РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Применение проектной технологии при обучении английскому языку

В настоящее время очень важным для российской общеобразовательной школы представляется внедрение в современную школьную систему образования инновационных технологий, призванных сменить приоритеты целей обучения. На первый план выдвигается становление личности учащегося, раскрытие его индивидуальных способностей, развитие умственной и творческой активности в процессе усвоения знаний. Огромную популярность в последнее время приобретает технология проектов.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить и работать творчески.

Целью обучения иностранным языкам является не система языка, а иноязычная речевая деятельность, причем не сама по себе, а как средство межкультурного взаимодействия.

Проектная технология позволяет творчески применить языковой материал, превратить занятия иностранного языка в дискуссию, исследование.

Применительно к уроку иностранного языка, проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Проектная технология характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении.

Основными целями проектной технологии являются:

  1. самовыражение и самосовершенствование учащихся, повышение мотивации обучения, формирование познавательного интереса;
  2. реализация на практике приобретённых умений и навыков, развитие речи, умение грамотно и аргументировано преподнести исследуемый материал, вести дискуссионную полемику;
  3. продемонстрировать уровень культуры, образованности, социальной зрелости.

Виды проектов могут быть различны и разнообразны:

  1. ролевые игры, драматизации, инсценировки (сказки, телешоу, праздники, музыкальные представления и т.д.)
  2. исследовательские (страноведение, обобщение научных знаний, исторические, экологические и т.д.)
  3. творческие (сочинения, перевод, сценарии, стенгазеты и т.д.)
  4. мультимедийные презентации.

Какими источниками информации обычно пользуются при подготовке проекта?

а) Книги;
б) Периодическая печать;
в) Интернет;
г) Учитель;
д) Другие

Проектная технология помогает развивать языковые и интеллектуальные способности, устойчивый интерес к изучению языка, потребность в самообразовании. В конечном итоге предполагается достижение коммуникативной компетенции, т. е., определенного уровня языковых, страноведческих, социокультурных знаний, коммуникативных умений и речевых навыков, позволяющих осуществлять иноязычное общение.

Реализация проектной технологии на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности. Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого познавательного процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся.

Анализируя применение проектной технологии в современной школе, я считаю, что это один из самых мощных стимулов мотивации изучения иностранных языков, самый творческий вид деятельности, так как в работу над проектом вовлечены все учащиеся, независимо от способностей и уровня языковой подготовки. Они применяют на практике приобретённые знания и сформированные речевые навыки и умения, творчески переосмысливая и приумножая. Кроме того, проблемность и разнообразие форм и видов данной технологии предполагает наличие межпредметных связей, что позволяет дать ученику яркое представление о мире, в котором он живёт, о взаимосвязи явлений и предметов, о взаимопомощи, о многообразии материальной и художественной культуры. Основной акцент делается на развитие образного мышления, на понимание причинно-следственных связей и логики событий, на самореализацию и самовыражение не только учеников, но и учителя.

Проектная методика требует от учителя тщательной подготовки, профессионального мастерства, эрудиции. Одно из главных условий эффективности учебной деятельности – атмосфера доброжелательности, взаимопонимания, доверия, творчества, поощрения познавательной активности школьников.

Полномасштабный проект включает несколько шагов-этапов работы. Выделим эти этапы и рассмотрим значимость учителя на каждом этапе:

  • 1 этап – подготовительный,
  • 2 этап – планирование в классе,
  • 3 этап – принятие решения,
  • 4 этап – выполнение проекта,
  • 5 этап – защита, презентация проекта,
  • 6 этап – оценка результатов.

В курсе английского языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Биболетова, автор линейки учебников ENJOY ENGLISH, уделяет большое внимание мини-проектной деятельности как одному из видов обучающих технологий, начиная с первого года обучения.

Все это убедило меня в необходимости попробовать данную технологию на своих уроках.

Хочу поделиться своим небольшим опытом работы над проектом.

Например, я использовала проектный метод в 5 классе по окончании изучения темы, «Достопримечательности» и т.д. Целью работы ставилось создание ситуации общения, максимально приближенной к не учебной, неформальной коммуникации.

В процессе работы решились задачи по развитию умений: использования изученной лексики по теме в ситуации реального общения, поиска нужной информации, изложения и объяснения своей позиции, выражения своего отношения к услышанному.

