РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Пути предупреждения типичных ошибок и затруднений учащихся при освоении содержания учебного предмета географии

Я - обычный учитель в обычной средней школе Казахстана. Преподаю в школе №12 географию второй год. Срок, конечно, не большой. Но из своего тридцатилетнего педагогического опыта могу сказать, что проблемы усвоения учащимися знаний существуют и в моей практике.

Чаще всего встречаются такие типичные ошибки как:

  • умение определять географические объекты и явления по описанию и характерным признакам;
  • умение работать с географическими картами;
  • умение работать со статистическим материалом и другими источниками географической информации;
  • умение объяснять развитие и пространственное распространение географических процессов и явлений.

Индикатором слабых сторон географической подготовки учащихся являются типичные ошибки, допускаемые ими при выполнении заданий контрольных и экзаменационных работ, при написании эссе на заданную тему (когда ребенок должен выразить свою мысль опираясь на полученные знания), да и просто в устных ответах они мелькают сплошь и рядом.

Поэтому провожу целенаправленную работу по предупреждению таких ошибок. Легче всего предупредить ошибки, являющиеся следствием ложных географических представлений, формирующихся у части учащихся в результате неверной интерпретации ими информации, содержащейся в СМИ, кинофильмах и художественной литературе. В первую очередь это касается страноведческого материала. Для предупреждения ошибок такого рода использую работу с несколькими источниками информации: учебник, географическая карта, энциклопедия, периодическая печать, справочники, ресурсы интернет (когда это целесообразно) и другие. Это способствует формированию умений учащихся самостоятельно их использовать для сравнения и объяснения изучаемых территорий, географических объектов и явлений. Большинству из моих учеников нравятся уроки с использованием элементов частично-поисковой деятельности, хотя есть и такие, кто предпочитает получать готовое. По сравнению с прошлым учебным годом, могу сказать, что в первой категории детей становится больше. И это радует. Значит, я – на правильном пути.

Когда я анализирую типичные ошибки своих учеников, то отмечаю, что для групп учащихся, имеющих различный уровень подготовки, характерны разные ошибки. Так, ошибки, допускаемые при ответах на задания базового уровня сложности, наиболее характерны для детей, имеющих невысокий уровень подготовки («отличники», как правило, не допускают ошибок при выполнении этих заданий). Ошибки при ответах на задания повышенного и высокого уровня трудности допускаются группой более сильных учащихся, так как слабые учащиеся часто даже не приступают к выполнению таких заданий. В целях повышения эффективности работы по предупреждению типичных ошибок использую в своей практике дифференцированный подход.

После каждой контрольной или экзаменационной работы провожу «работу над ошибками», где совместно с детьми разбираем трудные для них задания.

Но часто причиной типичных ошибок являются не пробелы в знаниях фактологического характера, а недостаточная сформированность важных умений, непонимание ключевой географической терминологии, что является основой формирования главных предметных компетентностей. И тут мне на помощь приходит географический словарь, который дети ведут сами. В него, они, начиная с 5 класса, записывают все термины, а когда наступает необходимость, мы его открываем и прорабатываем слабые места.

Очень часто отмечаю, что общими для всех групп учеников являются ошибки, связанные с неумением определить, какая информация является необходимой и достаточной для решения той или иной задачи. В практике обучения преобладают задания, указывающие учащимся, какие именно данные в атласе или статистическом источнике следует найти, сравнить, проанализировать и т.д. В результате, встречаясь с заданиями, включающими избыточную (как любой реальный источник географических знаний) информацию, ученики пытаются привлечь для решения той или иной задачи все сведения.

Для формирования умений, необходимых при решении подобных задач, использую дополнительную литературу и карточки-задания, в которых крупно записываю главный вопрос, а мелким шрифтом – наводящие и подсказывающие вопросы, то есть использую известный всем подход «сооружение подмостков» или «скаффолдинг».

Значительная часть типичных ошибок, допускаемых слабыми учащимися, связана с непониманием показателей, характеризующих географические объекты и явления. Амплитуда температур; структура (хозяйства), процентная доля — эти термины не являются чисто географическими. Предполагается, что учащиеся осваивают данную терминологию на уроках математики, физики и там же приобретают необходимые навыки вычисления соответствующих показателей. Эти показатели широко используются на уроках географии, и от их понимания зависит успешность выполнения заданий.

Такой пример: Многие ошибаются при объяснении особенностей возрастной структуры населения стран, так как сравнивают абсолютные значения вместо процентных долей. При определении показателя естественного прироста населения они делят значение показателя рождаемости на значение показателя смертности и т. п. В качестве раздаточного материала при этом использую картосхемы, диаграммы и статистические таблицы. В наших действующих учебно-методических комплектах по географии имеются тренировочные задания, предназначенные для отработки соответствующих умений, но их, недоста-точно. Поэтому часто готовлю их сама для своих учеников. В связи с этим, для учащихся, все-таки не овладевших этими умениями, провожу индивидуальные консультации.

При организации самостоятельной работы учащихся использую вопросы, требующие сравнительно небольших письменных ответов, и обязательно анализируем их совместно с детьми их на уроке. В старших классах предлагаю небольшие письменные работы (в том числе и творческие); организую взаимное рецензирование (взаимопроверку) учащимися.

В работе с 9-11 классами использую задания апробированные в рамках ЕНТ прошлых лет. Это помогает мне нацелить учащихся на достижение более высоких результатов, заставить работать внутреннюю мотивацию к учебе, а также получить более полную картину состояния сформированности знаний и умений, а с другой — подготовить учащихся к тематическому и итоговому контролю.

В своей работе для отработки различных навыков и умений у учащихся использую готовые контрольные измерительные материалы (КИМ) , а также и создаю их сама при подготовке к урокам, часто в тестовой форме, что позволяет сразу оценить работы и провести коррекционную работу во избежание повторения типичных ошибок.
При проведении учебных занятий использую деятельностный подход, так как он обеспечивает значительную долю самостоятельности учащихся в освоении умений; учу детей рефлексировать над своей деятельностью, Это дается не легко, так как приходится честно оценивать свой труд.

Провожу поэлементный анализ заданий, традиционно вызывающих трудности у выпускников; и систематическую работу по формированию и развитию соответствующих базовых умений и навыков;

Использую повторение и обобщение знаний по крупным разделам и темам, провожу в старшем звене уроки обобщающего повторения в форме уроков-дискуссий.

Изучая природу или хозяйство отдельных территорий Земли предлагаю к решению задачи на применение знаний этих закономерностей, иногда предлагаю учащимся самим придумать аналогичную задачу.

При изучении сложных вопросов, трудных для усвоения, использую составление систематизирующих схем и таблиц с формулировкой вывода, применяю практические методы с проблемными вопросами, ситуациями.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и благодарность каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2018 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.

Яндекс.Метрика