РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Развитие музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста

Актуальность проблемы.

Музыка как вид искусства открывает человеку возможность познавать мир и в процессе познания развиваться. Возникновение в нашем сознании естественных, закономерных ассоциаций музыки с самой жизнью, другими жанрами искусства убеждает нас в огромных возможностях музыкального воспитания, которое фактически дает человеку ключ к восприятию, постижению образного мира прекрасного. Обладание таким ключом - это важная предпосылка формирования не только действительно прекрасного во всех отношениях человека, но, что немаловажно, - формирование вкуса.

Учащиеся могут стать подлинными любителями серьезной музыки, но главное – они должны стать культурными слушателями, активно и с интересом воспринимающими настоящую музыку, способными иметь суждение о воспринимаемой ими музыке и определять свое отношение к услышанному. Если дети слышат высокохудожественную музыку, они накапливают опыт переживания и осознания ценных в художественном отношении интонаций музыки разных эпох и стилей, у них формируются основы музыкального вкуса.

Проблема развития музыкального вкуса школьников привлекает внимание многих исследователей.

Несмотря на многочисленные работы в этой области, она все еще продолжает оставаться актуальной. Проблема заключается в отсутствии музыкальной культуры подрастающего поколения, а значит и музыкального вкуса.

В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры - одна из важнейших задач, стоящих перед школой.

Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них: Д.Н. Джола, Д.Б. Кабалевский, Н.И. В.А. Сухомлинский, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, и другие. Особый вклад внесла В.Н. Шацкая.

Проблемой становления музыки как искусства занимались: О.А. Апраксина, О.П. Радынова, Г.Я. Лешакова, В.С. Уколов, Е.Л. Рыбалкина, Л.В. Школяр, А.Г. Юсфин и многие другие ученые и педагоги.

Проблемой формирования музыкально вкуса занимались Б.А. Бечак, Л.В. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко, Д.Б. Кабалевский, О.П. Радынова и др.

Тем не менее, на мой взгляд проблема развития музыкального вкуса у разных возрастных категорий исследовано недостаточно полно.

Цель исследования - теоретически обосновать проблему, разработать методику развития музыкального вкуса у младших школьников.

Объектом исследования служит процесс музыкально- эстетического воспитания младших школьников на уроке музыки.

Предметом данного исследования является развитие музыкального вкуса у младших школьников в процессе слушания классической музыки на уроке.

Методы исследования:

Теоретические: анализ научной и методической литературы по проблеме исследования;

Эмпирические: наблюдение, беседа.

Гипотеза исследования: развитие музыкального вкуса у младших школьников на уроке в процессе слушания классической музыки будет успешным, если:

  • Определены методы развития музыкального вкуса у младших школьников в процессе слушания классической музыки.
  • Подобраны соответствующие возрасту классические музыкальные произведения, способствующие воспитанию музыкального вкуса.
  • Разработаны занятия, направленные на развитие музыкального вкуса у младших школьников.

Задачи исследования:

  1. Изучить научную литературу по проблеме исследования. Определить сущность понятия музыкальный вкус.
  2. Определить особенности музыкального развития у младших школьников.
  3. Выделить методы развития музыкального вкуса у младших школьников.

Теоретическую основу исследования составляют труды зарубежных и отечественных педагогов и психологов, работающих над проблемой развития музыкального вкуса: Б.Л. Яворского, Б.В. Асафьева, Л.А. Авербуха, Н.Я. Брюсовой, В.Н. Шацкой, Н.Л. Гродзенской, Д.Б. Кабалевского, Л.М. Кадцына, Ю.Б. Алиева, Э.Б. Абдуллина, Л.Г. Арчажникова, Е.Д. Критской, и др.

Поставленные задачи и выдвинутая гипотеза определили методы исследования:

Теоретические: анализ научной и методической литературы по проблеме исследования;

Эмпирические: наблюдение, беседа, игры, анализ работы обучающихся на занятии.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу мы сделали следующие выводы:

Музыкальный вкус - способность человека адекватно воспринимать и оценивать произведения искусства.

Среди особенностей музыкального развития мы отличаем следующие:

  1. Моторная активность, потребность в смене эмоциональных состояний.
  2. Склонность к непосредственному сопереживанию. Освоение ребенком «языка чувств».
  3. Познавательная активность, основывающаяся на изучении окружающего мира через игру, сказку.
  4. Наличие разрозненного, неорганизованного музыкального опыта.
  5. Формирование полного комплекса музыкальных способностей.
  6. Неразрывная связь мышления и восприятия ребенка с его жизненным опытом.
  7. Каждый вид музыкальной деятельности младшего школьника (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально – образовательная деятельность), имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие школьников.

Проанализировав целый спектр методов музыкального образования, на наш взгляд, наиболее действенными для развития музыкального вкуса у младших школьников являются: метод эмоционального воздействия, размышления о музыке, метод развития стиле различения, метод музыкального собеседования, метод контрастных сопоставлений.

В предмете «Музыка» выдвигаются единые эстетические задачи музыкального образования и воспитания школьников. Все преподавание нацелено на такое музыкальное воспитание, которое обеспечивает развитие духовного богатства личности учащихся, нравственно-эстетический характер их деятельности, побуждений, взглядов, убеждений, а также накапливанию знаний, умений и навыков во всех видах музыкальной деятельности. Музыкальное восприятие—это способность слышать и эмоционально переживать музыкальное содержание (музыкальные образы) как художественное единство, как художественно-образное отражение действительности, а не как механическую сумму разных звуков

Педагогическая организация процесса музыкального развития детей, обусловленная логикой организации программы, позволяет школьникам уже в начальной школе эстетически адекватно воспринимать произведения музыкальной классики.

Проблема слушания — это восприятие музыки шире, чем просто слушание. Слышать музыку - значит не только эмоционально непосредственно откликаться на нее, но, понимать и переживать ее содержание, хранить ее образы в своей памяти, внутренне представлять ее звучание.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и благодарность каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2018 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.

Яндекс.Метрика