На первом этапе – подготовительном – школьники при участии учителя определили тему: «Памятники в нашем городе», выбрали рабочие группы, обсудили содержание и характер проекта. Было создано три группы и определены виды работы.

Следующий этап работы – планирование – заключался в распределении ролей в команде и постановке задач. Было решено оформить буклеты, подготовить устную презентацию о памятниках.

На этапе принятия решения проводился сбор и уточнение необходимой информации (информационные тексты для чтения по теме, иллюстрации, словарные статьи), синтез и анализ идей, выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности.

На этапе выполнения оформлялась проектная работа с использованием подготовленных материалов, картинок.

Пятый этап – защита или презентация проекта. Польза для учащегося этого этапа очевидна. Он (или она) работает над интересной темой, используя уже выученное и дополнительно изучая еще и то, что необходимо в связи с поставленной задачей. На уроке задействованы все виды деятельности: говорение, чтение, аудирование и письмо.

Каждая группа сама решала, как приготовить презентацию, назначая докладчиков и распределяя роли.

Каждая группа по собственному желанию выбрала себе раздел справочника, который будет создаваться в результате работы над проектом.

Равнодушных не оказалось, так как учащиеся видели практическую направленность своей работы и возможность реального применения английского языка. Задействовано было все: книги, газеты, Интернет, буклеты о Тамбове, фотографии, собственные рисунки. Цель данного речевого акта состояла в том, чтобы познакомить приезжих гостей с памятниками, сделать так, чтобы город им понравился. Для достижения поставленной цели ставились задачи: обучение учащихся самостоятельному поиску информации и развитие умений выразить нужную мысль при описании особенностей реалий родного края.

Выполненный проект представил отражение в учебно-речевой деятельности ситуаций действительности, в которых учащиеся реально могут оказаться. Такой разговор может возникнуть в условиях встречи с иностранцами. Это помогло ученикам быстро и естественно войти в роль, сделало их более свободными, помогло обрести уверенность в себе.
После того, как каждая группа представила свои памятники и ответила на вопросы участников других групп, мы организовали общее обсуждение. Я, выступая в качестве равноправного участника проекта, по ходу дискуссии обращалась к любому ученику (в первую очередь к слабым, которые, порой, уклонялись от обсуждения) с вопросами или предложением высказать свое мнение и привести аргументы. Интерес проявлялся только к содержанию. Учащиеся анализировали проект, комментировали и, войдя в роль, внесли предложение создать путеводитель – справочник для туристов. Это был последний этап работы над проектом.

Тема «Путешествие» и «Город» обладают большими возможностями, выступая как предмет речи, и в то же время они могут характеризовать и особую сферу общения. Учащиеся могут рассказывать, расспрашивать или слушать рассказ своих одноклассников

Никто не утверждает, что проектная работа поможет решению всех проблем в обучении иностранному языку, но это эффективное средство от однообразия, скуки, оно способствует развитию учащегося, осознанию себя как члена группы, расширению языковых знаний.

Проектная работа – это один из способов подготовки учащихся к реальному общению с носителями языка. Работа над проектом развивает познавательные и творческие способности учащихся, поддерживает мотивы учебной деятельности, формирует потребности общения.

Список литературы

  1. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006.
  2. Карпенко К.А., Королева Е.Л., Недялкова Г.М., Соколова И.И. Опыт организации учебно-исследовательской деятельности//Журнал «Исследовательская работа школьников». №1, 2002г.С.130-134
  3. Кропанева Г.А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как технология развивающего образования (из опыта работы Вятской гуманитарной гимназии г.Кирова)// Труды Научно-методического семинара «Наука в школе» -М.: НТА «АПФН», 2003. т.1,С.124-135
  4. Леонтович А.В. Каждый человек – исследователь//Алхимия проекта: Метод разработки мини-тренингов для слушателей и преподавателей программы Intel «Обучение для будущего»/Под ред. Ястребцевой ЕН. И Быховского Я.С. – 2-е изд., доп. – М., 2005
  5. Леонтович А.В. К проблеме исследований в науке и в образовании.// Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. с.33-37
  6. Леонтович А.В. Разговор об исследоватлеьской деятельности: Публицистические статьи и заметки/Под ред. А.С. Обухова. М.: Журнал «Исследовательская работа школьников», 2006г.
Читайте также:

Блохина Светлана Владимировна 23.09.2020 297 0 Фото: pixabay.com / nipunharitash
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2020 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте (презентации, конспекты, статьи и пр.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.

Администрация сайта готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.