РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование навыков проектной деятельности как метапредметный результат освоения обучающимися образовательной программы

Основу требований к предметным результатам основной образовательной программы по истории составляют положения ФГОС основного общего образования (2010), Историко-культурного стандарта по отечественной истории (2014).

Очевидно, что предметные результаты изучения учебного предмета «История» на уровне основного общего образования должны быть ориентированы на применение знаний в реальных жизненных условиях. При абсолютно любой деятельности необходимо понять какую цель ты преследуешь. Цель - это осознанный образ предвосхищаемого результата. Когда осознанный образ возникает, то понятно к чему надо стремиться.

Организация образовательного процесса сегодня предполагает использование интерактивных форм взаимодействия с обучающимися как основы практически любой познавательной деятельности. Главное преимущество интерактива — в активном вовлечении каждого участника в процессы проектирования, исследования, моделирования. Здесь формируются умения критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа полученной информации и обстоятельств, способность взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, правильно выражать свои мысли, участвовать в дискуссиях, продуктивно общаться.

Современная педагогика предлагает широкий спектр интерактивных форм, среди которых особенно ярко выделяются "мозговой штурм", сократический диалог, ролевые и деловые игры, тренинги, дебаты и дискуссии и т. д., эффекты их применения очевидны, они легко встраиваются в формат технологий деятельностного типа.

ФГОС предполагает следующие типы деятельности на уроке:

  • проектная;
  • исследовательская;
  • деятельность конструирования;
  • критика.

Все типы деятельности имеют разные механизмы реализации (методика) в конкретной ситуации на уроке на основе системно-деятельностных процессов:

  • коммуникации;
  • действия;
  • мышления;
  • взаимосвязи, на основе рефлексии и понимания.

Результатом преподавания предмета в системно-деятельностной педагогики является разработка:

  • проблемы;
  • схемы;
  • знания;
  • знаки;
  • символы;
  • значения;
  • цели;
  • понятия;
  • категории

То есть своеобразные продукты деятельности учеников на уроке, при помощи которых можно сорганизовать мышление и действие.

Вся эта деятельность должна приводить к развитию способностей. Именно развитие способностей является моей главной задачей на уроке истории и обществознания. А в дальнейшем, это поможет обучающимся создать собственные проекты, заниматься проектной деятельностью.

Какие навыки мы формируем в процессе проектной деятельности?

Навыки работы в сотрудничестве.

  • Умение коллективного планирования.
  • Умения принимать решения и прогнозировать их последствия.
  • Менеджерские умения и навыки.

Поисковые умения.

  • Умение находить несколько вариантов решения проблем, умение устанавливать причинно - следственные связи.

Коммуникативные умения.

  • Умение вести дискуссию.
  • Умение отстаивать свою точку зрения.

Рефлексивные умения

  • Умения осмыслить задачу для решения которой недостаточно знаний.

Проектная деятельность обучающихся проходит этапами через начальное (формирование умения), общее (умений выполнения проектной деятельности) и среднее (владение навыками) образование и является метапредметным результатом. Все это позволяет мне в старшей школе создавать и реализовывать проекты в урочной и внеурочной деятельности школьников, развивать способности детей.

Сегодня в образовании многое меняется, но мне хотелось бы чтобы, говоря о новой парадигме и новых методах преподавания мы не забывали бы о главном, о том какой путь выберет ребенок в своей жизни и какую роль мы в этом играем каждый день. Хочется вспомнить фразу Конфуция, который сказал ее много лет назад. «Самое прекрасное зрелище на свете - это вид ребенка, уверенно шагающего по своей дороге, после того как вы показали ему путь».

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены