РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Развитие личности обучающихся в условиях реализации историко-культурного стандарта на уроках истории в старших классах

Гусарова Людмила Чеславовна,
учитель истории и обществознания высшей категории
МБОУ СОШ№12» г. Ноябрьск,
Заслуженный учитель РФ.

Современная российская школа работает в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (ФГОС ООО) и подготовки к введению федеральных государственных стандартов среднего общего образования (ФГОС СОО).

Главной задачей преподавания истории является формирование личности школьника. Для решения этой задачи Президиум Российского исторического общества принял «Концепцию нового учебно-методического комплекса по отечественной истории», основой которого является Историко-культурный стандарт (ИКС). Концепция подчёркивает основные цели и задачи исторического образования: формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире; овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе; воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству, многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества; развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего; рассмотрение событий в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности; формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе.

В Концепции сформулированы новые задачи обучения истории: сформировать представление об основных этапах развития многонационального российского государства и их преемственности; раскрыть суть исторического процесса как совокупности усилий многих поколений россиян; представить историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса.

Историко-культурный стандарт внёс изменения в содержание исторического образования:

  1. каждому историческому периоду соответствует раздел в ИКС, который состоит из следующих частей: краткая характеристика периода (основные события, явления, процессы, их оценка); список понятий и терминов; список персоналий; список источников и список основных дат (объём информации, обязательный для изучения в школе).
  2. вводятся новые понятия: Великая Российская революция, ордынская зависимость и др.
  3. выделяются так называемые «трудные вопросы» истории, на которые необходимо обратить особое внимание.
  4. особое внимание придаётся патриотическому воспитанию (например, повышенное внимание к изучению истории Великой Отечественной войны).
  5. особое внимание уделяется также изучению вопросов культуры.

Историко-культурный стандарт внёс изменения и в организацию обучения истории: предлагается возвращение к линейной системе обучения истории (5-10 классы).
С 2016 года единый государственный экзамен по истории включает задание 25, требующее написания исторического сочинения, которое представляет собой альтернативное задание: выпускник имеет возможность выбрать один из трёх периодов истории России и продемонстрировать свои знания и умения на наиболее знакомом ему историческом материале. Это задание проверяет: знание основных событий, процессов, их даты, хронологическую последовательность; знание исторических понятий, терминов, их использование; знание исторических деятелей и установление соответствия между событиями и историческими деятелями определённого периода истории; умение использовать принципы причинно-следственного анализа для изучения исторических процессов и явлений определённого периода истории России; понимание исторического значения событий (явлений, процессов); понимание современных трактовок важнейших проблем отечественной истории, результатов деятельности исторических личностей; умение представлять результаты деятельности в свободной форме с ориентацией на заданные параметры; умение обобщать разнообразную историческую информацию на основе представлений об общих закономерностях исторического процесса.

Таким образом, введение историко-культурного стандарта требует введения блочно-модульной технологии, в рамках которой могут быть реализованы системно-деятельностный, историко-культурный и другие подходы.

Я думаю, что одной из наиболее целесообразных и продуктивных форм планирования и организации деятельности старшеклассников при изучении истории является тематический блок (модуль).

Основными блоками занятия являются: организационный → мотивационный → информационный → аналитический → оценочный → рефлексивный.

  1. Организационный блок может включать следующие элементы: целеполагание (цели, т.е. ради чего будет изучаться тема, и задачи, т.е. что будет сделано), инструкции и пояснения для выполнения заданий, вводное слово учителя, распределение по группам, критерии оценивания.
  2. Мотивационный блок является ключевым в системе деятельности. Известный отечественный исследователь Л.С. Выготский называл это «якорением», т.е. якорем, который делает работу осмысленной («крючок», «интрига»). Специфика мотивации в учебной деятельности состоит в её связи с постановкой проблемы. Именно она задаёт определённое противоречие, которое будет рассматриваться, показывает различие позиций, обращает внимание на самое главное в занятии. Другими словами, формулирование проблемы является существенной частью каждого урока, задаёт направление деятельности учащихся. Использую и другие приёмы мотивации: интересные факты, примеры, метод провокаций, фотографии, карикатуры, а также высказывания, афоризмы, по которым учащиеся определяют тему и задачи урока.
  3. Информационный блок ориентирован на получение информации из разных источников: текстовые документы, схемы, диаграммы, электронные ресурсы, видеоматериалы, статистика, иллюстрации и др. Главное, чтобы информация была чёткой, иллюстративной, корректной, представляющей разные позиции, доступной.
  4. Аналитический блок позволяет более глубоко рассмотреть полученную информацию, сделать обобщение, провести обсуждение, сформулировать выводы. И здесь использую деятельностный подход: учащиеся выделяют ключевые положения документа, лекции, интерпретируют, определяют альтернативные решения, участвуют в дискуссии, составляют сравнительные таблицы, тезисы, схемы. Роль учителя: подбор материала для изучения; формулировка и разъяснение задания; инструктирование школьников о способах деятельности
  5. Оценочный блок – это не только выставление отметок, но и оценка (учитель хмурится, кивает и улыбается, поддержка ученика словами или критика), а также самооценивание, взаимооценивание. При этом нужно помнить, что оценка не должна посягать на достоинство человека, следует оценивать учебные результаты, а не личные особенности. Важно открыто устанавливать и совместно обсуждать критерии оценок и отметок, чтобы оценка мотивировала к учению. Роль учителя: наблюдение за работой и корректировка; проверка, анализ и оценка результатов.
  6. Рефлексивный блок:
  • Задание: «Сформулируйте предложение по итогам занятия, которое будет начинаться со слова «Оказывается».
  • Беседа: «Что нового узнали? Какой опыт приобрели? Как можно использовать на практике? Что было самым трудным? Что считаете самым важным?
  • Синквейн: основное понятие урока; два глагола; три прилагательных; предложение, передающее основную мысль урока; основная идея урока.

Итак, я использую блочно - тематический принцип планирования уроков и проблемно - теоретический и деятельностный подходы в изучении истории и обществознания в старшей школе (за основу взяла методику проблемного изложения Н.Г. Дайри). В своей работе опираюсь на опыт волгоградского учителя Кочетова Н. С. и профессора Нижневартовского педагогического университета Алексеевой Л. В.

Разрабатываемая мною технология предполагает сочетание традиционных форм обучения (лекция, беседа) и активных, продуктивных форм обучения (семинары, практикумы, тренинги, дискуссии, деловые игры, конференции), а также самостоятельного усвоения учащимися учебного материала (практическая и лабораторная работа с учебником, историческими источниками: составление конспектов, тезисов, логических схем, таблиц и диаграмм, тестов, написание исторического сочинения, рефератов; подготовка презентаций; тестирование).

Значительную роль в учебном процессе отвожу самостоятельной работе учащихся. При этом мои функции учителя сводятся к руководству самостоятельной деятельностью учащихся, то есть доведение до каждого учащегося задач, целей выполняемой работы через так называемые рабочие листы с заданиями и презентации, помощь в самостоятельном изучении учебного материала, пояснение сложных вопросов, организация дискуссий, диспутов, а также объективная оценка знаний, умений и навыков учащихся.

Основные идеи разрабатываемой технологии: блочно - тематический принцип планирования уроков; активизация познавательной деятельности учащихся через мотивацию и проблемные задания; преобладание самостоятельной, продуктивной деятельности учащихся на уроках под руководством учителя через организацию их индивидуальной и групповой деятельности.

Поскольку активизация познавательной деятельности предполагает взаимодействие учителя и ученика, поэтому главным методом обучения учащихся являются учебные задания (задачи), то есть проблемы.

Процесс решения учебной задачи состоит из 5 этапов:

  1. этап целеполагания: мотивация; совместное обсуждение задач учебной работы (на уроке, нескольких уроках темы); создание проблемной ситуации, постановка проблемы (познавательной задачи); выбор учащимися заданий и способов деятельности (развитие мотивации и интереса к учению); при отборе познавательных заданий использую методический аппарат учебников (в начале параграфа; сопровождающие авторский текст; обращённые к документам, картам, иллюстрациям; в конце параграфа; в конце глав или разделов), дидактические материалы (задачи из пособия Степанищева А.Т.).
  2. подготовительно-организационный этап: обсуждение плана работы; выработка алгоритма действий – совместное составление памяток; т.е. анализ проблемы.
  3. этап выполнения учебной работы (содержательно-организационный): поиск решения проблемы; использование активных диалогических форм (беседа с постановкой проблемы, эвристическая); вариативность (чередование) форм работы; использование приёма представления информационного блока (текст параграфа, другие источники: документ, справочный материал, карты, схемы); использование приёмов персонификации (презентации учащихся); обращение к региональному материалу (презентации по истории ЯНАО, например: «Родной край в первой половине XIX в.», «Вклад ЯНАО в победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»);
  4. этап проверки и коррекции: коллективное обсуждение результатов, полученных группами и отдельными учениками; учащиеся развивают умения излагать и аргументировать свои выводы и, что также немаловажно, обмениваются информацией по всему спектру изучаемых вопросов;
  5. этап оценки результатов: по традиционной пятибалльной системе или в зачётных баллах, накопительной системе; самооценка («завершающая мотивация»);

Реализацию проблемного подхода к изучению исторического материала осуществляю через создание проблемных ситуаций; поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации, анализа, применения знаний и умений учеников в новых условиях. Каждое задание несёт алгоритм самостоятельного поиска информации на основе трансформации, переноса усвоенных знаний и умений. Задания и вопросы начинаются со слов: установите, объясните, определите, докажите. Например: Докажите противоречивость и незавершённость попыток демократического обновления общества в середине 1950-х - первой половине 1960-х гг.

Структура изучения тематического блока:

  1. Вводная лекция (обзорная, информационная или проблемная), где формулирую задачи, определяю актуальность её изучения, выделяю основные проблемы темы, различные точки зрения в современной исторической науке, или беседа.
  2. Уроки совершенствования знаний, умений и навыков (лабораторная работа с учебником, историческими источниками; практикумы, семинары, конференции, «круглые столы»; диспуты; тренинги, презентации, видеофильмы, Интернет-ресурсы), на которых учащиеся самостоятельно прорабатывают выделенные вопросы, ищут решения поставленных проблем, при необходимости осуществляют коррекцию результатов своей продуктивной деятельности. Роль учителя: подбор материала для изучения; формулировка и разъяснение задания; инструктирование школьников о способах деятельности, наблюдение за работой и корректировка.
  3. Контрольные уроки, где провожу обобщение результатов работы (семинар, «круглый стол», конференция), проверяю усвоение знаний и умений в форме зачётов (в формате КИМ ЕГЭ).

Материал изучается крупными блоками, что позволяет сопоставлять особенности, характерные черты каждого этапа исторического развития, прослеживать изменения, происходящие в различных сферах жизни общества.

Проблемно - теоретический подход позволяет реализовать расширение и углубление знаний учащихся по уже изученным в основной школе темам. С целью мотивации использую проблемные ситуации, например: перед изучением темы «Коллективизация в СССР» говорю о том, что сегодня существует неоднозначная оценка данного процесса. Почему?

Учащиеся сами формулируют задачи урока и решают их в процессе самостоятельной работы с учебником и дидактическими материалами, делают аргументированные выводы.

Переход к гражданскому обществу ориентирует человека на готовность осуществлять тот или иной выбор. С этой целью на каждом уроке стараюсь создать ситуацию выбора, то есть знакомлю учащихся с различными, в том числе альтернативными точками зрения по изучаемой проблеме, организую исследование, когда ученики анализируют, сравнивают, делают осознанный выбор и аргументируют его. Например: Пакт Молотова - Риббентропа: успех или ошибка советской внешней политики?; Внезапность нападения Германии на СССР: миф или реальность?

Создавая картотеку проблемных вопросов и заданий, я использовала пособия Степанищева А. Т. «Проблемные задачи по истории России» М. 2006 и Плоткина Т. М. «Материалы и познавательные задания по отечественной истории» М. 1996.

Особое внимание уделяю развитию прогностических умений учащихся. На групповых и семинарских занятиях учащиеся получают задания, ориентированные либо на построение общественных моделей, либо на осмысление альтернатив исторического развития, например: альтернативы развития России в 1917 г.; НЭП и индустриализация. Так у учащихся закладываются основы теоретического мышления.

При работе с источниками развиваю у учащихся умения и навыки исторического мышления: задавать вопросы, видеть «подтекст» документа, сравнивать подходы, разрабатывать собственную интерпретацию («делать историю»). В этом случае главное значение придаю не знаниям как таковым, а формированию на их основе навыков исторического, в том числе и критического мышления. Ученик выступает как исследователь, развивающий собственное представление о прошлом на основе работы с источником, письменным или визуальным (деятельностный и компетентностный подходы).

Учу старшеклассников способам уплотнения и развёртывания информации, представленной в обобщающей таблице или опорном конспекте. Схемы и таблицы использую на различных этапах урока. При изучении нового материала они помогают систематизировать, классифицировать материал, «свёртывать» его в некие логические, наглядно воспринимаемые структуры, позволяют организовать продуктивную работу с учебником.

Проблемно - теоретический подход и блочно - тематический принцип изложения материала позволяют реализовать интеграцию истории России с всеобщей историей (что очень важно в условиях реализации историко-культурного стандарта, подготовки учащихся к сдаче единого государственного экзамена) и обществознанием (например, понятие «цивилизация»).

Таким образом, практически все уроки в старшей школе носят проблемный характер. Причём, если в основной школе основными методами проблемного обучения являются проблемное изложение и частично поисковый или эвристический методы, используемые для подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательной задачи, то в старшей школе используются исследовательские методы, когда учащиеся самостоятельно решают новые для них познавательные проблемы. Именно умение ученика решать задачи позволяет в первую очередь судить о том, насколько глубоко он усвоил тему, научился применять полученные знания.

Проблемно - теоретический подход в сочетании с деятельностным и компетентностным подходами способствуют развитию у учащихся целостного миропонимания и научного мировоззрения.

Литература:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (17 декабря 2010 г.).
  3. Федеральный государственный стандарт среднего общего образования (15 июня 2012 г.).
  4. Концепция нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории.
  5. Историко-культурный стандарт.
  6. Алексашкина Л.Н., Ворожейкина Н.И. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении истории. ПИОШ №4-5 2008.
  7. Алексашкина Л.Н. О системном подходе к развитию умений школьников при изучении истории в основной и старшей школе. ПИОШ №5 2011.
  8. Алексеева Л.В. История в школе: вопросы теории и методики преподавания. НГГУ. 2005.
  9. Алексеева Л.В. Школьное обществознание: история, теория и проблемы методики обучения. НПИ. 2005.
  10. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. М. 2001.
  11. Глазунов С.Н. Метод анализа проблемных ситуаций как способ активизации мыслительной деятельности учащихся. ПИШ №6 2010.
  12. Дайри Н.Г. Обучение истории в старших классах средней школы. М. 1966.
  13. Дайри Н.Г. Как подготовить урок истории. М. 1969.
  14. Дайри Н.Г. Современные требования к уроку истории. М. 1978.
  15. Дайри Н.Г. Основное усвоить на уроке. М. 1987.
  16. Егорова О.Л. Модульная технология обучения. ПИШ.
  17. Захарова Е.Н. Методические рекомендации к изучению истории. М. 2002.
  18. Иоффе А.Н. Структура современного урока истории и обществознания как основа организации деятельности учащихся. ПИШ №1 2012.
  19. Иоффе А.Н. Мотивация в обучении истории и обществознанию. ПИШ №6 2009.
  20. История России XX века. Пособие для учителя. Под ред. А.О. Чубарьяна. М. Просвещение. 2003.
  21. Кочетов Н.С. История России с древнейших времён до конца XVII века. 10 класс. В-д. 2007.
  22. Кочетов Н.С. История России. Конец XVII – XIX век. 10 класс. В-д. 2007.
  23. Кочетов Н.С. История России. 10 класс: Методическое обеспечение уроков. В-д. 2003.
  24. Кочетов Н.С. История России. 11 класс: Методическое обеспечение уроков. В-д. 2001.
  25. Лазебникова А.Ю. Современное школьное обществознание. Вопросы теории и методики. М. 2000.
  26. Плотников Т.М. Материалы и познавательные задания по Отечественной истории. М. 1996.
  27. Степанищев А.Т. Проблемные задачи по истории России. М. 2001.
  28. Студеникин М.Т. Современные технологии преподавания истории в школе. М. 2007.
  29. Шевченко Н.И. Нетрадиционные методы преподавания истории в старшей школе. ПИШ №9 2002.
  30. Морозов С.Д. История России. Учебно-практический справочник. Ростов-на-Дону, 2014.
  31. Чернова М.Н. история России XIX-XX века. Исторические портреты. М. «Экзамен», 2015.
  32. Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах. М. 2017.
  33. Баранов П.А., Шевченко С.В. история. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ. М. 2016.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены