|
РАЗРАБОТКИ
|
Использование системно-деятельностного подхода в обучении школьников
Плохой учитель преподносит истину, Идеология, структура, требования, содержание Федерального государственного образовательного стандарта принципиально отличается ориентацией на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности - универсальное учебное действие. Что же вкладывается требованием общества в "умение применять полученные знания"? Анализ этого понятия с различных сторон позволил прийти ученым к следующим выводам - уметь применять - это значит,
Новизна в образовательном процессе, связанная с реализацией ФГОС, предъявляет особые требования и к учителю. Современному учителю необходимо -
При реализации ФГОС учителю важно понять, какие принципиально новые дидактические подходы к уроку регламентируют нормативные документы. Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Можно, конечно, провести параллели с обучающими, развивающими и воспитывающими целями урока, но они рассматривают результат урока в разных плоскостях. Вся учебная деятельность должна строиться на основе системно-деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Реализация деятельностного подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания и присвоить их. И, следовательно, деятельность каждого ученика на уроке должна быть осмыслена, личностно-значима. Ребёнок должен понимать: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал. Чтобы реализовывать системно-деятельностный подход в соответствии с современными тенденциями, в своей работе я использую технологии:
Хочу кратко остановиться на каждой технологии, чтобы показать, как они помогают реализовывать системно-деятельностный подход в обучении младших школьников. Технология развивающего обучения (система Л.В.Занкова) По мнению Л.В.Занкова, «пусть живая, ищущая мысль ребёнка, рассуждение, доказательство, сопоставление освещают все стороны изучаемых явлений и помогают не только усвоению понятий, но и овладению навыками». Методическая цель развивающего обучения по системе Л.В.Занкова – создание на уроке условий для проявления познавательной активности учеников. Эта цель достигается следующими путями:
Таким образом, на уроках использую различные методы, активные формы (групповую работу, работу в парах), разновидности рефлексии, дидактические игры («Найди лишнее», «Продолжи ряд», «Раздели на группы» и др.). Технология проблемно-диалогического обучения (Е.Л.Мельникова) Основная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит с детьми итог. На таких уроках соблюдаю следующие этапы:
Например,
Технология проектов. При использовании технологии проектов в практической деятельности я придерживаюсь следующего алгоритма: 1. Погружение в проект:
2. Разработка проекта:
3. Технологическая стадия (осуществление деятельности):
4. Заключительный этап:
5. Прогнозирование новых проблем Работу над проектами на уроках начинаю с первого класса. Сначала это простые, краткосрочные коллективные и групповые творческие проекты. Их мы выполняем на уроках технологии (осеннее дерево, аппликация из листьев). Знакомимся с принципами создания проекта, этапами и правилами работы над ним. Постепенно переходим к более сложным, не только коллективным, но и индивидуальным, исследовательским проектам. Проектирование в урочной деятельности использую практически на любых уроках, в том числе, как на уроках изучения нового материала, так и на уроках закрепле-ния и отработки навыков решения учебных задач. Например, на уроке математики проект «Панда» (пазлы) Технология перспективно-опережающего обучения с использованием опорных схем при комментируемом управлении (С.Н. Лысенкова) На разных уроках использую основные компоненты данной технологии:
Например, на уроках математики – знакомство с геометрическими фигурами; на уроках обучения грамоте и письму – сведения из русского языка: виды предложений по интонации и по цели высказывания и др. Информационно-коммуникационные технологии ИКТ – это визуальный ресурс, который позволяет развивать те качества личности, которые отвечают требованиям информационного общества, даёт возможность сделать уроки живыми и привлекательными для учеников. Использую ИКТ на различных этапах разных уроков с соблюдением норм Сан-ПиН. Это мультимедийные презентации, видео, работа с интерактивной доской, электронные приложения к учебникам. Таким образом, использование данных технологий с целью реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников. Особенность метода - самостоятельное «открытие» детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это способствует тому, что знания и учебные умения приобретают для обучающихся личную значимость. У детей формируются основные учебные умения, позволяющие им успешно адаптироваться в основной школе. Ведущими характеристиками выпускника начальной школы становятся его способность самостоятельно мыслить, анализировать, умение строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения; наличие представлений о собственном знании и незнании по обсуждаемому вопросу. А для учителя деятельностный метод является универсальным средством, предоставляющим инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования. учителя МБОУ «Михневская НОШ»
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
В Рособрнадзоре рекомендуют абитуриентам-гуманитариям 2027 года готовиться к ЕГЭ по истории Министерство просвещения выделило 19 основных проблем российской системы образования
В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику!
Лучшие статьи
Использование объёмных элементов мнемотехники в работе учителя-логопеда ДОУ Развитие познавательной активности через выполнение практических работ на уроках географии Проектная деятельность в обществознании: воспитание будущих лидеров и ответственных граждан Системная подготовка к ОГЭ по русскому языку в 5-9 классах: опыт учителя Сценарий фестиваля военной песни "Мы помним! Мы гордимся!" |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены 