РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Взаимодействие социальных институтов по нравственному воспитанию подростков группы риска

Либерально-демократические реформы и социальные эксперименты произошедшие за в России обусловили повышающее значение проблемы формирования нравственных отношений у подростков, составляющих будущее человечества. Свойственное для человеческой нации быстрое затруднение средств, целей и условий деятельности делает обязательным наращивание усилий людей по формированию смыслов жизни и новых ценностей. Поэтому вопрос нравственного воспитания детей, сейчас является одной из главных проблем стоящих перед обществом, системой образования, государством и родителями. Вместе с этим, особое значение приобретает взаимодействие всех социальных институтов по проблеме нравственного воспитания подростков группы риска.

В педагогическом смысле взаимодействие составляет сущностную характеристику образовательного процесса, его содержание и способы определяются задачами воспитания и обучения. Оно, в отличие от любого другого взаимодействия, представляет собой преднамеренный контакт (длительный или временный) между педагогами и учащимися, самими педагогами, самими учащимися, педагогами и родителями и т. д., следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях [2].

Взаимодействие в нашем понимании является одним из воплощений связей, отношений между социальными институтами, когда дополняя друг друга, они вместе решают задачи нравственного воспитания.

Нравственное воспитание - это влияние школы, семьи, общественности, имеющей целью формирование нравственных качеств, чувств, потребностей, норм и принципов морали, навыков поведения на основе усвоения идеалов.

Согласно определению, содержащемуся в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», дети группы риска - это дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи (ст. 1)[5].

Самый надежный путь изменения досуга и свободного времени подростков группы риска заключается в том, чтобы направить их активность в иное социально-полезное дело. В решении данных задач важное место занимает семья подростка. Семейная атмосфера рассматривается как объект воспитательно-профилактической работы. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяет жизненный путь подростка. Семья обеспечивает связь личности с социальными, экономическими и демографическими процессами в обществе. Вообще, влияние семьи на подростка «группы риска» во многих случаях сильнее влияния школы. Важно привлекать родителей к проведению воспитательных мероприятий, к работе кружков, клубов. Как известно, у подростков «группы риска» нарушена сфера общения. Они не умеют красиво общаться, порой не знают, куда себя деть.

Школа, как институт социализации, выполняет следующие задачи:

  • освоение подростком нормативного поведения;
  • построение своей собственной позиции, своего отношения к усваиваемым нормам;
  • формирование мировоззрения [4,С.254].

Исходя из точки зрения А. В. Бабаян, процесс нравственного воспитания только тогда эффективен, когда педагог имеет обратную информацию о действенности воспитательных влияний и учитывает эту информацию на каждом новом этапе своей педагогической деятельности. Такую информацию педагог получает только из жизни, из повседневного изучения практики отношений и деятельности в среде воспитуемых. Научно обоснованное отношение к процессу нравственного воспитания состоит в умении видеть, подчеркивать и эффективно использовать нравственный аспект любого вида детской деятельности, любого жизненного отношения. В этом случае педагог получает реальную возможность эффективного управления нравственным воспитанием, делает его органической частью целостного процесса воспитания детей[1,С.74].

 Результаты исследования показали, что в процессе взаимодействия с подростками группы риска широко используются различные технологии, методы и методики, служащие целям удовлетворения потребностей подростка, его реабилитации, адаптации и восстановления социального статуса. Например, привлечение к занятиям в секциях и кружках, к участию во внеклассных, общешкольных, районных, городских мероприятиях с учетом интереса подростка; активное включение в различные виды практической деятельности: выполнение поручений, участие в классных мероприятиях, шефская помощь; проведение профилактических бесед с подростком различной тематики; проведение индивидуальных и групповых занятий по формированию позитивной жизненной перспективы, снижению высокого уровня агрессивности и др.

Успешному формированию нравственных качеств способствует личный пример педагога и родителей; полное раскрытие и понимание содержания нравственности, значимости в обществе самой личности; использование различных форм, методов и видов нравственного воспитания; тесное взаимодействие социальных институтов. Таким образом, нравственное воспитание подростков эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни учащихся: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, при тесном взаимодействии социальных институтов: школы, семь, ближайшего окружения, профилактических учреждений. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

Список используемой литературы

  1. Бабаян, А. В., Сикорский, И. А. О нравственном воспитании / А.В.Бабаян // Педагогика. - 2004.-№10.-С.66-74.
  2. Коморова, И.В. Интерактивное образовательное взаимодействие подростков в процессе обучения / И.В.Коморова //Вестник. – 2012. - № 2 – С.91
  3. Мудрик, А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. – М . : Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.
  4. Педагогический энциклопедический словарь, словарь / Гл. ред. П24Б. м. Бим-Бад; Редкол.: М. М. Безруких, В. Л. Болотов, л.С. Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с.
  5. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ"Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". [Электронный ресурс]
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены