РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Формирование проектных и исследовательских действий обучающихся

Е.В. Батагова, заместитель директора школы по методической работе, учитель английского языка,
И.Н.Лещенко, заместитель директора школы по УВР, учитель английского языка
МБОУ «ООШ №3», г.Губкинский, ЯНАО

«Научить не усваивать и не впитывать в себя определенные правила и факты,
а действовать; упражнять ребенка в умении ставить себе задачи,
выполнять, доводить до конца намеченные проекты, - вот главное задание школы».
К.Фрей

Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. Ключевой задачей национального проекта «Образование» является создание условий, в которых нашим детям и нам будет комфортно развиваться.

Школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них мобильность, динамизм, конструктивность, умение делать выбор, эффективно использовать ресурсы, сопоставлять теорию с практикой многие другие способности, необходимые для жизни в быстро меняющемся обществе.

Особая роль в достижении целей образования принадлежит проектной технологии, т.к. она оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности человека, особенно на информационную деятельность, к которой относится обучение. Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, способствует развитию наблюдательности и стремлению находить ответы на возникающие вопросы, проверять правильность своих ответов, на основе анализа информации, при проведении экспериментов и исследований.

В этой связи вполне понятен интерес, который проявляет сегодняшняя педагогика к деятельностным технологиям обучения. Основоположники этого подхода (Л.С. Выготский, П.Я.Гальперин, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн) рассматривали деятельность как целенаправленную активность человека во взаимодействии с окружающим миром в процессе решения задач, определяющих его существование и развитие. В этом смысле целью обучения является не столько вооружение учащегося знаниями, сколько формирование у него умений действовать со знанием дела – компетентно. Знания должны быть средством обучения действиям. Усвоение знаний происходит в процессе деятельности, в ходе применения этих знаний на практике и благодаря такому применению. Человек лучше всего усваивает те знания, которые использовал в своих практических действиях, применял при решении каких-то реальных задач.

Основой новой образовательной практики, ориентированной на достижение результатов, имеющих прагматическую ценность, становится метод проектов, который может быть использован в изучении любого предмета, может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален.

Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Проект даёт очень необходимый школьникам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.

Д. Дьюи утверждал, что «с точки зрения ребенка самый большой недостаток школы происходит от невозможности для него свободно, в полной степени использовать опыт, приобретенный вне школы, в самой школе». И, наоборот, с другой стороны он оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему он научился в школе.

Пытаясь сохранить значение собственного опыта детей в обучении, У.Х. Килпатрик уточняет определение метода проектов в образовании:

  • деятельность, «выполненная от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности детей, объединенных общим интересом;
  • всякая активность; необходимо только, чтобы она освещалась ясно поставленной целью и согревалась горячим стремлением к ее осуществлению;
  • пусть они измышляют и строят «проекты», пусть самостоятельно добиваются их осуществления.

Ключевым моментом в проектном обучении являются собственные цели детей. Основным принципом конструирования учебно-воспитательного процесса становится собственная активность детей. «Действие, и только оно, во всем его капризном разнообразии; действие, но опять-таки не по чьей-то внешней указке, а непосредственно вытекающее из цели, поставленной себе ребенком, - вот это и есть единственное педагогическое приемлемое содержание школьной работы, единственный предмет преподавания».

Главные идеи проектного обучения состоят в следующем:

  • с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им самим;
  • деятельность строится не в русле учебного предмета;
  • опора на сиюминутные увлечения детей;
  • истинное обучение никогда не бывает односторонним.

Под проектным методом понимается система действий педагога и учащихся по разработке проекта; путь, по которому идут обучающие и обучаемые, разрабатывая проект, при этом участники проекта:

  • подхватывают проектную инициативу от кого-либо в жизни;
  • договариваются друг с другом о форме обучения;
  • развивают проектную инициативу и доводят ее до сведения остальных;
  • организуют себя на дело;
  • информируют друг друга о ходе работы;
  • вступают в дискуссии и т.д.

Таким образом, в основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат проектной деятельности можно будет увидеть, осмыслить, измерить, применить на практике. Внутренний результат представляет собой уникальный опыт деятельности и является достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.

Каждый проект должен приводить к формированию новых целей обучения у самого школьника. Динамика проектной деятельности вполне согласуется с современными представлениями:

  • постановка цели;
  • затем ее планирование;
  • выполнение;
  • практическое осуществление;
  • критика достигнутых результатов.

Новая практика обучения существенно изменила функции учителя (при формировании проектных умений обучающегося), которые заключаются в следующем:

  • доставить своим ученикам возможность продолжения их деятельного участия в реальном мире, их окружающем, - мире игры, спорта, рассказывания, естественных явлений, социального общения и занятий;
  • свобода волеизлияния и деятельный контроль над тем, чтобы свобода находила себе выражение, не подавлялась и не превращалась в нечто механическое.

Используя проект как педагогическое средство, мы должны анализировать будущие образовательные результаты. А они должны включать в себя набор ключевых компетенций (способность проявлять инициативу и работать самостоятельно, брать на себя ответственность; готовность замечать проблемы и искать пути их решения; уметь осваивать какие- либо знания и применять их для анализа новых ситуаций и т.д.)

Исследовательская деятельность обучающихся - деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

При организации образовательного процесса на основе исследовательской деятельности на первое место встает задача проектирования исследования.

При проектировании исследовательской деятельности учащихся в качестве основы берется модель и методология исследования, разработанная и принятая в сфере науки за последние несколько столетий. Эта модель характеризуется наличием нескольких стандартных этапов, присутствующих в любом научном исследовании независимо от той предметной области, в которой оно развивается. При этом развитие исследовательской деятельности учащихся нормируется выработанными научным сообществом традициями с учетом специфики учебного исследования — опыт, накопленный в научном сообществе, используется через задание системы норм деятельности.

Учебный проект или исследование с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:

  • проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);
  • целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
  • самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
  • представление результатов своей деятельности и хода работы;
  • презентации в различных формах, с использованием специально подготовленный продукт проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);
  • поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
  • практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
  • выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;
  • проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.

Поскольку проведение самостоятельной исследовательской деятельности обучающихся требует значительных затрат (время, материалы, оборудование, информационные источники и др.), формирование специфических умений и навыков самостоятельной исследовательской деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над исследованием, но и в рамках традиционных занятий поэлементно. Они осваиваются как общешкольные (надпредметные) и соединяются в общее технологическое умение в процессе работы над исследованием.

Также в процессе работы над исследованием нужно формировать следующие элементы исследовательской деятельности:

  • мыследеятельностные: выдвижение идеи, проблематизация, целеполагание и формулировка задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса, формулировка предположения, обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
  • презентационные: построение устного доклада, выбор способов и форм наглядной презентации результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчета о проделанной работе;
  • коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;
  • информационные: структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;
  • проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

Фрагмент урока английского языка в 4 классе по теме "MyFavouriteSeason" ("EnjoyEnglish 2")
(Е.В. Батагова, учитель английского языка «МБОУ СОШ №3», г.Губкинский, ЯНАО)

Урок является заключительным по теме "MyFavouriteSeason".

Основная цель урока включает следующие компоненты: контроль знаний учащихся по пройденной теме, совершенствование практических навыков владения лексикой по теме, умение выполнить проект по теме "MyFavouriteSeason" в группах, проверка умений учащихся воспринимать иноязычную речь учителя и одноклассников.

Урок носит коммуникативную направленность и включает в себя дифференцированный подход, использование элементов проектной технологии.

Тема была известна учащимся заранее. На уроке учащимся разрешается пользоваться домашними заготовками. Работая в группах, ребята обсуждают между собой всё, что они знают и могут рассказать о своём любимом времени года, красочно оформляют листы ватмана, помещая на них картинки, стихи, пословицы, загадки. (При этом развивается эстетический вкус, мелкая моторика пальцев, чувство товарищества.) Работают абсолютно все учащиеся: кто-то вырезает, кто-то клеит, кто-то пишет, проговаривая при этом лексику. На данном этапе работы звучит запись отрывков из произведения Чайковского "Времена года".

В группах учащиеся решают, кто будет представлять проект (Самостоятельность в принятии решений, оценивание и выбор представителя, представляющего проек). Оформленные листы ватмана учащиеся помещают на доску. Представители от каждой группы (их может быть несколько) представляют свой проект.

4. Project work

Children, you will work in groups and make two projects. You already know how to make projects. Today one group will present SUMMER, the second group will present WINTER. On your desks you have everything for making projects. I'll switch on the music by Chaikovsky. Please, startyourwork.
(Учащиеся оформляют листы ватмана, обсуждают тему в группах, выбирают одного или двух человек, которые будут представлять проект для всех присутствующих. Во время работы над проектами звучат отрывки из произведения Чайковского "Времена года".)
Now it's time to show the results of your work and present your projects.

(После того, как учащиеся представят свои проекты, желающие могут принять участие в обсуждении, прочитать стихи или спеть песни, соответствующие теме урока.)
Таким образом, проектная деятельность школьников потребует изменений в форме организации учебного процесса. Природа проекта и урока – принципиально различна, и проектная деятельность может стать альтернативой классно-урочному обучению. Проектная деятельность позволит органично соединить ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельной социализации школьников. А приобретение опыта в проектировании в дальнейшем может служить хорошим основанием для будущей сферы профессиональной деятельности выпускников.

Литература

  1. НовиковаТ.Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. – 2000. - №7.
  2. ПахомоваН.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М., 2003.
  3. СтупницкаяМ.А.Что такое учебный проект? – Москва, Первое сентября, 2010.
  4. Филимонов А.А., Гам В.И. Организация проектной деятельности. Учебно-методическое пособие, Омск-2005.
  5. Национальный проект «Образование».
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2018 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.