РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Литературные «изюминки» или творческая лаборатория на уроке литературы

Литературное творчество учителя и ученика… Провести четкую грань между ними и сказать, где творчество учителя, а где ученика, невозможно. Учитель и ученик две стороны одной медали, они органично дополняют друг друга, помогая реализовывать в наибольшем объеме творческий потенциал обеих сторон.

Продумывая урок, учитель следит за сменой умственных действий и их сочетаемостью. Прекрасно, если ребята сами оказываются создателями проблемных ситуаций и вопросов, так как они в это время учатся слышать и слушать не только меня, но и друг друга.

Что же может разнообразить урок, сделать его более эффективным и развивающим?

Это спектакли, салоны, литературные вечера, уроки – исследования, уроки по типу «вопросов и ответов» и т.д. А 5-6 классе это конечно же игра. Например, игра с иллюстрациями. Используя набор открыток по сказкам Андерсена, Перро, братьев Гримм, Пушкина и т.д. я прошу рассказать, что изображено на иллюстрации, вспомнить сказку и ее автора, подобрать рассыпанные открытки в такой последовательности, чтобы восстановить содержание сказки.

Можно также предложить нарисовать рекламу прочитанной книги, обложку, плакат, устроить вернисаж иллюстраций, попробовать самим выступить в роли создателя книги. Например, у нас в школе на уроках технологии читается спецкурс « История костюма», поэтому при изучении «Слова о полку Игореве» в 9-м классе прошу девочек выступить в роли Кутюрье и придумать костюмы Ярославны и князя Игоря.

Часто пользуюсь и ролевыми играми:

- Ты актер! Какую роль в «Ревизоре» Н.В.Гоголя ты хотел бы сыграть? А если инсценировать чеховского «Хамелеона», то ты Очумелов или Елдырин?

- Ты режиссер! Какую пьесу ты включил бы в репертуар своего театра в этом сезоне?

- «Грозу» Островского?

- «Горе от ума» Грибоедова?

- «Недоросль» Фонвизина?

- «Ромео и Джульетта» Шекспира? И т. д.

- Ты музыкальный оформитель! Какую музыку выбрал бы ты для создания музыкального образа «Вишневого сада»?

Интересен и такой способ импровизации, как встреча (воображаемая, конечно) автора со своим литературным персонажем.

Например, встреча Павла Ивановича Чичикова и Николая Васильевича Гоголя в городе на балу, где собирались все «отцы города». А что скажут друг другу красный разжиревший Дмитрий Ионович Старцев (Ионыч, как теперь его зовут в городе) и усталый, изможденный Антон Павлович Чехов, возвращающийся с Сахалина, куда он поехал на свои средства?

Можно предложить учащимся дописать за автора, например, письма Аркадия Базарова к отцу о своем новом друге Евгении Базарове. Читая роман Тургенева «Отцы и дети», мы встречаем фразу: «Позволь представить тебе моего друга Евгения Базарова, о котором я тебе так много писал». Но писем-то нет! Или монолог Кабанихи из «Грозы» Островского. Пьеса заканчивается словами «Ну, я с тобой дома поговорю». О чем? Что она скажет Тихону, когда тот перешагнет порог родного дома?

Диалоги и монологи, которые придумывают и разыгрывают учащиеся – маленький спектакль 2-х актеров. Но ведь есть и театр одного актера, поэтому можно предложить «Монолог восхищенного читателя» или «Монолог рассерженного читателя» после прочтения любого из произведений.

Слово – главный инструмент учителя – словесника. Следует учить ребят быть внимательными к слову.

Возьмем, например, фразу Павла Петровича Кирсанова: «А вы, господин

Базаров, собственно, "что такое?" что можно сказать о ней?

  1. Что это человек учтивый, но учтивость какая-то холодная.
  2. Фраза становится ироничной благодаря вводному слову «собственно». Так может говорить только тот, кто смотрит на собеседника сверху вниз.
  3. Местоимение что в адрес человека выдает спесь, презрение, недостойное истинного аристократа.

Такой лингвоанализ помогает понять лучше того, кто вступил в конфликт с Базаровым, называющим чувства «чушью» и «белибердой», а учтивость и вежливость привычкой уездных львов. Вытекает вопрос: «Кто кого одолеет, если оба не умеют уважать?»

Исследование слова в его художественной специфике не исключает и серьезной словарной работы над незнакомыми словами, их значением и происхождением.

Знакомясь с творчеством В.Шаламова, А.Солженицына, можно составить словарь «лагерной» лексики: «зек», «шмон», «лягавый», «доходяга» и т.д.

Интересен и урок по типу «вопросов и ответов».

Вопросы к учителю, автору и одноклассникам пишутся заранее при прохождении темы. Это могут быть вопросы, которые возникли при чтении; о том, что непонятно; о том, что спорно; проблемные вопросы, о которых ребятам хочется узнать мнение одноклассников. Вот один из таких вопросов, который возник при изучении тургеневской «Аси». В тексте есть такая фраза: «У счастья нет завтрашнего дня, у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее – и то не день, а мгновение». Почему нельзя сказать «Завтра я буду счастлив?»

На какую-то часть вопросов отвечает учитель, на большую - ученики. На уроке как бы запланирован момент диспута и «свободный микрофон» (говори что хочешь, разреши себе свободный полет мысли и чувства).

К такому уроку близок и урок, который условно можно назвать «Поговорим, подумаем, поспорим…». Каждый из ребят приносит на урок фразу, изречение, афоризм, которые вызвали у него наибольший интерес. Например, «Ругань – это обыденный мордобой», «Врут тому, кому правду говорить опасно». Каждый из учеников высказывает свое мнение, аргументируя свое согласие или несогласие. Таким образом, получается урок – диспут.

При изучении таких произведений, как-то: «На дне» Горького, «Иркутская история» Арбузова, «Вишневый сад» Чехова, «Горе от ума» Грибоедова можно предложить ученикам составить ремарки к каким – либо эпизодам, например, « В доме Фамусова идет подготовка к балу».

Ваши ремарки:

  • зажжены свечи в канделябрах;
  • слуги в свежих ливреях;
  • Молчалин по заготовленной шпаргалке репетирует реплики для умной беседы и выражение своего лица: умильное, влюбленное, восторженное, смиренное и т.д.
  • Петрушка мечется как угорелый;
  • Софью Павловну наряжают, делают прическу и т.д.

Иногда в начале урока можно провести викторину, проверяющую домашнее чтение.

Ребятам предлагается 3-6 ситуаций из текста, отвечающих на вопросы: «Кто? Кому? Где? Когда? Зачем?». Ответы пишутся одним словом или словосочетанием. Например, кто, где, когда, кого принимает за ревизора? Добчинский и Бобчинский в трактире после того, как Хлестаков заглядывал в тарелки к обедающим.

При изучении любовной лирики Тютчева, Некрасова, Фета, Есенина, Цветаевой и Ахматовой и т.д. можно предложить учащимся поэтическую разминку, предварив ее словами: «Забросайте меня поэтическими строками о любви». Побеждает тот, за кем остается последнее слово.

Путей повышения интереса ученика к предмету множество. Я рассказала только часть из того, что делает учитель на уроке, чтобы ученик мог реализовать свой творческий потенциал, ведь каждый из нас своеобразная творческая лаборатория, постоянно выдающая «на гора» новое и интересное, делающее урок незабываемым и неповторимым.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Лучшие статьи

Статей за текущий месяц нет.
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены