники, ежегодно участвуют в международном конкурсе «Золотое руно», во всероссийских конкурах «Русский медвежонок», «Человек и природа», «КИТ», «Британский бульдог» (1 место), в областном конкурсе «Мир глазами детей» (2 место), в 2012 году в районных конкурсах «Расскажи о своём любимом крае" (1,1 места), «Профессии моих родителей» (3,3 места) «Сказки местного болота» (1 место), конкурс «Я прививок не боюсь» и других.

Главными достижениями стали:

  • принятие учащимися и родителями норм, традиций школы;
  • создание условий для поддержки совместных успехов детей и родителей, для самореализации детей в классном коллективе;
  • рост инициативы и творческой активности детей и родителей.

В результате проведенной работы я пришла к выводу, что сотрудничество классного руководителя с родителями младших школьников в современных условиях позволяет сделать следующие выводы:

  • Благодаря четко спланированной программе работы с семьей и учащихся повысился уровень творческой активности младших школьников.
  • Выявлены наиболее эффективные формы и методы организации деятельности классного руководителя в работе с родителями.
  • С помощью различных диагностик определен уровень творческой активности.
  • Данные наблюдения показали, что плодотворное участие родителей в учебно-воспитательном процессе побуждают учащихся к развитию творческих способностей.
  • Эффективность сотрудничества, формирование взаимных отношений между учащимися и родителями, классным руководителем, зависит от классного руководителя, его знаний, творческих и профессиональных способностей, его умения общаться с учащимися и родителями.

Данная проблема исследования не исчерпывает всех аспектов ее изучения. Мне интересно было работать над этой проблемой. Узнавала много нового в общении с детьми и их родителями. Влияние работы с родителями на дальнейшее развитие творческой активности детей продолжу изучать в следующем году.

И хотя школа играет важную роль в воспитании ребенка, главными воспитателями своих детей все же являются родители. Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. Но, как писал А.С. Макаренко, "семьи бывают разные. Поручиться за то, что семья воспитывает, как следует, нам нельзя, говорить, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание".

Успех в конкурсах стимулирует деятельность детей и родителей. Ведь каждому родителю приятно, когда его ребёнка хвалят, отмечают за высокие творческие, интеллектуальные и спортивные достижения.

ИСТОЧНИКИ

  1. В.А. Гейко. Роль семьи в развитии школьных успехов ребенка. //Начальная школа - 1999 г. - № 3. - С. 60.
  2. Г.П. Маркова. У нас в классе настоящие родители. // Начальная школа - 1998 г. - № 5. - С. 89-91.
  3. Н.И. Семенистых. Родительские собрания в сельской школе. //Начальная школа - 1998 г. - № 2. - С. 97-99.
  4. Бестужев-Лада И. Что делать родителям в школе? //Классный руководитель - 1997 г. - № 1. - С. 94.
  5. Луньков А. Почему родители боятся школы? //Классный руководитель. - 1997 г. - № 4. - С. 43.
  6. Лунина Т. Методические рекомендации по проведению родительских собраний. //Воспитание школьников - 2002 г. - № 9. - С. 15.
  7. Сивова Т.В. Материалы к родительскому собранию в начальной школе //Завуч начальной школы - 2004 г. - № 1. - С. 103.
  8. Фридман Л. Школа и родители //Классный руководитель - 1998 г. - № 5. - С. 39.
  9. Меренков А. Школа и родители: проблемы взаимопонимания. - 1997 г. - № 5. - С. 30.
  10. Артюхова .П. Семья и школа: поиски, находки. //Классный руководитель. - 1999 г. - № 5. - С. 54.
  11. М.И. Рожков, Л.В. Байборода. Организация воспитательного процесса в школе. - М., 2001 г. - С. 58-65.
  12. Макаренко А.С. Книга для родителей. – М., 1983.
  13. О.Н. Урбанская. Работа с родителями младших школьников. - М., 2006 г. С. 3-148.
  14. Л.З. Красновский. Школа плюс родители. //Начальная школа. - 1989 г. - № 7. - С. 62.
  15. А.И. Дмитренко. Организация совместного досуга родителей и детей. //Начальная школа. - 1989 г. № 8. - С. 86.
  16. Амонашвили Ш.А. Психологические основы педагогики содружества. - Киев, 1991.
  17. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 1996.
  18. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М., 1989.
  19. Воронов В.В. Технология воспитания. - М., 2000.
  20. Воронов В.В. Разнообразия форм воспитательной работы //Воспитание школьников. - 2001. № 6. - С. 21.
  21. Попова Г. П. Родительские собрания в начальной школе.- Вып.4/ - Волгоград: Учитель, 2008. – 127 с.
  22. http://festival.1september.ru/articles/598598/
  23. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/sotrudnichestvo-klassnogo-rukovoditelya-i-rodit
  24. http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00099164_0.html
  25. http://rudocs.exdat.com/docs/index-135944.html
  26. http://www.http.iiwww.prodlenka.org/pedagogicheskaia-masterskaia/sotrudnichestvo-klassnogo-rukovoditelia-i-roditelei-kak-odno-iz-napravlenii-deiatelnosti-po-formirovaniiu-garmonichnoi-lichnosti-mladshego-shkolnika.html
  27. http://sh3filatova.narod.ru/p13aa1.html
  28. http://urengoj1.siteedit.ru/page60
  29. http://do.gendocs.ru/docs/index-310994.html
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены