РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Некоторые аспекты социализации школьников в процессе воспитательной работы образовательной организации

Современному развивающемуся российскому обществу необходимы инициативные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают чувством ответственности за судьбу своей страны, за ее культурное и социально-экономическое процветание. Эта идея развивается в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», где цель образования определена, как ориентация на формирование личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и интересах общества. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема социализации детей и молодежи.

Вопросы социализации личности всегда были в центре внимания отечественной педагогики и психологии. Востребованные сегодня идеи о воспитании как условии социализации подрастающих поколений можно встретить в трудах Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого, Л.С. Выготского.

Целенаправленное воспитание личности человека предполагает ее педагогическую поддержку, но не на основе общего для всех людей шаблона, а в соответствии с индивидуальным для каждого человека индивидуальным маршрутом, учитывающим его конкретные физиологические и психологичес-кие особенности. «Не может быть колебаний, - писал А.С. Макаренко, - стремиться ли к воспитанию смелых, честных, настойчивых или малодушных, трусливых и лживых детей» [14, с. 90].

Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечение роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека [14, с. 92]. С помощью построения такой общественной практики, в условиях которой то, что у ребенка находится в зачаточном состоянии или пока только составляет возможность, превращается в действительность. «Воспитывать - это значит направлять развитие субъективного мира человека», с одной стороны, действуя в соответствии с тем нравственным образцом, идеалом, который воплощает требования общества к растущему человеку, а с другой стороны, преследуя цель максимального развития индивидуальных особенностей каждого ребенка. Как указывал Л.С. Выготский: «Учитель с научной точки зрения - только организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее взаимодействия с каждым учеником» [14, с. 93].

В последние годы теоретико-методологические подходы к развитию воспитания как условия социализации молодежи получили обоснование в работах наших современников: Е. А Башмановой, М. А. Виноградовой, А. В. Копыловой, Ю. А. Федотовой и др. В отечественной науке все больше появляется исследований, в которых явление социальной активности личности рассматривается в контексте социализации (С. В. Вершинина, О. В. Гуровой, С. Ю Прохоровой и др.), гражданского воспитания (В. М. Шутовой, А.С. Гаязов, и др.) [3, 5, 6, 8, 25].

В работах современных педагогов, психологов, философов, социологов добровольная общественная деятельность рассматривается как ресурс решения социальных проблем, условие, направленное на развитие социально-значимых качеств у учащихся, способствующих формированию у них активной жизненной позиции [14, с. 94].
В стратегии развития образования и воспитания в РФ указано, что очень важно интегрировать усилия всех структур и организаций, которые так или иначе связаны с образованием и воспитанием. Главной целью должно стать индивидуальное развитие личности, дающее возможность человеку адаптироваться и найти себя в интенсивно меняющемся мире.

Директор департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки РФ Александр Страдзе отметил, что для реализации всех возможностей воспитания детей, важнейшим направлением является повышение качества доступности образования и воспитания, разработка его содержания, а также развитие соответствующей инфраструктуры. Отмечена высокая значимость активного вовлечения детей в процесс положительной социализации [25, с. 3].

Воспитание учащихся - важнейший и предельно сложный этап воспитательного процесса. Необходимость социализации школьников обусловлена потребностями обновления содержания воспитательной работы, требованиями модернизации системы образования с акцентом на конкретную личность будущего выпускника и на воспитательный потенциал внешней среды. Это одно из важнейших условий развития общества в современных условиях.

Основной идеей воспитания должна стать подготовка культурно ориентированной личности, обладающей мировоззренческим потенциалом, способностями к интеллектуальному и социальному творчеству, владеющей устойчивыми умениями и навыками выполнения обязанностей. Для этого, необходимо обеспечить развитие в школе таких направлений воспитания, как гражданско-патриотическое, нравственное, трудовое, правовое, эстетическое, физическое, экологическое и семейное.

Суть подлинно гуманистического отношения к воспитанию ребенка выражена в тезисе его активности как полноправного субъекта, а не объекта процесса воспитания. Собственная активность ребенка есть необходимое условие воспитательного процесса, но сама эта активность, формы ее проявления и, главное, уровень осуществления, определяющий ее результативность, должны быть сформированы, созданы у ребенка на основе исторически сложившихся образцов, однако не слепого их воспроизведения, а творческого использования.

Следовательно, важно так строить педагогический процесс, чтобы педагог руководил деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков. Педагог-воспитатель может и обязан помочь растущему человеку пройти этот - всегда уникальный и самостоятельный - путь морально-нравственного и социального развития. Воспитание представляет собой не приспособление детей, подростков, юношества к наличным формам социального бытия, не подгонку под определенный стандарт. В результате присвоения общественно выработанных форм и способов деятельности происходит дальнейшее развитие - формирование ориентации детей на определенные ценности, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем. «Условие эффективности воспитания - самостоятельный выбор или осознанное принятие детьми содержания и целей деятельности» [22, с. 6].

«Искусство воспитания» заключается в использовании такого важнейшего психологического механизма, как включение ребенка в организованную взрослым деятельность, в процессе которой развертываются многоплановые отношения, закрепляются формы общественного поведения, формируются потребности действовать в соответствии с нравственными образцами, которые выступают в качестве мотивов, побуждающих деятельность и регулирующих взаимоотношения детей.
Современное общество предлагает молодому человеку широкий спектр альтернатив для социального выбора, но осуществлять их как никогда сложно.

Воспитательная работа современной школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную деятельность обучающихся, общение, влияние социальной среды непрерывно и непрестанно расширяющееся пространство. В настоящее время школа стала таким особым воспитательным пространством, в рамках которого формируется личность юного россиянина, юного горожанина (киселевчанина), осознающего свои возможности, ресурсы и способности для успешной самореализации, самоорганизации, становления в социуме и обществе. Как и многие школы России, МБОУ «СОШ № 27» является социально-ориентированной школой, она отвечает запросам представителей разных социальных групп общества по формированию личности обучающегося способной к интеллектуальному творчеству в разных видах деятельности, непрерывному образованию и самообразованию, свободных и ответственных за свою жизнь [14, с. 94].

Воспитание - сложный целенаправленный процесс и составная, неотъемлемая часть образовательного процесса. Оно должно быть направлено на реализацию двух взаимосвязанных целей - обеспечение социализации человека и поддержку процесса индивидуализации личности.

В широком педагогическом смысле воспитание - это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива воспитателей на воспитываемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемых в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающих весь учебно-воспитательный процесс. В узком педагогическом смысле воспитание - это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных задач [17, с. 38]. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие на личность. В данном случае воспитание отождествляется с социализацией [20, с. 226].

Изменение социально-экономического строя в России привело к изменению социального заказа в системе образования. Требование социализации личности является основным в перестройке воспитательной работы школы, что соответствует конечным целям построения современного демократического общества в стране. Поэтому социализация учащихся в процессе воспитательной работы МБОУ «СОШ № 27» определяет долговременные стратегические цели и задачи, конечную модель личности выпускника, основные принципы и направления воспитания с целью практической реализации этой модели. Актуальность социализации учащихся в процессе воспитательной работы определяется еще и тем, что в новых социально-экономических условиях необходима система мер по предотвращению негативных тенденций в формировании личности учащихся, которые впоследствии станут не только студентами ВУЗов и колледжей, а также дипломированными специалистами, руководителями коллективов, гражданами своей страны.

Российская Федерация - пример уникального социального, культурного и политического многообразия. Социальное многообразие - это не только благо, но и в какой-то степени вызов современному образованию, к сожалению, мы об этом забываем при воспитании подрастающего поколения детей и молодежи, тогда, как для нашей страны это очень важный и сложный вопрос.

В новых социальных и культурных условиях меняющегося общества актуализируется проблема реализации и развития воспитательного потенциала образовательной среды каждого учебного заведения, что диктует необходимость поиска и научно-методологического обоснования новых подходов к управлению образовательными системами. Сегодня ключевая задача системы образования - создать психолого-педагогические условия для формирования социально активной гражданской позиции обучающихся в условиях многообразия традиций и инноваций социокультурного пространства каждого региона.

С позиций «менеджмента воспитательной работы» наименее разработан подход в управлении социализацией и воспитанием. Он представляет собой составную часть педагогического менеджмента; научно обоснованное, целенаправленное и профессионально организованное с учетом современных технологий управление воспитательной работой на основе определенных принципов: системности, комплексности, скоординированности, демократизации, научности, конкретности, направленности на достижение основной цели, продуктивности [9, с. 25].

Специфику продукта и результатов воспитания и социализации определяет совокупность характеристик:

  • невозможность установить авторство результатов воспитания; незавершенность воспитания, так как человек воспитывается и совершенствуется на протяжении всей жизни;
  • отсроченный характер проявления результатов воспитания (воспитанное молодое поколение – это завтрашняя старость сегодняшнего трудоспособ-ного поколения);
  • заданная обществом гуманистическая направленность воспитания, требующая рассматривать его результаты в динамике.

Воспитательная работа как условие социализации базируется на основе комплексных образовательных ресурсов.

Комплексные образовательные ресурсы - это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития. Наряду с живым словом педагога, образовательные ресурсы, являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы любого образовательного учреждения, оказывая большое влияние на его компоненты - цели, содержание, формы, методы.

Организационные ресурсы – это созданная эффективная структура (подразделения, коллегиальные органы государственно-общественного управления и сообщества) и инфраструктура образовательной организации. Инфраструктура школы, направленная на успешную социализацию и воспитание, – это организационно-педагогическое построение, совокупность подсистем и служб, создаваемых, чтобы выполнить цели образования, обеспечить школьную безопасность, выполнить требования к организации здорового питания детей, к организации медицинского обслуживания учащихся и т.д. В инфраструктуру могут входить подразделения и объединения, поддерживающие и сопровождающие различные виды деятельности, включая инновационное проектирование и исследовательскую деятельность. Организация деятельности образовательных комплексов, ресурсных центров и стажировочных площадок – актуальная сфера деятельности менеджера образования, позволяющая расширить спектр практик общения участников образовательного процесса (организация форумов, коллоквиумов, круглых столов и т. п.)

Технологические ресурсы составляют современные технологии опережающего управления развитием системы воспитания и социализации: технология проектного управления, социального партнерства, технология молодежной экспертизы управленческих решений, технология ресурсообразо-вания, информационные и диалоговые технологии и др.
Так, технология социального партнерства используется в организации полисубъектного взаимодействия, общих действий учащихся и педагогов разных школ, в сотрудничестве с субъектами, заинтересованными в успешной социализации детей и молодежи: с семьями обучающихся, учеными вузов и НИИ, работниками детских учреждений дополнительного образования, культурных и спортивных учреждений, общественными объединениями и организациями, органами исполнительной власти и др. [16, с. 11].

Применение технологии социального проектирования обеспечивает активное включение педагогов и детей всех возрастов в общественную жизнь своего микрорайона, округа, города. Учащиеся более осознанно начинают ощущать себя гражданами, имеющими как определенные права, так и обязанности. Возможность познакомиться с реальным функционированием различных уровней властных структур, средств массовой информации, социологических служб, различных общественных институтов является важным фактором социализации личности [16, с. 13].

Информационно-коммуникативные ресурсы (школьное телевидение, компьютерные коммуникации) усиливают открытость воспитательного пространства, переводят на современный уровень взаимодействие с социальным окружением школы.

Развивая систему форм и методов работы по социализации учащихся, следует придавать особое значение влиянию как институциональных, так и стихийных факторов социализации. Креативная образовательная среда выступает в качестве отдельного, «самостоятельного» фактора, обусловливающего успешность социализации. В креативной среде развиваются творческие способности обучающихся, их таланты и одаренность, складывается инновационная позиция педагога, разрабатываются инновационные педагогические проекты. У классных руководителей есть потребность в совершенствовании своих качеств, форм и методов воспитательной работы, повышении эффективности своих действий, связанных с воспитанием учащихся, ростом их сплоченности, организованности, улучшением микроклимата и т.п.

Капитальные ресурсы – совокупность средств обеспечения деятельности образовательной организации в соответствии с миссией и образовательными программами. Базой реализации программ социализации и воспитания являются методические кабинеты; творческие мастерские; библиотека (с читальным залом); спортивный зал; помещение для организации деятельности вожатого и органов для ученического самоуправления; различные музыкальные классы, танцевальные и театральные студии; лекционный зал; кабинеты психологической разгрузки, логопеда, игротека; актовый зал; кабинеты для административного и медицинского персонала; столовая (с производственной зоной и буфетом); а также специально отведенная вокруг школы территория со спортивной площадкой для учащихся и игровая площадка для маленьких детей. Все вышеперечисленное, относящееся к капитальным ресурсам, должно всемерно способствовать осуществлению программ воспитания и социализации обучающихся.
За рамками остаются вопросы изучения современных мотивационных ресурсов в процессе воспитания и социализации учащихся, маркетинга образовательных услуг, распределения и формирования финансовых ресурсов, создания инновационных ресурсов в исследуемом процессе.

Список литературы

  1. Александрова, Е. А., Богачева, Е. А. Классный руководитель: повышение качества жизни ребенка в школе. [Текст] / Е. А. Александрова, Е. А. Богачева – М.: Сентябрь, 2015. – 208 с.
  2. Антонова, Ю. В. Организация дополнительных платных услуг в дошкольном учреждении. [Текст] / Ю. В. Антонова, И. В. Липова - М.: Учитель, 2013. – 75 с.
  3. Башманова, Е. Л. Социализация и воспитание в условиях социального неравенства // Воспитание школьников - 2014. - №6. - с. 3-11.
  4. Вертилецкая, И. Г., Душенина, Т. В., Крецан, З. В. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [Текст] / Методические рекомендации - Кемерово: КРИПКи ПРО, 2014. - Ч. 1. – 272 с.
  5. Вершинин, С. В., Прохорова, С. Ю. Информационная компетентность и проблемы социализации школьников // Воспитательная работа в школе - 2014. - №6. - 27-35 с.
  6. Виноградова, М. А., Копылова, А. В., Федотова Ю. А. // Воспитательная работа в школе - 2015. - №1. – С. 83-87.
  7. Волкова, М. В. Современная педагогика: методология, теории, практика [Текст] / М. В. Волкова - Чебоксары: НИИ ПиИ, 2011. - 172 с.
  8. Гурова, О. В. О предпосылках успешной социализации подростка в современных условиях // Воспитание школьников – 2015. - №1. - 38-43 с.
  9. Клочкова, Л. И. Менеджмент воспитательной работы как основа ресурсного обеспечения развития воспитания // Стандарты и мониторинг в образовании – 2012. – № 1. – 24–28 с.
  10. Красношлыкова, О. Г., Новикова, С. В. Формы работы образовательного учреждения по формированию ключевых компитенций обучающихся [Текст]: методические рекомендации.- Кемерово: КРИПКи ПРО, 2012. – 103 с.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены