РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование информационно коммуникативных технологий на занятиях вокально–эстрадного ансамбля

Использование ИКТ на занятиях вокально – эстрадного ансамбля «Радуга» МАОУ СОШ №74 г. Ижевска, как средство повышения интереса и мотивации учащихся к занятиям.

Автор: Пирогова Евгения Александровна педагог дополнительного образования

В настоящее время система дополнительного образования предлагает огромный выбор кружков. Родители вместе с детьми могут выбрать любое из предлагаемых направлений для развития: интеллектуальное, творческое, спортивное... Возрастающая конкуренция между кружками, а так же внутри одного направления, приводит педагога к естественной необходимости повышения своего профессионального уровня и расширению сфер профессионального интереса. Меняется содержание деятельности педагога, который должен не просто транслировать знания, а разрабатывать новые технологии обучения. Это требует как творческой инициативы педагога, так и его технологической и методической подготовленности. Приоритетной задачей педагога становится не только заинтересовать ребёнка своим предметом, но и удержать его интерес на протяжении всего обучения.

На сегодняшний момент, информатизация проникла во все сферы жизни человека, взяв на себя ведущую роль.

Современные средства телекоммуникации принципиально меняют способы освоения и обрабатывания информации, открывая современному поколению огромные возможности для личностного развития и достижения своих целей. Различные гаджеты становятся доступны детям с раннего возраста. И нужно сказать, что современные дети легко и увлечённо справляются с их освоением, изобретая новые программы и создавая научно - технические открытия. Никто уже не сомневается, что за современным подрастающим iПоколением, или как его ещё называют поколением Z, будущее нашей страны. Поколение Z интересуется наукой и технологиями (например, предполагается, что многие представители поколения будут заниматься инженерно – техническими вопросами, биомедициной, робототехникой), а так же искусством [1].

Существует несколько определений слова "информатизация", такие как: «Информатизация - это проникновение информационных технологий в различные сферы человеческой деятельности. Информатизация - это одна из важнейших идей, порожденных особенностями развития современной цивилизации, которая прочно стала достоянием массового сознания. Информатизация - это комплекс мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и оперативного знания во всех видах человеческой деятельности. Цель информатизации - улучшение качества жизни людей за счет повышения производительности и облегчения условий их труда» [2]. В системе образования информатизация рассматривается как один из основных путей модернизации, как одно из ключевых условий, определяющих последующее успешное развитие экономики, науки и культуры.

В этой статье я бы хотела рассмотреть аспект использования информационно коммуникативных технологий на занятиях вокально – эстрадного ансамбля «Радуга» МАОУ СОШ №74 г. Ижевска, как средство повышения интереса и мотивации учащихся к занятиям.

Что же включает в себя это понятие? Информационно коммуникативные технологии (ИКТ) - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей [3].

На занятиях вокально – эстрадного ансамбля информационно коммуникативные технологии я использую и как средство наглядности и как средство контроля усвоения определённых знаний и формирования определённых навыков учащихся. Неотъемлемой частью занятий является просмотр и прослушивание лучших образцов представителей зарубежной и российской эстрады, а так же обсуждение фрагментов с записью собственных выступлений. Невозможно научиться петь качественно, если ты не умеешь слушать, сравнивать и анализировать.

Знакомство с новым вокальным материалом тоже, как правило, начинается с прослушивания или просмотра записи выступления вокального коллектива, солиста. Очень важно на начальном этапе работы, заинтересовать учащихся, вызвать у них эмоциональный отклик, продемонстрировав цель конечного результата – прекрасное исполнение песни. ИКТ выполняют здесь функцию наглядности, вовлекая учащихся с помощью звука и изображения в реальную действительность виртуального пространства. Для этого наш рабочий компьютер оснащён необходимыми для работы программами: универсальный проигрыватель Microsoft Media Player, аудиопроигрыватель WinAmp, видеопроигрыватель WinDVD.

Одним из направлений своей работы, я вижу приобщение участников вокального ансамбля, к умению понимать нотную запись и петь по нотам.

На формирование этого качества направлены отдельные темы дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Вокально – эстрадный ансамбль». Подбирая вокальный репертуар на сайтах, который предложен в виде фонограмм плюс и минус, я столкнулась с проблемой отсутствия нотного песенного материала. Поэтому, прежде чем начать разучивать новую песню с детьми, я записываю её нотами в ритме, создаю своё переложение, а затем, для удобства использования, прибегаю к помощи компьютерных программ: нотный редактор Finale или Sibelius. Предваряющий пение визуальный анализ мелодии, скачков, ритма песни, позволяет учащимся лучше разобраться в особенностях произведения, настроиться на дальнейшее исполнение. А выведенные на экран ноты делают удобным процесс прорабатывания ритмически сложных фрагментов с помощью хлопков или пение мелодии с одновременным тактированием.

На начальной стадии разучивания новых песен, когда требуется проучить отдельный фрагмент в более медленном темпе, я использую программу Sound Forge 7. Данная программа очень легка и понятна в работе, она позволяет в короткий срок обработать фонограмму минус, изменив её темп, тональность, продолжительность звучания. Такая техническая поддержка способна поднять сам принцип проведения занятия на новый более высокий уровень и как следствие – добиться лучших вокальных результатов у учащихся.

Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Вокально – эстрадный ансамбль» на ряду с практическими занятиями, предполагает и теоретические занятия.

Мультимедийные технологии, в процессе знакомства с новым материалом, оказывают неоценимую помощь. Насколько доступнее, ярче и увлекательнее может стать подача материала, например к разделу «Музыкальная грамота», в сопровождении мультимедийной презентации, сделанной в программе Power Point или с помощью сервиса Prezi. Для поиска новой интересной информации я прибегаю к помощи образовательных порталов, канала Youtube. Создавая собственные презентации я могу самостоятельно ориентироваться на возраст предполагаемой группы учащихся и корректировать уровень сложности материала.

Сотрудничая с ребятами в совместном процессе создания презентаций к концертам и мероприятиям, я создаю ситуацию заинтересованности и увлечённости участников ансамбля единым общим делом. А привлекая учащихся к разработке музыкальных кроссвордов и викторин, я не только активизирую творческий потенциал детей и развиваю мотивацию к учебной познавательной деятельности, но и одновременно использую это как средство закрепления материала и контроля проверки знаний учащихся.

Отдельно бы хотелось сказать об информационно коммуникативных технологиях в проектной и исследовательской деятельности учащихся вокального ансамбля.

Проектный метод, используемый сейчас в образовании, направлен на самореализацию учащегося как личности, на сохранение и преумножение его «самости» через выполнение творческих проектов от идеи до воплощения её в реальность [4]. В современном обществе успешным человеком считается тот, кто способен организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближнюю перспективы, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и осуществить их. Социологические исследования, проведённые в экономически развитых странах мира, показали, что большинство современных политических лидеров, крупных бизнесменов, новаторов в искусстве и спорте – это люди, обладающие проектным типом мышления [5].

Под исследовательской деятельностью понимается творческий процесс совместной деятельности педагога и учащегося по поиску решения неизвестного, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом. Современные музыкальные течения, пение и его уникальные свойства, музыкальная культура родного края, влияние классической музыки на человека – все эти темы для исследовательской деятельности вызывают живой интерес у детей. Задача педагога увлечь учащихся общей идеей, вовлечь их в процесс сотворчества, наметив план работы и пути достижения конечного результата. Знания, полученные на таком предмете, как информатика, становятся необходимыми в процессе оформления работы: составление графиков, диаграмм, электронных таблиц. Результат исследовательской работы чаще всего бывает представлен в виде реферата, подкреплённого мультимедийной презентацией, позволяющей совмещать текст, анимацию, видео и звук. Презентация работ учащихся вокального ансамбля «Радуга» проходит на научно практической конференции «Ломоносовские чтения», которая проводится уже 22 год в средней общеобразовательной школе №74 г.Ижевска.

В процессе самостоятельного поиска и отбора материала для исследовательской работы, ребята учатся находить ответы на проблемные вопросы в литературе и сети интернет, грамотно использовать информационные источники и соотносить новую информацию с полученными ранее знаниями. Это так же способствует самообразованию ребёнка и педагога, гармоничному развитию личности ориентирующейся в информационном пространстве, формированию информационно коммуникативных компетенций.

Формированию потребности в самостоятельной творческой деятельности придавалось большое значение всегда.

Ещё Лев Толстой писал, что этот процесс особенно важен, ибо «если ученик не научиться сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений»[6]. Введение ИКТ технологий на занятиях вокально - эстрадного ансамбля «Радуга» способствует стимулированию интереса учащихся к учебной деятельности, повышению мотивации и творческой активности, способствует личностному развитию, обогащению методических возможностей вокального занятия и повышению его профессионального уровня. Результат - улучшение качества обучения. Как известно, для достижения лучшего результата обучения, необходимо предоставлять информацию в различных формах, учитывая различное восприятие информации у детей. Средства мультимедиа являются средством комплексного воздействия на учащегося путем сочетания концептуальной, иллюстративной, справочной, тренажерной и контролирующей частей [7].

Список информационных источников

  1. Википедия свободная энциклопедия. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Поколение_Z (дата обращения: 11.12.2017).
  2. Научный журнал «Современные наукоемкие технологии» №11,2007 г., Бабин А.И. стр.42 – 43.
  3. Википедия свободная энциклопедия. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Информационные_технологии (дата обращения: 11.12.2017).
  4. Колесникова, Е. В., Мидуков В. З. Теория и методика обучения с использованием технологии проектного обучения: Учебное пособие. Томск: ТГПУ, 2003.- 98 с.
  5. Кимишкез, Ю. И., Солодуха Е. Г. Информационно-компьютерные технологии в проектной и научно-исследовательской деятельности учащихся современной школы. // Материалы фестиваля педагогических идей «Открытый урок» 2006-2007. - URL: http://festival.1september.ru (дата обращения: 01.12.2017).
  6. Леонтович, А. В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся. // Исследовательская работа школьников. - 2003. - №
  7. Вымяткин В.М, Демкин В.П, Можаева Г.В, Руденко Т.В. Мультимедиа-курсы: Методология и технология разработки. – URL: https://ido.tsu.ru/ss/?unit=223 (дата обращения: 11.11.2017).
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены