РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Уроки труда в новом формате: интеграция с географией, с применением ИКТ

Авторы:
Владимир Обухов,
Надежда Обухова

«Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Дай сделать – и я пойму»
(Китайская притча).

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей - одна их главных задач образования.

Каждый человек рождается с творческими способностями. По своей природной сути большинство детей – талантливы. Беда в том, что не все из них об этом знают. Многие не могут полностью реализовать свой творческий потенциал, потому что им никто и никогда не объяснял, как пользоваться естественными творческими навыками и развивать их.
Как помочь ученику осознать своё творческое «Я» и увидеть свою одарённость? Никакого особого рецепта по работе с одаренными детьми нет. Существует простое педагогическое правило: «Внушай уверенность и помогай!». В наших силах внушить ребенку, что он талантлив, что он обладает способностями в познании разных наук, что у него есть необходимые личностные качества, которые в дальнейшем помогут ему работать в различных сферах. Бесталанных детей нет. Важно только вовремя научить их, помочь раскрыть свои способности, поверить в себя! Поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача обучения.

Сегодня проходит немало дискуссий о том, каким должно быть трудовое обучение в школе. Занятия, сочетающие эстетическое начало, ручную технологию, способны заинтересовать школьников, по - настоящему увлечь, оказать благотворное влияние на их внутренний мир, на развитие эстетических взглядов и развитие художественного вкуса.

Учащиеся в увлекательной форме закрепляют знания, полученные на уроках трудового обучения, обретают профессиональную ориентацию и устанавливают органическую связь между дисциплинами школьного цикла: изобразительным искусством, литературой, историей, математикой.

Творческие занятия на уроках трудового обучения углубят не только эстетические и политехнические знания, они сформулируют и специальные навыки - культуру труда, интерес к творческому процессу, приучат доводить начатое дело до конца, будут способствовать развитию ловкости сноровки, воспитанию уважения к труду.

В стране осуществляются крупнейшие социально-экономические преобразования. Первая заповедь эффективной педагогики – обучать и воспитывать в соответствии с реалиями жизни, назревающей социально-экономической перспективой.

Все новое быстро входит в нашу жизнь, и не замечать, не осознавать этого мы не можем, а значит, нужно учиться использовать те многочисленные возможности, которые нам предоставляет расширившееся до неимоверных размеров информационное пространство. Новое время диктует новые условия и требует от учителя иного подхода к преподаванию предмета.

Современное состояние общества, предъявляет все более высокие требования к уровню знаний и умений выпускников школы, качеству преподаваемого материала, уровню представляемой и обрабатываемой информации. Внедрение современных технологий в образовательный процесс является дополнительной возможностью повышения качества обучения учащихся

Использование информационных и коммуникационных технологий позволяет более эффективно и гибко работать с учебным материалом и переходить на новые методы обучения. Не каждый из выпускников школы станет профессионалом в области информационных технологий, но все они должны обладать глубокими знаниями и успешно применять их в своей дальнейшей деятельности.

Формирование мотивации к обучению стало возможным благодаря использованию системы методов и приёмов:

  • создание ситуации успеха через выполнение заданий, посильных для всех учащихся, через организацию учебного процесса с опорой на психолого-педагогические особенности детей;
  • обучение через сочетание чувственного и рационального познания, опору на наглядность, изложение материала с помощью эмоционально насыщенных визуальных образов, использование интерактивной доски, других средств ИКТ;
  • управление вниманием учеников через использование инструментов интерактивной доски: «инструмент шторки», «прожектор», цветом, толщиной линии и другие;
  • предоставление права выбора разноуровневых, репродуктивных, частично-поисковых, творческих, исследовательских заданий;
  • включение учащихся в коллективную деятельность, сотрудничество на уроке через организацию работы в группах, коллективный поиск решения проблемы, оказание учащимися помощи друг другу;
  • создание проблемной ситуации через сравнение учебных объектов, выделение существенных признаков предметов, группировку, классификацию, обобщение, установление противоречий;
  • привлечение учащихся к самостоятельной оценочной деятельности через организацию рефлексии, самостоятельный выбор критериев оценивания, возможность выбора работ для проверки, отзыв учащихся об ответе других.

Преподавание с помощью интерактивной доски имеет следующие преимущества:

  • Материалы к уроку можно приготовить заранее — это обеспечит хороший темп занятий и сохранит время на обсуждения.
  • Можно создавать ссылки с одного файла на другой — например, аудио, видео — файлы или интернет страницы.
  • К интерактивной доске можно подключить и другое аудио — видеооборудование.
  • Материалы можно структурировать по страницам, что требует поэтапного логического подхода, и облегчает планирование.
  • После занятия файлы можно сохранить в школьной сети, чтобы ученики всегда имели доступ к ним. Файлы можно сохранить в изначальном виде или такими, как они были в конце занятия вместе с дополнениями. Их можно использовать во время проверки учеников.

Новые технологии — это дополнительная мотивация к обучению. Возможно, завтра все это перестанет быть заманчивой новинкой. Поэтому важно не опоздать изучить возможности новых устройств с пользой для себя и для учеников. Информационные технологии обучения при их грамотном использовании позволяют осуществить принципиально новый подход к обучению и воспитанию учащихся.

Предмет «Трудовое обучение», как никакой другой предмет, выполняет системообразующую функцию формирования универсальных учебных знаний через действие и объединяет всё, что изучают на других предметах. Именно на уроках трудового обучения учащиеся выдвигают идеи, моделируют, конструируют, подбирают необходимые материалы, инструменты и определяют технологические этапы изготовления того или иного изделия. На уроках происходит развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, творческих и коммуникативных способностей учащихся.

Духовную полноту и насыщенность жизни может дать только широкое, разностороннее образование, пытливое познание мира, активное стремление к знанию, радость знания. Инновационный поиск и использование новых средств обучения приводит к пониманию того, что изучение некоторых тем программы «Трудового обучения» может и должно строиться в рамках регионального компонента. Неоценимую помощь при проведении таких уроков даёт возможность интегрирования: трудовое обучение – история - география.
Красота родного края – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту. Любовь к Родине – великое чувство и самое главное для человека, ведь без этого чувства ни один из нас не может состояться как человек, а ведь любовь к малой родине – это основа патриотизма. Любовь к Родине всегда конкретна. Это любовь к своему родному дому, городу, селу, школе, а для того чтобы по - настоящему полюбить свой край, нужно его хорошо знать.

Корни казахских обычаев и традиций восходят к глубокой древности. Внедряя в учебный процесс региональный компонент, связывая изучаемые темы с особенностями нашего региона, от урока к уроку ученики приобретают трудовые умения, изучая историю Родины. Очень важно разбудить у школьников интерес к предмету. Одними беседами и наставлениями не обойтись.

Развивая интерес к предмету и к творчеству на уроках по отделке изделий, школьники постепенно изучают и осваивают не только резьбу по древесине, но и традиционные приёмы росписи изделий. Результатом чего является интерес учащихся к декоративно-прикладному творчеству, желание детей более глубоко изучать народные ремёсла.

Приобщение детей к прикладному искусству и, особенно к изучению технологии традиционных ремёсел народов Казахстана позволяет наиболее полно сохранить и передать новым поколениям традиции нашего региона.

Необходимо, чтобы творческий поиск был характерен для любого урока, чтобы на каждом из них учащиеся сталкивались с задачами, в решении которых им надо проявить техническую сметку, изобретательность, использовать теоретические знания. Если подросток чувствует себя на уроке исследователем, открывателем - это чувство рождает и укрепляет интерес к урокам технологии и собственно к труду.

Невозможно переоценить значения таких уроков труда, в процессе которых формируются новые умения, развиваются способности школьника, творческое отношение к труду. Сегодня труд должен быть выдвинут на первый план. Для воплощения идеи Общества Всеобщего Труда.

Развиваясь как личность, ученик формирует и раскрывает свою собственную природу, проявляет себя перед другими и самим собой. Для этого необходимо лишь создать условия, в которых проявятся потребность и готовность ученика к самообразованию, самовоспитанию и самосовершенствованию.

Поэтому необходимо:

  • дать детям радость труда, радость успеха в учении, чувство гордости за свой труд;
  • максимально развивать творческие способности каждого ученика;
  • предоставить ученикам возможность саморазвития и самореализации;
  • воспитывать творческую личность, духовно связанную с культурой и природой родного края.

А такая важная составляющая учебно-воспитательного процесса, как исторические знания, должна быть настроена на решение задач становления личности, гражданина и патриота.

Одарённые дети должны научиться строить своё будущее знаниями, трудом и энергией.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Лучшие статьи

Статей за текущий месяц нет.
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены