РАЗРАБОТКИ
|
Чему учить и как учить?Беляева Наталья Матвеевна, Состояние преподавания литературы в наше время напрямую связано с процессом перестройки и демократизации общества. Вот потому с особой остротой звучат вопросы: чему учить и как учить? Ответ на первый вопрос даёт само время, открывающее большие возможности для создания новых программ (вариативных, дифференцированных, экспериментальных и т.д.) Ответ же на второй вопрос упирается в вечную проблему традиций и новаторства. Одни отрицают уже испытанные временем методы обучения, другие с недоверием относятся к новым. Считаю, что нельзя отрицать традиционные методы анализа литературных произведений, вырабатывавшиеся на протяжении столетий и связанные со спецификой предмета, его художественной природой. Методы эти довольно убедительны. Но это не означает, что нужно развивать только традиционную методику и отказаться от новаторства. На протяжении многих лет работы в школе я стараюсь развивать творческие способности своих учеников. Что касается методов работы, считаю, что они не должны быть одинаковыми. Лучшие уроки литературы, способные пробудить ум и сердце ученика, рождаются в напряжённом поиске и нелёгком переосмыслении сложных литературных и жизненных явлений. В каждом конкретном случае совершается поиск особых педагогических средств и способов передачи и усвоения литературных знаний. Многое в решении поставленных задач зависит от педагогического творчества учителя. А это сплав художественно-исследовательской (т.е. литературоведческой) деятельности, неразрывно связанного с ней методического поиска, учёта психолого-педагогических факторов (возрастных особенностей детей, их психики, памяти, внимания, воображения, восприятия художественной литературы). Работать по старинке сегодня уже невозможно. Всем известно, что эффективность урока зависит от активности ребят, каким бы интересным материалом ни располагал учитель. И если спросить учеников, какие уроки им особенно запомнились, каждый назовёт именно тот, в котором сам принимал активное участие. Приведу в пример один из таких уроков в десятом классе. Он был посвящён творчеству Тютчева и Фета и проходил в виде поэтического состязания между двумя командами учеников. Ребята участвовали в конкурсе «Кто больше, кто лучше» (читали стихи Тютчева и Фета наизусть), в соревновании эрудитов (нужно было обосновать своё понимание понравившегося стихотворения, сделать к нему иллюстрацию, вспомнить, кто из композиторов писал музыку на стихи Тютчева и Фета). Вопросы были объявлены заранее, все ученики проделали большую самостоятельную работу. В результате каждый в ходе урока был вовлечён в процесс познания прекрасного. Одна девочка даже прочитала свои собственные стихи о природе. Таким образом, если восприятие произведения сочетается с творческой, исполнительской деятельностью учащихся, эстетическое воздействие его возрастает. Широкие возможности для этого предоставляет внеклассная работа. Некоторые старшеклассники исполняют под гитару стихи, положенные на музыку. Хоть и редко, но встречаются ребята, которые сами пишут. Я всегда поощряю творческую деятельность своих учеников. Она вызывает интерес к самостоятельному чтению, способствует выработке личностного отношения к произведениям искусства. Считаю, что такая форма внеклассной работы способствует непринуждённому, интересному общению. Дети своего времени вместе с тем хотят почитать стихи Тютчева, Фета, Цветаевой, Пастернака и других поэтов, хотят разучить романсы на их произведения. Задача учителя – не порождать у учеников поверхностное отношение к литературе, а добиваться, чтобы каждый урок был открытием для них. Каждый приём хорош, если прежде всего способствует формированию мыслительно-исследовательской деятельности ученика.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В России предложили сократить срок обучения в школе Министр просвещения призвал запретить сайты с готовыми домашними заданиями Опубликованы проекты демонстрационных вариантов ОГЭ на 2025 год Глава Рособрнадзора предложил реформу школьных экзаменов после 9 класса В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Развитие орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка и литературы |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены