РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Развитие исследовательских навыков у младших школьников

Формирование исследовательских умений у младших школьников является необходимым условием в контексте ФГОС начального общего образования.

Младший школьный возраст имеет внутренние предпосылки для развития исследовательского отношения к миру, как культурологического понятия. Поэтому целесообразно вовлекать учащихся в деятельность, которая характеризуется мотивированностью, пониманием личностного смысла, предметной направленностью, занимательностью и освоению историко-обществоведческих знаний .

Исследовательская ситуация создает субъектную позицию ученика начальной школы, стимулирует к развитию познавательного интереса и положительной мотивации к познанию историко-обществоведческих знаний.

Самостоятельные исследования, проводимые детьми, помогают совершить им собственные маленькие открытия на пути постижения патриотизма, стойкости и мужества, единства и сплоченности, трудолюбия и самоотверженности, любви к Родине, благодаря которым сумело выстоять и одержать Победу старшее поколение. Младший школьник привлекается к исследованию материала школьного архива, семейных архивов, предметов реликвии, семейных традиций, вступая в диалог поколений.

Данный подход расширяет возможности учителя начальной школы в формировании исследовательских умений при изучении историко-обществоведческого материала, стимулирует ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии, способствуя воспитанию ценностного отношения и развивая личностную культуру ребенка.

Бесконечно много таких моментов в жизни человека, когда неожиданно меняется привычная жизненная ситуация. В том случае, когда ситуация становится нестандартной, автоматизированное реагирование не срабатывает и включается иной механизм — механизм поисковой активности. Включение механизма поисковой активности порождает исследовательское поведение. Само исследовательское поведение может быть конструктивным, выверенным логически. То есть построенном на анализе собственных действий, синтезе получаемых результатов, оценке — логическом прогнозе. Такое поведение приобретает  характер исследовательской деятельности.

Развивать исследовательские способности начинаем с первого класса послебукварного периода. Учащиеся каждой возрастной группы овладевают определёнными методами исследования по степени повышения сложности, учитывая возрастные особенности. В каждом новом учебном году закрепляются полученные навыки предыдущего года, и дети знакомятся с новыми методами исследования.

Коллектив 3-го класса в этом учебном году работал по изучению истории родного края. Мы встречались с интересными людьми, с ветеранами тыла и труда родного хутора. С прошлого года ведем поисковую краеведческую работу и написали доклад на тему: «Улица Октябрьская».

Цель – изучение возникновения данной улицы и его развитие в наше время.

Задачи:

  • Изучать историю возникновения данной улицы.
  • Роль улицы в жизни хутора.
  • Вести исследовательскую работу о людях, проживающих на улице Октябрьской.

Актуальность: Изучение данной темы является информационной базой возникновения улицы Октябрьской.

Объект изучения: Улица Октябрьская.

Теоретическое изучение: Изучение материала по данной улице.

Практическое изучение: Сбор информации по данной улице.

Исследовательское поведение особенно ценно тем, что это создает надежный фундамент для постоянного преобразования процессов обучения и развития – самообучение, саморазвитие.

Собственную исследовательскую деятельность ребенка следует рассматривать, как одно из основных направлений развития творческих способностей. Путей развития творческих способностей ребенка существует много, но собственная исследовательская практика – один из самых эффективных. Умение и навыков исследования, самостоятельного, творческого постижения истины, полученные в детских играх, легко прививается и переносится в дальнейшем во все виды деятельности. С целью привить детям навыки и умения исследовательского поведения, мы использовали исследовательские методы в своей работе. Прежде чем начать работу, настроили родителей на совместную работу с детьми, оказание посильной помощи и моральной поддержки.

В первом классе провели родительское собрание на тему: «Как научить ребенка приобретать знания?». Главной задачей было помочь в детских исследованиях, сделать их полезными и безопасными для самого ребенка и его окружения. Помощь требуется на всех этапах работы: при выборе предмета исследования, при поиске методов его изучения, при сборе и обобщении материала, при доведении дела до завершения. Эта деятельность разворачивалась в нашем классе вне уроков как внеклассная работа по краеведению, также и во внеурочные занятия.

В нашей школе регулярно проводятся круглые столы, классные родительские собрания, конференции по темам : " Мой родной хутор", "Моя улица-самая , самая...", "Мой хутор во время ВОВ". Наши дети участвуют с 1 класса.

Все исследовательские работы и проекты детей выполнялись по схеме:

  • Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования);
  • Выбор темы исследования;
  • Разработка гипотезы;
  • Сбор и обработка информации;
  • Анализ и обобщение полеченных материалов;
  • Подготовка отчета (сообщение по результатам исследования);
  • Доклад (защитить его публично, ответить на вопросы).

Самыми сложными в работе с младшими школьниками является теоретические темы. Теоретические исследования проводятся на основе изучения текстовых и иллюстрационных источников. Ребенок собирает в итоге такого исследования большую информацию, ее надо не только понять, но и проанализировать, сопоставить, обобщить.

Так в 3 классе мы написали доклад на тему: «Улица Октябрьская». Сначала ребята узнали почему улица получила именно такое название. Ребята с интересом слушали рассказы своих односельчан Лукшиной Н.И., Бакшеевой Л.Н., Ена Н.А., Чернышовой Д.В., и других.

В классе я ребят разделила на группы: Валера, Саша и Глеб собирали информацию о воспоминаниях Катя, Наташа, Лиза и Алина собирали материал о возникновении названия улицы. Игорь и Эвелина работали по докладу «Улица Октябрьская». Сначала они выступили в школе на круглом столе, затем в районе на конференции.

На основании проведенного исследования мы пришли к заключению, что для того, чтобы процессы развития и саморазвития личности младшего школьника шли интенсивно, нам необходимо стимулировать исследовательскую активность поддерживать в ребенке жажду новых впечатлений, любознательность, стремление экспериментировать.

Исследовательский путь познания помогает школьнику увидеть гармонические связи между явлениями и фактами, картину природы как связного целого, это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности.

Ребенка необходимо учить специальным знаниям, умением и навыкам исследовательской деятельности.

Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться – важная задача современной начальной школы.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и благодарность каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2018 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.

Яндекс.Метрика