РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование инновационной методики и технологий, способствующих повышению мотивации студентов на занятиях

Уважаемые коллеги! Меня зовут Мелешенко Мария Сергеевна. Я преподаватель IT-технологий и специальных дисциплин в ГАПОУ КО «КТК». В рамках методического семинара представляю вашему вниманию опыт моей педагогической деятельности по теме: «Использование инновационной методики и технологий, способствующих повышению мотивации студентов на занятиях».

Я имею высшее образование. В 2014 году окончила ФГБОУ ВПО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского» по специальности «педагог профессионального обучения». С 2014 года работаю преподавателем IT-технологий и спец. Дисциплин в ГАПОУ КО «КТК». В 2016 году аттестовалась на первую квалификационную категорию.

Моё педагогическое кредо: «Создать из повседневного удивительное. О сложном говорить увлекательно, эмоционально. Учить всему кратко, понятно, основательно».

Требования современных реалий к уровню образования и образованности специалистов диктуются изменившимися условиями экономического и политического развития мира.

Значительный интерес работников образовательной сферы вызывают методы обучения, основанные преимущественно на широком внедрении и реализации в учебном процессе нетрадиционных приемов обучения, в рамках которого результаты проявляются не только в мыслительной, но и в профессиональной деятельности обучаемого.

Современная система образования, как нам представляется, должна быть построена на предоставлении учащимся следующих возможностей:

  • размышлять, критично оценивать полученную информацию;
  • сопоставлять имеющиеся различные точки зрения;
  • формировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей, собственные наблюдения, свой и чужой опыт.

Преподаватели, в особенности специализированных учебных заведений, должны стремиться к тому, чтобы научить обучающихся:

  • размышлять (опираясь на знание фактов, закономерности науки) делать обоснованные выводы;
  • принимать самостоятельное аргументированное решение;
  • работать в команде, выполняя различные социальные роли.

Реализация задач проектной и исследовательской деятельности по нашему замыслу должна привести к формированию у обучающихся устойчивых потребностей:

  • самостоятельно и с желанием приобретать недостающие знания из различных источников (должен существовать свободный доступ к источникам информации);
  • учиться пользоваться имеющимися знаниями для решения познавательных и практических задач (гипотезы могут быть и взаимоисключающими);
  • приобретать коммуникативные умения, работая в различных группах (в качестве руководителя, ведущего, подчиненного);
  • развивать исследовательские умения (выявление проблемы; сбор информации; проведение эксперимента; анализ, обобщение).

Принципами проектного обучения в педагогике считается:

  • обучение в процессе деятельности;
  • обучение через реализацию проекта;
  • работа в команде;
  • погружение в проблему;
  • одновременное выполнение нескольких задач.

Ожидаемые результаты:

Развитие умений, связанных с переработкой полученной информации:

  1. Умение формулировать цели индивидуальной и групповой работы.
  2. Умение пользоваться учебной и научной литературой.
  3. Умение выделять в информации главное, формировать логическую структуру материала.
  4. Умение составлять текст доказательного выступления.

Процесс обучения подчиняется определенным закономерностям, знание которых помогает найти эффективные пути и методы обучения, правильно организовать учебный процесс.

К числу таких закономерностей относится неравномерность усвоения знаний, умений и навыков учащимися, т.е. индивидуализация учебной работы. Но следует отметить, что индивидуализация обучения - это не самоцель. Необходимость и характер ее зависят от уровня подготовленности учащихся, степени трудности учебного материала и этапа изучения каждой темы. Не нужно также забывать, что большое влияние на студента оказывает и его психическое состояние на уроке: чувство заинтересованности, влечение, сосредоточенность, умственное напряжение, удивление, недоумение, рассеянность, скука и т.д. Умение вызвать и активизировать желаемые нам психические состояния также требует индивидуального подхода к учащимся. Индивидуальный подход должен представлять собой целую систему воспитания личности.

Индивидуальный подход нужен ко всем учащимся группы: и к слабоуспевающему, недисциплинированному ученику, и к школьникам с высоким уровнем развития способностей.

В.Ф. Корнилова предлагает условно разделить учащихся на три группы: первая группа, в которую входят самые сильные ученики, вторая - средние, третья группа - слабые. Первая группа, которые не нуждаются в постоянной опеке, получают особые задания для творческой самостоятельной работы. Такие задания могут выходить за пределы материала учебника и даже за пределы, предусмотренные программой. Это может быть работа над дополнительной литературой. Такая работа является положительной для всех: с одной стороны, для первой группы учащихся, которые углубляют свои знания по предмету, с другой стороны - для всей группы, т.к. привлечение дополнительного материала является хорошим способом повышения интереса. Другим видом самостоятельной работы для учащихся условной первой группы является выполнение упражнений учебника или упражнений, подготовленных учителем, но с элементами творчества.

Задания для учеников третьей группы должны быть более конкретными, практически направленными.

Учащиеся же второй группы занимают как бы промежуточное положение. Их задания должны включать элементы упражнений из первой и второй групп, т.е. они должны быть конкретными, но более сложными, чем у третьей группы, в то же время, творческими, но более простыми, чем у первой.

Индивидуализация обучения предполагает такую организацию обучения, при которой обязательно необходимо тематическое, перспективное планирование, так как педагог по окончании темы должен обеспечить усвоение знаний, умений и навыков всеми учащимися. Поурочное планирование здесь себя не оправдывает.

Таким образом, индивидуализация обучения является неотъемлемой частью учебного процесса, она должна быть направлена на каждого студента в группе, независимо от уровня его успеваемости. Главной целью индивидуализации является стимулирование интереса и желания учащихся к изучению предмета, обеспечение максимальной продуктивной работы каждого из них, недопущение пробелов в их знаниях.

Методология Форсайт вобрала в себя десятки традиционных и достаточно новых экспертных методов. При этом происходит их постоянное совершенствование, отработка приемов и процедур, что обеспечивает повышение обоснованности предвидения перспектив научно-технического и социально-экономического развития. Основной вектор развития методологии направлен на более активное и целенаправленное использование знаний экспертов, участвующих в проектах. Обычно в каждом из форсайт-проектов применяется комбинация различных методов, в числе которых экспертные панели, Дельфи (опросы экспертов в два этапа), SWOT-анализ, мозговой штурм, построение сценариев, технологические дорожные карты, деревья релевантности, анализ взаимного влияния и др. Чтобы учесть все возможные варианты и получить полную картину привлекается, как правило, значительное число экспертов. Так, в японских долгосрочных прогнозах научно-технологического развития, проводимых каждые пять лет, участвует более 2-х тысяч экспертов, которые представляют все важнейшие направления развития науки, технологий и техники, а в последнем корейском проекте участвовали более 10 тысяч экспертов.

В процессе выбора применяются различные критерии для определения наиболее предпочтительных вариантов. Так, например, при выборе критических технологий, может использоваться критерий достижения максимального экономического роста, а при построении технологической дорожной карты для отрасли – выявление потенциальных рыночных ниш и выбор технологий, позволяющих максимально быстро разработать конкурентоспособные продукты для возникающих рынков. Выбор стратегии развития производится на основе последовательности широких экспертных консультаций, что позволяет предвидеть самые неожиданные пути развития событий и возможные «подводные камни».
Форсайт исходит из того, что наступление «желательного» варианта будущего во многом зависит от действий, предпринимаемых сегодня, поэтому выбор вариантов сопровождается разработкой мер, обеспечивающих оптимальную траекторию инновационного развития.

Форсайт является междисциплинарным инструментом и включает в себя методы, относящиеся к самым разным областям знания – социологические, математические, статистические и т.п.

Наиболее используемые технологии

  • Backcasting – Обратное сценирование
  • Bibliometical analysis – Библиографический анализ
  • Brainstorming – Мозговые штурмы
  • Environmental Scanning – Сканирование источников
  • Essays – Испытания
  • Futures Workshops – Разработка будущего
  • Literature Review – Обзор источников
  • Modelling and simulation – Моделирование и симуляции

Основой RF-метода является выделение следующих элементов карты будущего:

  1. Тренды – существующие и зарождающиеся;
  2. Технологии – поддерживающие существующие тренды или запускающие новые;
  3. Форматы – технологии социального взаимодействия;
  4. Ключевые события, запускающие, переламывающие или изменяющие скорость роста тренда;
  5. Законопроекты и нормативные акты, легитимизирующие форматы;
  6. Угрозы, которые могут негативно повлиять на агентов (бизнес-организации, образовательные учреждения, рынки и тд).

Сценирование – одна из самых старых и эффективных технологии работы с будущим, предполагающая разработку нескольких развернутых картин будущего, каждая из которых реализуется при исполнении определенных условий. В отличие от классического прогнозирования, которое строится на выявлении всех последствий текущей ситуации, сценирование прожективно. На практике сценирование представляет собой набор альтернативных текстов, выстроенных вокруг тщательно отобранных плоттерных точек. Очень часто готовые сценарные развилки оформляют, как настоящие артефакты будущего: в виде статей из газет 2010 года, переписки мировых лидеров будущего, выдержек из репортажей и аналитических отчетов. В сценарном подходе то, что случится, и предсказывается, и проектируется одновременно. Сила сценарного подхода в том, что будущее, по большей части, неопределенно. Не существует методов, которые давали бы гарантированный прогноз — прогнозирование перенесено в гуманитарную сферу из естественных наук, которые действительно позволяют предсказать бурю или землетрясение, но для политики, культуры и экономики такой предопределенности нет.

Библиографический анализ – логический приём, метод исследования, состоящий в том, что изучаемый предмет мысленно или практически расчленяется на элементы, каждый из которых затем исследуется отдельно для того, чтобы выделенные в ходе анализа элементы соединить с помощью другого логического метода – синтеза в целое, обогащённое новыми знаниями. Например, изучается библиотека, как система, состоящая из 4 элементов. Библиотека мысленно расчленяется на эти элементы и каждый из них изучается отдельно. Затем знания об элементах соединяются, изучаются связи между ними и, далее, библиотека изучается как целое.

Метод мозгового штурма является одним из способов поиска новых идей. Он представляет собой способ решения проблемы или задачи на базе стимулирования творческой активности. В ходе проведения мозгового штурма участники высказывают большое количество вариантов решения, а затем из высказанных идей отбираются наиболее перспективные, удачные, практичные. Его применение способно значительно повысить активность всех школьников, так как в работу включаются все ребята. В ходе работы дети получают возможность продемонстрировать свои знания и задуматься о возможных вариантах решения задачи. При этом они учатся коротко и максимально четко выражать свои мысли, анализировать их. Метод мозговой атаки предполагает объединение усилий нескольких людей, и возможность развивать идеи друг друга.

Сканирование среды должно концентрироваться на трех основных направлениях. Первое - это существующие, уже сформировавшиеся тенденции, проблемы и факторы внешней среды; второе - это потенциально возможные изменения, которые не являются реальностью сегодня, но вероятность их наступления в будущем достаточно высока, они уже видимы; и третье - возможные так называемые слабые сигналы.

Метод испытаний определяет достижение поставленных целей. Без диагностики невозможно эффективное управление дидактическим процессом. Диагностика – это точное определение результатов дидактического процесса.

В понятие «диагностика» вкладывается более широкий и глубокий смысл, чем в понятие «проверка знаний, умений и навыков» обучаемых. Последнее лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождения. Тогда как диагностирование рассматривает результаты с учетом способов их достижения, выявляет тенденции, динамику дидактического процесса.

Диагностика включает контроль, проверку, оценивание (оценка), накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дидактического процесса.

Важным компонентом диагностирования является контроль. Контроль – это наблюдение за процессом усвоения знаний, умений и навыков. Составной частью контроля является проверка. Проверка – система действий и операций для контроля за усвоением знаний, умений и навыков.

Цель метода – обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности студентов и их будущую профессию.
Основными методами обучения являются упражнения, решение прикладных задач, практические и лабораторно-практические работы, моделирование и конструирование, экскурсии.

Конструирование идеальной модели. Участникам предлагается создать несколько творческих групп численностью 5-7 человек и в течение 30-40 минут (можно до 2-3 часов) разработать (сконструировать) идеальную модель обсуждаемой проблемы. Например, идеальную модель взаимодействия человека и природы или идеальную модель жизнедеятельности класса и т.д.

Для оформления разрабатываемой модели у каждой из творческих групп должны быть листы бумаги большого формата и маркеры.
После того как проекты идеальных моделей подготовлены, каждая из групп публично представляет и защищает свою модель.
По ходу защиты или после нее можно организовать обсуждение моделей.

Заканчивается этап комментарием педагога – руководителя технологии – об идеальных моделях решения проблемы.
Отметим, что при разработке такой модели руководитель технологии может задать некий алгоритм или примерную структуру модели. Например, при разработке идеальной модели взаимодействия человека и природы отразить в ней цели, принципы, условия, средства и методы взаимодействия.

Форсайт – это прежде всего инструмент коммуникации людей по поводу своего будущего. Чем больше влияние у людей на это будущее - тем более сильный случается форсайт. В ситуации, когда борятся много разных структурированных образов будущего, важны люди, которые за ними стоят. В ситуации, когда конкурирующих образов будущего немного, или практически нет, вы способны входить в будущее и его формировать не за счёт ваших капиталов, власти, силы, связей, а за счёт формирования своей повестки дня.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены