РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Вопросы инклюзивного образования в условиях организации профессиональной подготовки

В настоящее время проблемы специального профессионального образования лиц с умственной отсталостью являются одним из наиболее актуальных направлений специальной педагогики. По официальной статистике Министерства просвещения РФ, количество обучающихся с ОВЗ с каждым годом увеличивается на 5%.

В настоящее время в России получают специальное профессиональное образование около 200 000 лиц с особыми возможностями здоровья. Закон “Об образовании в РФ” регламентирует содержательные и нормативно-правовые аспекты обучения лиц с ОВЗ на всех этапах обучения, в том числе на этапе специального профессионального образования. Несмотря на это, большая часть детей-инвалидов по окончанию школы не имеет возможности продолжить обучение в соответствующих профессиональных учебных заведениях. Это связано с массовым закрытием коррекционных профессиональных учреждений, упразднением коррекционных групп при учебных заведениях, сокращением мест в таких группах и, наконец, в невозможности соблюдения условий, необходимых для обучения лиц с ОВЗ.

Инклюзивное образование помогает решить множество проблем в специальном профессиональном образовании лиц с ОВЗ, поскольку такой способ организации максимально эффективен как для самих обучающихся с особыми возможностями здоровья, так и для образовательных организаций, для которых данный контингент обучающихся является дополнительным образовательным ресурсом. В настоящее время наблюдается острая необходимость привлечения к образовательному процессу студентов с ОВЗ, поскольку это задействует качественно новые методы и формы обучения, активизирует приток специалистов, осуществляющих работу с этой целевой группой, что в итоге благоприятно сказывается на экономическом развитии образовательного учреждения.

Исходя из вышеперечисленного, не остается сомнений в том, что проблема инклюзивного образования хоть и широко разрабатывается в современной педагогике, однако все еще имеет “слепые пятна”, к коим и относится специальное профессиональное образование.

Лица с интеллектуальными нарушениями составляют немалую часть среди общего числа инвалидов в РФ, большинство из них обучаются в специальных (коррекционных) дошкольных и общеобразовательных учреждениях, однако по окончанию школы лишь малое количество из них продолжает обучение и получает специальное профессиональное образование. Это связано с рядом проблем, таких как:

  • Особенности интеллектуального развития, препятствующие освоению ряда профессий, требующих тяжелого умственного труда;
  • Недостаточная профориентационная работа, проводимая в старших классах школы;
  • Отсутствие прямой преемственности между общеобразовательными учреждениями и учебными организациями, реализующими специальное профессиональное образование;
  • Недостаточная заинтересованность родителей или их официальных представителей в содействии и помощи своим детям при поиске специального профессионального учебного заведения

И если в случае с особенностями интеллектуального развития, ни специалист, ни родитель действительно не может помочь ребенку овладеть такой профессией, как, скажем, инженер или проектировщик, то остальные проблемы в большинстве случаев можно успешно решить при помощи правильно организованного инклюзивного образования.

Инклюзивное образование в системе специального профессионального образования нуждается в совместной работе специалистов школы и колледжа. Мы рассмотрим данное положение на примере ГБПОУ Образовательного Комплекса “Юго-Запад”, где на протяжении нескольких осуществляется профессиональная подготовка лиц с интеллектуальными нарушениями по нескольким направлениям.

Как известно, создание инклюзивной среды нуждается в интегрированных усилиях всех участников образовательного процесса, в данном случае речь идет о совместной работе учителя-психолога и учителя-дефектолога школы, а также специалистов, осуществляющих профессиональную подготовку. Помимо этого, инклюзия заключается в подключении дополнительных ресурсов, которыми не располагает определенное структурное подразделение образовательного комплекса, таких как рабочие площадки, студии, специалисты профессиональной подготовки, базы практики, принимающие студентов и многое другое.

Согласно нашим наблюдениям, успешность реализации инклюзии в системе специального профессионального образования можно обеспечить при помощи соблюдения следующих условий:

  • Организация доступной среды, соблюдающей все особые образовательные потребности лиц с интеллектуальными нарушениями, куда входит должное техническое оснащение помещений, в которых происходит теоретическое и практическое обучение, учет специалистами, работающими с данной категорией студентов, их возможностей и способностей, успешное сотрудничество с родителями или их официальными представителями по вопросам образования и интеграции в инклюзивное пространство, а также коммуникация студентов с участниками образовательного процесса и между собой;
  • Грамотно организованная система комплектации учебных групп, которая учитывает желания, возможности и способности лиц с интеллектуальными нарушениями, предупреждение сегрегации и возникновения преград в обучении каждого студента;
  • Удобное расположение всех территориальных единиц, что определенно является важным в таком большом городе, как Москва, поскольку в подростковом возрасте, получая специальное профессиональное образование, наши студенты вынуждены самостоятельно передвигаться по городу, запоминать маршруты и ориентироваться на улицах;
  • Должный уровень профессиональной подготовки специалистов, осуществляющих работу со студентами с интеллектуальными нарушениями, умеющими находить индивидуальный подход к каждому ученику, изменять задания и грамотно преподносить материал с целью более эффективного его усвоения, обладающими навыками рефлексии, имеющими познания в области специальной психологии и педагогики;
  • Особая организация инклюзивной культуры, подразумевающая под собой взаимопонимание между участниками образовательного процесса, привлечение всех без исключения студентов в инклюзивный процесс, в том числе администрацию образовательной организации;

Организация инклюзивной среды в образовательном учреждении включает в себя широкое использование множества ресурсов с целью максимально эффективной социализации обучающихся на всех этапах обучения.

Инклюзивное образовательное учреждение — это особая организация, реализующая не только образовательное, но и воспитательное направление обучения, которое положительно влияет на обучающегося совокупностью педагогических средств. Такое “пространство” включает в себя множество показателей, таких как:

  • Благоприятная гуманная обстановка и атмосфера взаимодействия участников образовательного процесса;
  • Широкая вариативность средств общения (вербальные и невербальные формы, обеспечивающие учет всех особых образовательных потребностей);
  • Особый, щадящий режим обучения;
  • Учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося;
  • Уважительное отношение ко всем участникам образовательного процесса;
  • Целенаправленная коррекционно-развивающая деятельность;
  • Создание условий для разностороннего развития личности: развитие интеллекта, поведенческой сферы, нравственно-духовного развития, творческой деятельности;
  • Обеспечение должного уровня профессиональной подготовки педагогов, проведение курсов повышения квалификации, мониторингов, инновационных технологий;
  • Широкая связь и непосредственное взаимодействие, интеграция с внешней средой с целью социализации и социальной интеграции обучающихся;

На базе ГБПОУ ОК “Юго-Запад” инклюзивное образование лиц с интеллектуальными нарушениями успешно реализуется уже несколько лет. Наблюдается преемственность дошкольного и школьного образовательного учреждений, осуществляется профессиональная подготовка студентов, по итогам которой они получают свидетельства с присваиваемым разрядом.

В рамках профессионального обучения, обучающиеся активно взаимодействуют со студентами других структурных подразделений, проходят практику на различных площадках, сотрудничают со студентами с нормативным развитием. Образовательная организация, объединяющая в себе дошкольные и школьные, а также профессиональные образовательные учреждения дает возможность обеспечить инклюзивное пространство с учетом всех его требований. Преимущества заключаются в первую очередь в наличии материально-технической базы обучения и социализации, помимо этого имеется возможность использования педагогического потенциала.

Учитывая современные проблемы обучения лиц с интеллектуальными нарушениями, обеспечение их возможностью получить профессиональную подготовку, используя материально-техническую базу колледжей, входящих в образовательный комплекс, является наиболее значимым. Это связано с тем, что профессиональная подготовка обучающихся в будущем позволяет им более успешно интегрироваться в общество, найти свое место в жизни и стать полноценной частью социума.

Читайте также:

Оськина Екатерина Александровна 29.01.2021 191 0 Фото: Engin_Akyurt / pixabay.com
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2021 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте (презентации, конспекты, статьи и пр.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.

Администрация сайта готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.