РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Развитие навыков проектной деятельности студентов техникума на учебных дисциплинах профессионального цикла

Метод проектов возник еще в начале 20 века. Основная его идея предполагала обучение, сообразное личному интересу студента в том или ином предметном знании. Главный тезис современного понимания метода проектов звучит так: «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить».

Благодаря применению данной технологии развивается сотрудничество, партнерство преподавателя и студента, их совместный поиск новых комплексных знаний. Посредством проектной деятельности педагог стремится найти разумный баланс между академическими знаниями и практическими умениями.

Использование технологии проектного обучения ориентирует современных студентов не только на простое усвоение знаний, но и на способы усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательной активности и творческого потенциала каждого обучаемого. Все это способствует развитию умения адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни современного человека.

Кратко суть проектного подхода можно выразить в том, что студент занимается деятельностью, направленной на решение реальной практической задачи или проблемы.

В рамках системы среднего профессионального образования технология проектного обучения приобретает особую значимость по следующим причинам.

  1. Студенты 1-2 курсов в психологическом плане относятся к юношескому возрасту, который представляет собой так называемый «третий мир», существующий между детством и взрослостью. Такая промежуточность общественного положения и статуса юношества способствует активизации мыслительной деятельности студентов и повышению степени их самостоятельности.
  2. На данной ступени обучения на основе рефлексии у студентов активно развивается свое собственное самосознание, образ «Я», соотношение реального и идеального «Я».
  3. Перед студентами стоит задача социального и личностного самоопределения, которая предполагает четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире, с чем связана необходимость развития самосознания, выработка мировоззрения и жизненной позиции.

Итак, развивая навыки проектной деятельности студентов, мы ставим главной целью формирование у них через практико-ориентированное обучение следующих общих компетенций:

  • Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
  • Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
  • Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
  • Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
  • Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
  • Развивать культуру межличностного общения, взаимодействия между людьми, устанавливать психологические контакты с учетом межкультурных и этнических различий.

В практике техникума могут использоваться различные по содержанию виды проектов.

  • Ролевые проекты, где участники принимают на себя определенные роли, имитируют социальные или деловые отношения.
  • Исследовательские проекты, в которых обязательна постановка проблемы, формулирование гипотезы и разработка исследовательских действий.
  • Прикладные проекты, которые отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников: документ, проект закона, словарь и др. Должна быть возможность их внедрения в практику.
  • Интернет-проекты, в которых работа студента организована на основе компьютерной телекоммуникации.
  • Информационные проекты, направленные на работу с информацией о каком-либо объекте, явлении: ознакомление участников проекта с конкретной информацией и ее обработка уже для широкой аудитории – анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы.

По форме проекты могут быть:

  • индивидуальными;
  • групповыми;
  • коллективными.

Студентами 1 курса нашего техникума выполняются индивидуальные информационные проекты в рамках учебной дисциплины «Общий курс железных дорог».

Проектная деятельность студентов организована в данном случае по следующему алгоритму.

В начале учебного года, в сентябре, каждым студентом выбирается тема проекта из списка, составленного преподавателем. Она может быть сформулирована как в рамках тематического плана по Общему курсы железных дорог, так и несколько выходить за него. Также преподаватель может сам предложить студентам на обсуждение проблемы железнодорожного транспорта, после чего возможно вместе сформулировать тему для проекта.

В октябре студентом совместно с преподавателем определяются: цели, задачи, структура работы, источники информации и литературы, способы сбора и анализа информации, поиск и изучение информации для проекта. Само исследование и написание работы происходит в ноябре и декабре в первом полугодии учебного процесса. Преподавателем проводятся консультации согласно графика, а также посредством электронной почты.

В помощь обучающимся на сайте техникума размещены Методические рекомендации к данному виду работы, где нашли отражения правила оформления проектной работы, презентации и защиты работы. Также необходимая информация размещена на странице преподавателя «Вконтакте».

В начале учебного года, в январе, студенты сдают преподавателю готовые письменные проекты. На первом этапе проверки работы оцениваются в соответствии с критериями степени самостоятельности и глубины исследования, уровня творчества, оригинальности подходов, решений, стиля и грамотности изложения, соблюдения требований к оформлению проекта и пр.

Следует отметить, что данная методика обучения предполагает, что итоговый результат проектной деятельности студентов, который выносится на защиту, может быть представлен в самых разнообразных формах: сценарий, бизнес-план, мини-учебник, пособие, памятки и рекомендации, рекламный буклет, сайты, презентации и др. В рамках учебной дисциплины Общий курс железных дорог защита индивидуального проекта происходит в виде групповой конференции с презентациями и докладами по каждой из тем. Т.е. весь отработанный, оформленный материал студенту необходимо представить одногруппникам и преподавателю, защитить свой проект, ответить на вопросы в пределах темы. Этот этап является вторым этапом и проходит он в феврале месяце, оценивания проектной работы. Итоговая оценка за индивидуальный проект складывается на основе оценок, полученных студентом на первом и втором этапах оценивания. Результаты объявляются на заключительной части конференции и заносятся в ведомость.

В заключение следует сказать, что данный вид учебной деятельности позволяет студенту раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои знания, исследовательские способности, самостоятельность, активность, креативность, умение стратегически планировать свою деятельность и добиваться ожидаемых результатов.

Развитие навыков проектной деятельности у студентов позволяет сформировать у студента установку на то, что он должен учиться сам, а преподаватель – осуществлять мотивационное управление его обучением, т.е. мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать.

Проектная деятельность интересна тем, что её можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую деятельность студентов и преподавателей, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Проектирование помогает нам в осознании роли знаний в жизни и обучении, оно направлено на наше психофизическое, нравственное и интеллектуальное развитие, активизацию способностей, создаёт условия для самоопределения, творческой самореализации и непрерывного образования.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Лучшие статьи

Статей за текущий месяц нет.
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены