РАЗРАБОТКИ

Другие модули


План деятельности учителя по сопровождению профессиональной адаптации студентов, проходящих педагогическую практику

Цель: развитии умений и формировании у студентов навыков организации и осуществления учебной и воспитательной работы в школе, а именно в формировании умений и навыков: организации, подготовки и проведения уроков истории, обществознания; внеклассной и внеурочной работы по истории и обществознанию; воспитательной работы в лицее; работы с учащимися в среднем звене и старших классах в условиях профилизации обучения.

Основные задачи деятельности по сопровождению профессиональной адаптации студентов, проходящих педагогическую практику:

  1. закрепление теоретических знаний у студентов по дисциплине «Теория и методика обучения истории и обществознанию» и применение их на практике,
  2. освоение методик психолого-педагогических исследований: наблюдение и анализ опыта работы учителей образовательных учреждений, проведение экспериментальной работы,
  3. формирование и развитие у будущих учителей психолого-педагогических умений и навыков, психолого-педагогического сознания и специальных способностей, творческого мышления и профессионально значимых качеств личности педагога,
  4. профессиональная диагностика пригодности к выбранной профессии и развитие потребности в педагогическом самообразовании и постоянном самосовершенствовании.
  5. развитие у студентов следующих профессиональных умений:
  • аналитических умений и навыков, которые необходимы для анализа педагогических явлений, осмысления каждого элемента педагогического явления (урок, педсистема), этапа педагогической технологии, деятельности учителя, для нахождения в теории обучения идей, выводов, закономерностей, адекватных логике рассматриваемого явления (закономерности активности, успешности, дисциплины, мотивации к учению и т.д.);
  • рефлексивных умений, в целях систематического проведения самодиагностики педагогических способностей и умений, профессионально значимых качеств личности учителя;
  • прогностических и проективных умений, которые на данном этапе профессионального становления студентов в большей степени связаны с прогнозированием и планированием развития собственных педагогических умений и навыков, педагогического сознания, творческого мышления и профессионально значимых качеств личности, отбором методов достижения целей и т.д.
  • коммуникативных и организаторских умений, необходимых студентам-практикантам для установления педагогически целесообразных отношений со школьниками, учителями образовательных учреждений.

Таким образом, производственная педагогическая практика позволяет формировать профессиональные качества учителя истории и является их проверкой на способность работать по данной специальности. Практика способствует осмыслению студентами различных видов профессиональной деятельности, созданию условий для объединения всех изучаемых в педагогическом университете дисциплин на основе реализации задач профессиональной подготовки будущего педагога.

Обязанности учителя предметника:

  • знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности студента - практиканта;
  • разрабатывать совместно со студентом план прохождения педагогической практики по истории или обществознанию с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;
  • изучать деловые и нравственные качества студента, его отношение к проведению занятий, коллективу лицея, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг общения;
  • проводить необходимое обучение;
  • контролировать и оценивать проведение студентом учебных занятий и внеклассных мероприятий;
  • разрабатывать совместно со студентом план по сопровождению профессиональной адаптации студента;
  • давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения;
  • контролировать работу, оказывать необходимую помощь;
  • оказывать студенту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
  • личным примером развивать положительные качества студента - практиканта, корректировать его поведение в лицее, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
  • подводить итоги профессиональной адаптации студента - практика, составлять отчет по итогам сопровождения профессиональной адаптации студента с заключением о результатах прохождения адаптации.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины. Студент вуза, проходящий практику в качестве учителя истории или обществознания
должен знать: содержание инвариантного нормативного документа - Государственного образовательного стандарта и вариативных нормативных документов: учебного плана школы, программ, учебников, поурочного плана (и уметь их составлять); методику обучения истории учащихся разных возрастных групп в условиях профильного и предпрофильного образования личности, методику проведения общешкольных и внеклассных мероприятий (прежде всего, по истории и обществознанию);
быть готовым и уметь выбирать материал для урока истории в соответствии с возрастными и личностными особенностями и потребностями учащихся.

Кроме того, студент должен к прохождению данной практики знать:

  • основные нормативные документы, регламентирующие деятельность педагога и учебного заведения,
  • особенности школьных учебников,
  • методы, приемы и средства проведения уроков по истории;

Уметь:

  • наблюдать за учебно-воспитательным процессом, анализировать его результаты, использовать эти результаты в педагогической деятельности;
  • применять нормативные документы на практике,
  • составлять тематический план и поурочный план,
  • использовать учебник и рабочую тетрадь по истории на уроке и в процессе подготовки к нему,
  • работать с методической и научной литературой,
  • отбирать и классифицировать факты для урока истории,
  • формировать у учащихся исторические понятия,
  • правильно выбирать тип урока в соответствии с возрастными и психическими особенностями класса,
  • разрабатывать уроки любого типа и формы, выбирать наиболее эффективные формы проведения уроков,
  • сочетать различные методы обучения: продуктивные и репродуктивные, словесные (устные) и словесно-печатные (использовать учебник и другую литературу на уроке),
  • с учетом возрастные особенностей учащихся формировать их опыт и развивать способы деятельности, использовать наглядные пособия, дидактический материал, самостоятельно его готовить к уроку,
  • осваивать методы и приемы проведения внеклассной и внеурочной деятельности,
  • работать с родителями,
  • организовать самостоятельную работу учащихся,
  • правильно оценивать результаты обучения учащихся,
  • проводить краеведческую работу и экскурсии.

Содержание работы студентов в период педагогической практики по истории и обществознанию:

1. Ознакомление с лицеем, в которой проводится практика, с проблемами и перспективами её развития; оценка условий обучения и воспитания с точки зрения гигиены, психологии и педагогики;

2. Изучение состояния учебно-воспитательной работы в классе, уровня умственного, физического, нравственного развития детей, состояния их здоровья, характера взаимоотношений учителя и учащихся на уровне и во внеурочной деятельности;

3. Планирование учебно-воспитательной работы студента на период педагогической практики.

Примерная схема индивидуального плана работы студента в период педагогической практики - Основные направления работы:

  • Ознакомление с базой практики: беседы с администрацией лицея, изучение документов по содержанию обучения (учебные планы, программы, учебники, авторские программы, средства обучения и пр.)
  • Изучение учащихся и класса: наблюдение за учащимися на уроках по своему предмету и уроках других учителей; во внеклассной и внешкольной деятельности.
  • Изучение личных дел обучающихся, классного журнала, проведение бесед с классным руководителем, администрацией, учителями-предметниками, школьным врачом (медсестрой), учащимися.
  • Планирование работы: изучение плана работы учителя (программа), ведущего предмет по специальности история и обществознание, плана воспитательной работы классного руководителя (дневник классного руководителя). Планирование учебной и воспитательной работы студента на период педпрактики.
  • Учебная работа: посещение уроков учителей (как по предмету своей специальности, так и по другим предметам) и студентов (тема, предмет, класс и дата наблюдения); проведение самостоятельных уроков (тема и сроки проведения каждого).
  • Внеклассная работа: посещение внеклассных мероприятий, их самостоятельное проведение; вечера, экскурсии, классные часы, организация дежурства по классу и по лицею, проверка дневников, участие в общешкольных делах и пр., индивидуальные беседы с учащимися, родителями и т.д.;
  • Внеурочная деятельность по истории и обществознанию (5-6 класс ФГОС), факультативные занятия, спецкурсы.

4. Подготовка и проведение учебной работы:

  • Изучение учебных программ по предмету преподавания, планов работы школы, учебных, учебно-методических и методических пособий;
  • Ознакомление с организацией труда учителя и ученика;
  • Работа в предметном кабинете;
  • Разработка тематических и поурочных планов, развёрнутого плана урока;
  • Анализ уроков учителей и сокурсников и самоанализ проведённых практикантом занятий; подготовка дидактических материалов и наглядных пособий к урокам, факультативным занятиям, практикумам.

5. Подготовка и проведение внеклассной работы с учащимися:

  • Формы внеклассной работы по предмету: экскурсии, занятия предметного кружка, олимпиады, предметные вечера, викторины, конкурсы, выставка детского творчества и пр;
  • Организация отдельных видов внеклассной деятельности учащихся: художественно-творческой, спортивно-оздоровительной, трудовой, игровой и т.п.;
  • Проведение бесед и консультаций для учащихся на различные темы.

6. Изучение работы классного руководителя и участие в ней:

  • Знакомство с содержанием и формами организации внеклассной работы классного руководителя; освоение функций классного руководителя:
  • Наблюдение и анализ внеклассной работы, организуемой педагогами школы и сокурсниками, самоанализ собственного проведенного внеклассного мероприятия.

7. Взаимодействие с учащимися в учебной и внеучебной деятельности.

8. Выбор приёмов, форм и методов работы с отдельными учениками.

9. Проведение уроков и внеклассных занятий с акцентом на индивидуальный подход с учетом особенностей учащихся.

10. Критический анализ и оценка результатов своей работы.

Педагогическая практика состоит из «пассивной» и «активной» частей. В ходе пассивной практики студенты посещают уроки школьных учителей, изучают коллектив класса; в ходе активной — проводят уроки самостоятельно. В заключение студенты совместно со школьным методистом и руководителями практики aнализируют проделанную работу.

Примерный индивидуальный план работы студента на период педагогической практики по истории и обществознанию

Основные виды деятельности / Способ реализации основных видов деятельности

1 неделя

Изучение и характеристика информационно-образовательной среды Экскурсия по лицею, встреча с администрацией лицея (заместителем директора по учебно-воспитательной работе.) работа с информацией на сайте лицея.

Знакомство с учебно-методической базой и нормативными документами лицея (Устав лицея, Программа развития ОО др.) Изучение и анализ материалов и документов; фиксация значимых положений для определения специфики деятельности образовательного учреждения.

Изучение и характеристика образовательной среды класса (кабинета) Визуальное наблюдение, беседа с учителем, изучение документов.

Наблюдение за деятельностью учителя и учащихся на уроках с точки зрения создания воспитывающей среды. Наблюдение, протоколирование и анализ уроков

Беседа с заместителем директора по УВР (педагогом – организатором) лицея об особенностях воспитательной системы в образовательной организации. Встреча с заместителем директора по учебно-воспитательной работе в лицея, педагогом-организатором.

Наблюдение за деятельностью учителя и учащихся в рамках определённой формы внеурочной деятельности обучающихся (Историческая эстафета) Наблюдение и анализ.

2 неделя

Наблюдение за деятельностью учителя и учащихся на уроках с точки зрения создания воспитывающей среды. Наблюдение, протоколирование и анализ уроков

Анализ Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, Программы формирования экологической культуры и здорового и безопасного образа жизни у обучающихся. Работа с документами по изучению и анализу программ, реализующих воспитательные цели образовательной деятельности образовательной организации.

Анализ плана воспитательной работы классного коллектива и определение его соответствия требованиям ФГОС (5-7 класс) Работа с документом и его анализ.

Изучение ребёнка (учеников) через беседу с классным руководителем. Беседа с классным руководителем об ученике.

Выявление особенностей воспитательной системы класса, знакомство с учебно- методической базой классного руководителя-наставника. Беседа с классным руководителем об особенностях воспитательной системы класса, учебно-методической базе классного руководителя-наставника.

Анализ программы формирования УУД с точки зрения формирования личностных УУД у обучающихся. Работа с документами по изучению и анализу программ, реализующих воспитательные цели образовательной деятельности образовательной организации.

3 неделя

Наблюдение и анализ воспитательного мероприятия (классного часа). Изучение методики проведения воспитательного мероприятия (классного часа). Изучение системы работы ШОР, а также организации системы самоуправления в классе Наблюдение и анализ воспитательного мероприятия (классного часа).

Изучение через наблюдение особенностей учебной деятельности обучающегося, выявление типа ее сформированности. Наблюдение за особенностями учебной деятельности обучающегося, выявление типа ее сформированности.

Наблюдение за деятельностью учителя и учащихся на уроках с точки зрения создания воспитывающей среды. Наблюдение, протоколирование и анализ уроков

Определение уровня сформированности личностной рефлексии, направленной на осознание подростками своих мотивов, потребностей, стремлений, желаний и побуждений, и оценивание уровня сформированности. Проведение методик «Самоанализ. Кто я? Какой я?» «Моя вселенная»

Описание результатов изучения и оценка уровня сформированности личностной рефлексии, направленной на осознание подростками своих мотивов, потребностей, стремлений, желаний и побуждений у обучающихся в классном коллективе.

Изучение сформированности коммуникативных УУД у обучающихся в классном коллективе Проведение методик «Кто прав» Описание результатов изучения сформированности коммуникативных УУД у обучающихся в классном коллективе, выводы.

4 неделя

Проведение уроков по тематическому планированию (составление совместно с учителем методической разработки) Подготовка, организация и проведение учебных занятий
Определение ведущих мотивов учебной деятельности учеников на основе проведённых исследований. Проведение психолого-педагогического исследования с обучающимися (с обучающимся) с целью изучения мотивации.

Изучение межличностных отношений в классном коллективе. Проведение методики «Социометрия». Результаты социометрического исследования: рабочие материалы, выводы по результатам исследования.

5 неделя

Составление и проведение собственных вариантов уроков по истории и обществознанию

Проведение уроков по тематическому планированию Подготовка, организация и проведение учебных занятий

Изучение уровня сформированности нравственно-этического оценивания (ЛУУД). Проведение методики «Моральные дилеммы» Результаты изучения уровня сформированности нравственно-этического оценивания у детей классного коллектива

Определение степени организованности коллектива. Проведение методики организованности коллектива. Итоговый бланк изучения организованности коллектива с выводами.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены