РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Инструмент или игрушка? Место фотографии в образовательной деятельности

Фотография в нашей сегодняшней жизни занимает немалую часть. Стало очень обычным для нас — отправляясь в путешествие, на прогулку, встречу или праздник, взять в руки фотокамеру. Сегодня человеку трудно представить свою жизнь без фотографии. Она сопровождает каждого из нас с момента рождения и по всей жизни.

В детском возрасте закладываются основы представлений, знаний, понятий об окружающем мире, происходит становление личности ребёнка. Процесс осмысленного восприятия детьми объёма поступающей извне информации требует более совершенных методов и приёмов обучения и воспитания.

Источником получения знаний вместе с книгой, общением с природой, экспериментированием являются технические средства обучения. Цифровая фотокамера совместно с компьютером позволяет обогатить и качественно обновить образовательно-воспитательный процесс, грамотно и эффективно дополнить живое общение педагога с ребёнком.

На протяжении нескольких десятков лет фотография является важной визуальной составляющей в образовательном процессе. На занятиях фотоизображения применяются в качестве дополнительного материала к определённой теме, с помощью фотографии проще рассказать детям о неизвестных ранее предметах и явлениях. Но также фото может и самостоятельно объяснить новую тему.

Фотография:

  • Во-первых, обеспечивает наглядность, помогает восприятию и лучшему усвоению материала. Учитывая наглядно-образное мышление ребёнка, при рассматривании фотографий, отснятых ранее вместе с педагогом, или слайдов на экране компьютера, задействуются три вида памяти: моторная, зрительная, слуховая.
  • Во-вторых, статичное изображение воспринимается легче, чем динамичное: просмотр каждого кадра или фото не ограничен по времени, что даёт ребёнку возможность, не торопясь, детально рассмотреть изображение, и это, в свою очередь, усиливает активность при анализе увиденного.
  • В-третьих, последующее изготовление презентации или видеофильма с наложением звука и спецэффектов позволяет ребёнку развить его интеллектуальные, творческие способности, стать полноправным участником процесса фотографирования. Взяв фотокамеру в руки или позируя для фотографии, ребёнок сам оказывается вовлечённым в творческий процесс. Фотография помогает лучше узнать свои сильные стороны, открыть новые грани своей уникальной личности. Используя свои фотографии в коллаже или работая с цифровым фото в программе PhotoShop учащийся имеет возможность посмотреть на себя и свою жизнь по новому, увидеть новые смыслы, реализовать мечты.

По своей природе фотография социальна: она связана с контактами между людьми и передачей значимых для них чувств и представлений, с запечатлением внешнего облика человека и тех или иных его значимых действий.

В ходе занятий фотография может использоваться однократно или эпизодически. Одни варианты применения фотографии могут быть связаны с использованием готовых снимков, другие — с их созданием. Здесь педагог может предложить свою тему, например, «Прекрасное и безобразное», «Любимые уголки города» и т. д., либо учащиеся могут самостоятельно выбирать для себя тему и любые объекты для съёмки.

Варианты использования фотографии также могут варьироваться в зависимости от того, какими формами творческой деятельности она дополняется. Так, изготовление снимков может сочетаться с созданием фотоколлажа, плаката или иллюстрированной фотографиями книжки, сочинением историй или мини-сценарием. Но в работе важно использовать качественные и современные фотографии.

Процесс фотографирования очень популярен у детей. Общение ребёнка с фотокамерой — это не только возможность творить и создавать художественные произведения, но и замечательное развивающее занятие, инструмент для познания окружающего мира, тренажёр внимания и наблюдательности, один из способов развить эмоциональность, чувство прекрасного и способность через фотографию поделиться с другими своими переживаниями.

На первый взгляд всё достаточно просто: нажатие кнопки при наведении объектива на интересующий нас объект формирует готовый снимок.
Но перед педагогом встают вопросы: Как применять такое техническое средство обучения, как фотокамера? Что и как снимать? Как преподнести отснятый материал обучающимся?
Учиться или совершенствоваться науке фотосъёмки никогда не поздно, а вместе с ребятами — ещё и увлекательно.

Мобилография

Мобильная камера — это чудо техники XXI века, с помощью которого можно создавать прекрасные кадры, и которое мы уже просто не замечаем.

Соединив фотоаппараты с мобильными телефонами, производители не только добавили поклонников своей продукции, но и создали новый жанр искусства — мобильную фотографию или мобилографию.

Мобилография — это новое направление в искусстве, которое возникло там, где встречаются технологии фотографии и связи. Она возникла совсем недавно. Людей, которые фотографируют мобильниками, называют мобилографами. В 2004 году российский фотограф, член Союза художников России Дмитрий Резван основал Всемирное Общество Мобилографов (World Mobilography Society).

Часто фотография способна рассказать гораздо больше, чем многочасовой телефонный разговор или лавина SMS-coобщений. Иногда эти кадры можно смело назвать произведениями искусства, которыми хочется поделиться с другими людьми.

В современных мобильных телефонах имеются не только видеокамеры, но и персональные мини-компьютеры. Однако съёмка такими устройствами ещё не гарантирует того, что снимки действительно будут достойными, чтобы их показывать людям. Обязательно необходимо знать основные правила фотосъёмки.

История возникновения фотографии

Фотография — довольно новое искусство с точки зрения исторического взгляда, существующее более 180 лет.

7 января 1839 г. изобретатель Луи Дагер впервые публично продемонстрировал перед французскими учёными и художниками изображения, полученные на серебряных пластинках. Это были снимки-миниатюры: вид Лувра, башни собора Парижской богоматери, набережная Сены, уголок мастерской художника. Был найден способ светописи, воспроизведения предметов с помощью использования законов оптики и химии. Так Дагер совместно с изобретателем гелиографии Ж. Ньепсом положил начало фотографии. Первая фотография называлась дагерротип, по имени её создателя. В книге Мишеля Ф. Брева «Век фотографии» (Париж, 1966 г.) приводятся слова Ламартина по поводу первых фотоснимков: «Это — искусство, призванное сотрудничать с солнцем!». В старинных фотоаппаратах процесс съёмки занимал не доли секунды, как сейчас, а несколько минут.
Ныне фотография действительно стала видом искусства со своими специфическими особенностями — она запечатлевает навечно факт жизни.

Изобразительные средства фотографии

Любое изображение, представленное на поверхности, состоит из элементов двух типов:

  • световых (цветовых) пятен;
  • линий.

При виде этих элементов у человека возникают ощущения, эмоции, ассоциации, создающие представление о том, что показано на снимке.

Жанры фотографии

В фотографии существует несколько жанров:

  • пейзаж;
  • архитектура;
  • интерьер;
  • натюрморт;
  • портрет;
  • фотоочерк;
  • репортаж;
  • постановочная фотография;
  • жанровая фотография.

Кроме этого, существует несколько специфических видов съёмок:

  • фотография в научных разработках;
  • съёмка животных;
  • фотоохота;
  • подводная;
  • техническая;
  • документальная и др.

Пейзаж (фр. paysage — «местность») — вид, изображение какой-то местности.

Пейзаж в фотографии — самый распространённый вид съёмок. Он бывает:

  • сельский;
  • городской;
  • отражает время суток или время года, когда снимается.

Имеет значение время, когда снимался пейзаж. Чаще всего он снимается в светлое время суток, но ночные пейзажи не менее интересны.

В процессе обучения бывает полезным снимать пейзаж с одной и той же точки в разное время суток.

Пейзажные съёмки могут быть любительскими и профессиональными. Любительское фотографирование чаще всего связано с отдыхом, поездками и простым нажатием кнопки фотокамеры во время прогулки (с приходом цифровой фототехники это стало очень простым делом). Главным побудительным мотивом для нажатия кнопки является, как правило, хорошее настроение (в плохом настроении люди обычно пейзажи не снимают). Затем, когда человек просматривает свои фотографии, хорошее настроение ассоциативно к нему возвращается.

В фотографии часто представлена архитектура.

Снимки получаются очень интересными, так как при сооружении зданий авторы стараются во внешний вид вложить максимум своего мастерства и художественного вкуса. Кроме того, архитекторы стремятся разместить сооружение таким образом, чтобы оно гармонировало с пейзажем.

Документальность кадра очень важна для истории, так как эти кадры наряду с чертежами очень помогают при реставрационных работах.

В этом жанре есть некоторые устоявшиеся правила, говорящие о мастерстве фотографа:

  • при съёмке здания желательно изображать часть земли, на которой стоит сооружение;
  • в солнечную погоду следует снимать сооружение так, чтобы оно было освещено рисующим (боковым или верхним) светом;
  • нужно выбирать такие точки съёмки, чтобы на небе было меньше изображено проводов, которые не украшают кадр. Если сооружение не очень большой высоты и есть более высокая точка съёмки, чем само сооружение, то такая съёмка позволит фактически убрать изображение проводов, которые сольются с землей и будут мало заметны;
  • обычно лучшее время года для съёмки сооружений то, когда на деревьях мало или вообще нет листьев, так как они закрывают сооружение. При съёмке культовых зданий необходимо следить, чтобы листва не закрывала культовую символику;
  • для того чтобы используемая оптика минимально искажала изображённые сооружения (кроме тех случаев, когда специально что-то изображается так, чтобы композиция кадра отражала замысел автора), желательно снимать с такого расстояния, чтобы ракурс не сказался негативно на композиционном построении.

Интерьер (от фр. interieur — «внуренний») — внутреннее пространство здания или помещения в нём.

Съёмка интерьера имеет технические проблемы:

  • из-за большого перепада яркости приходится высвечивать дальнюю от окон часть помещения. При этом возникают проблемы с цветопередачей, так как для композиционного построения лучше использовать источники света с лампами накаливания, а они имеют другую цветовую температуру по отношению к дневному свету из окна;
  • требуется чёткий замер экспозиции в тёмной и светлой частях интерьера, чтобы из-за перепадов яркости получить снимки без «провалов» в этих частях.

Натюрморт (от фр. nature morte — «мёртвая природа») — раздел изобразительного искусства, где в изображении используются неодушевлённые объекты.

Натюрморт относится к постановочной фотографии.

В фотографии этот жанр очень распространен. Он требует корректного подбора предметов (пример нарушения закона типизации — когда на снимке среди предметов обеденной сервировки помещён, например, монитор персонального компьютера), расположения предметов на плоскости перед началом съёмки, постановки света, композиционного решения кадра.

Портрет — особенность жанра не в передаче только формы, а в воспроизведении характера человека, его внутреннего мира.

Это также один из часто используемых жанров в фотографии. Объяснение этому: люди хотят оставить память о приятных людях или о себе.

Фотографический портрет несёт в себе художественную сторону и документальную. Люди внешне изменяются в течение жизни, поэтому интересно отразить такое изменение и посмотреть на себя и других, увидеть, как близкие и знакомые люди выглядели в прошлом.

Очень важно уметь снимать портрет человека так, чтобы скрыть нежелательные (не украшающие лицо) детали без ретуши или без обработки в Adobe Photoshop. Обычно это достигается выбором соответствующей точки съёмки, светового решения, момента съёмки.

При кадрировании портрета нежелательно «отрезать» в кадре уши, кисти рук и стопы ног. Они малы по размеру и поэтому на площади кадра всегда можно найти место для их изображения. Такое же правило относится и к съёмке животных, где уши, лапы и хвосты зверюшек «отрезать» нежелательно.

При съёмке мужчин с редкой растительностью на голове или при её отсутствии нежелательно направлять вспышку в потолок, иначе белое пятно на голове нарушит композиционное построение.

При съёмке портретов пожилых людей часто используют светотональный характер освещения и заполняющий вид света, чтобы не акцентировать внимание на морщинах. Снимать пожилых людей всегда выигрышно, так как почти всегда видна мудрость человека, которую он обретает в течение жизни.

Часто фотографы снимают портреты одного и того же человека так, что на каждом снимке этот человек получается разным. И не потому, что он одет во всевозможные одежды, снят с разных точек и в разное время дня или года, а потому что автор смог увидеть человека в разном состоянии.

Жанровая фотография — при съёмке которой фотограф либо очень активно вмешивается в происходящее событие (режиссирует снимаемое действие), либо специально создаёт это событие для проведения съёмки.

Хорошая жанровая фотография не только фиксирует какой-то эпизод, но и всегда отражает конкретный авторский замысел, даёт широкие возможности для изменения как формы, так и содержания кадра.

Репортажная фотография сводится к простому фиксированию событий, при этом очень часто событие нельзя повторить или что-то изменить в его течении.

Главная характеристика репортажной съёмки в том, что это — документальная съёмка, отражающая социальную жизнь эпохи, нечто
особенное в каком-то событии, то, что характеризует его.

К репортажным относится подавляющее большинство любительских и профессиональных фотографий (съёмка жанровых сцен, пейзажей, журналистских репортажей и очерков). В репортажной съёмке необходимо замечать то, из чего может получиться интересный кадр и вовремя нажать на кнопку.

Если репортажная съёмка ведётся в качестве иллюстрации к статье, то достаточно одного-двух кадров.

Если репортаж снимается как самостоятельный журналистский материал, то возможна публикация нескольких снимков, например снимки с разных мест проведения народного праздника.

Важное требование к репортажному кадру — выполнение закона типизации. Это необходимо для того, чтобы зритель сразу понял то, о чём идёт речь. Если снимается один кадр, из которого не очень понятно, что происходит, тогда необходима поясняющая подпись.

Фотоочерк — рассказ в фотографиях о событии, людях и поэтому является сложным жанром фотографии. Сложность заключается в том, что не всегда заранее известна процедура проведения предстоящего события и можно пропустить нечто важное. Кроме того, если это рассказ, то должен выполняться
драматургический ряд: завязка, развитие, кульминация и развязка. Чтобы получится полноценный фотоочерк, надо снимать как можно больше кадров. Наиболее трудно определить, какой кадр следует отнести к кульминации.

Съёмка детей — этот вид съёмки практически сводится к портрету и жанровой съёмке.

Постановочные портреты мало интересны, так как это почти всегда снимки «на память». Кроме того, дети не очень умеют позировать. Портреты получаются интереснее, если они репортажные.

Съёмка спортивных занятий — специализированный вид фотографии, в которой главное изобразительное средство — момент съёмки, раскрывающий накал спортивной борьбы.

Съёмка животных

Снимки зверей бывают двух типов:

  • репортажные;
  • с целевым отражением какого-то замысла.

Снимать зверей трудно и увлекательно. Как только начинаешь снимать животных, довольно быстро проходит самоуверенность: сидеть они не хотят и человеческого языка не понимают.

Зверюшки — существа живые, они постоянно двигаются. Съёмка движущихся объектов требует умения наводить резкость. Не всем удаётся снимать зверей на воле, поэтому их часто снимают в зоопарках.

Такая съёмка тоже не простая, ведь большинство вольеров закрыто стеклом, чтобы оградить зверей от слишком сердобольных кормильцев — посетителей зоопарка. Стекла бывают загрязнены, и качество фотокадра резко падает.

Ещё одна беда — вольеры часто делают из бетона, что совершенно не украшает кадр. Проблему бетонного фона можно решить с помощью очень крупного плана или с помощью фотошопа.

Приемлемые кадры с животными на относительно тонких ногах получаются довольно редко. Ноги в таких кадрах смотрятся непропорционально худыми по отношению к туловищу.

Поэтому лошадь или корову лучше фотографировать со стороны головы с использованием изобразительного средства «ракурс».

Очень забавно выглядят животные, когда фиксируются какие-либо их действия (например, просящий подачки медведь, зевающий бегемот или рассерженная собака, которая совсем не страшна на фотографии, а только наяву). Для получения таких кадров используется одно из важных изобразительных средств фотографии — момент съёмки.

Необходимо научиться нажимать кнопку в нужный момент и при этом помнить, что затвор открывается не сразу после нажатия кнопки.

Примеры занятий

1. «Работа с готовыми фотографиями»

Показ подборки фотографий.

Обсуждение с учащимися: Что они видят? Какие чувства у них вызывают данные фотографии?

2. «Мини-фотосессия»

Учащимся предлагается придумать композицию на любую тему и сделать фотографию. Данное задание направлено на выявление творческой фантазии.

Учащийся кратко описывает свою композицию, что изображено на фотографии, что этим хотел показать.

Остальными учащимися даётся оценка данной фотографии.

Домашнее задание: принести фотографии, начиная с ранних лет по настоящее время (5–8 шт.).

3. «Фотография — моя биография»

Беседа «Какие мы есть, и какими мы хотим быть. Какие у нас есть положительные качества и отрицательные».

Работа с фотографиями, которые принесли учащиеся. Каждый, показывая фотографии, должен рассказать о тех моментах жизни, которые изображены на фотографиях. Рассказ о своих чувствах и описание ситуаций прошлого и настоящего.

Домашнее задание: принести фотографии своей семьи, друзей и сделать краткий рассказ о членах семьи, друзьях.

4. «Мой фотоальбом: семья, родственники…»

Показ учащимися фотографий и рассказ о своей семье.

Обсуждение с ребятами роли семьи.

Домашнее задание: сфотографировать своего лучшего друга или подругу и на обратной стороне фотографии написать, что он/она значит для вас.

5. «Что значит дружба?»

Беседа «Что значит настоящий друг? Бывает ли настоящая дружба и что она для тебя значит?»

Каждый учащийся показывает фотографию своего друга/подруги и читает рассказ о нём.

Домашнее задание: найти и сфотографировать всё, что связано с интересующей профессией.

6. «Я, как представитель определённой профессии»

Беседа на тему будущих профессий «Кем я хочу стать и почему?».

Каждый учащийся показывает фотографию выбранной профессии и кратко рассказывает, почему она ему интересна.

Домашнее задание: подобрать фотографии или сделать самому, которые бы отражали характерные чувства, эмоции учащегося.

7. «Мои чувства»

Беседа «Какие чувства фотография вызывает у тебя и почему?». Показ учащимися фотографий с комментариями.

8. «Фотограф и модель»

Мини-фотосессия. Каждый участник — фотограф, учащиеся объединения — модели. Главная задача фотографа — работа с моделями. Фотограф сам придумывает композицию, образы, движения моделей. Главное — показать индивидуальность и слаженную работу с коллективом.

9. «Документальная фотография»

Беседа «Что такое документальная фотография и художественная. Отличия документальной фотографии от художественной».

Документальная фотография направлена на фиксирование объективной реальности. Её ценность — в запечатлении сиюминутности жизни, буквальности изображения. В каждой семье сейчас существует фотолетопись семьи.

Художественная фотография — художественное отражение действительности.

Учащиеся делают пробы документальной фотографии.

Домашнее задание: выполнить фотопейзажи в разное время суток, используя различные виды освещения.

10. «Жанры фотографии: натюрморт и пейзаж»

Беседа, в ходе которой учащиеся

  • знакомятся с работами известных фотохудожников и с использованными в них средствами выразительности;
  • знакомятся с видами освещения и правилами работы над созданием художественной фотографии;
  • учатся выполнять съёмку в жанре: пейзаж и натюрморт, используя свет как изобразительный язык фотографии;
  • учатся использовать в работах приёмы работы цветом и тоном как средством образно-эмоционального выражения;
  • развивают умения анализа содержания фотографического произведения, исходя из принципов художественности, наблюдательность, терпение, внимание, полученные навыки и знания при создании собственных фоторабот.

Итогом всех занятий является фотовыставка лучших работ, которые разделены по тематике:

  • художественная фотография;
  • документальная фотография.

Фотокамера — лучший инструмент для знакомства ребёнка с окружающим миром. К тому же, фотографируя, ребёнок будет всячески проявлять себя и развиваться. Поддерживайте его стремление и интерес к фотосъёмке. Ведь его творческие порывы очень важны для общего развития. Как сказал известный фотограф Анри Картье-Брессон, «делая снимок, ты будто пишешь картину, но за одну секунду…», а написание таких «картин» вполне доступно даже маленьким детям. И, может быть, в дальнейшем начинания обучающихся превратятся в профессиональное творчество «рисования светом», что и означает само понятие «фотография».

Использованные источники

  1. Опытно-экспериментальное исследование развития творческого потенциала подростков с помощью занятий по фотоискусству [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://diplomba.ru/work/103534
  2. Заика А. А. З-17 Фотографируем мобильным телефоном. Популярный самоучитель. СПб.: Питер, с.: ил. (Серия «Популярный самоучитель») [Электронный ресурс]. – https://clck.ru/eRcvM
  3. Дегтярев А. Р. Д26 Фотокомпозиция: Средства. Формы. Приемы / А. Р. Дегтярев. — М.: «Издательство ФАИР», 2009. — 272 с.: ил. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studfile.net/preview/5021185/
  4. Фотография как средство развития творческого потенциала подростка в сфере дополнительного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/eRcvh
  5. Исследовательская работа, для выявления оценки эффективности развития творческих способностей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infopedia.su/22x4025.html
  6. Фотография жанровая и репортажная [Электронный ресурс]. – Режим доступа: hhttps://clck.ru/eRcvt
  7. Статья Леонтьевой Ольги Владимировны «Мир фотографии для детей» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/statja-mir-fotografi-dlja-detei.html
  8. «Развитие творческого потенциала обучающихся через использование искусства фотографии» Карягина Валентина Васильевна, педагог дополнительного образования СП «Поиск» ГБОУ СОШ №2 п.г.т.Суходолhttps: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/eRcwM
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены