РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Формирование коммуникативных умений на уроках физической культуры с неслышащими школьниками

Известно, что поражение функции слухового анализатора приводит к целому ряду вторичных отклонений и прежде всего к задержке в речевом развитии. Речь выступает как средство взаимосвязи людей с окружающим миром.

Нарушение такой связи приводит к уменьшению объема получаемой информации, что сказывается на развитии всех познавательных процессов, и тем самым влияет в первую очередь на процесс овладения всеми видами двигательных навыков.

Неслышащим школьникам свойственны разнообразные нарушения в двигательной сфере, к наиболее характерным относятся:

  • недостаточно точная координация и неуверенность в движениях, что особенно заметно при овладении навыком ходьбы у малышей, и проявляется в более старшем возрасте в виде шаркающей походки;
  • относительная замедленность овладения двигательными навыками, трудность сохранения статистического и динамического равновесия;
  • относительно низкий уровень развития ориентировки в пространстве;
  • замедленная скорость выполнения отдельных движений, всего темпа деятельности в целом по сравнению со слышащими;
  • утрата слуха отражается и на уровне развития физических качеств, в частности, по уровню развития силы.

Анализ литературы свидетельствует, что состояние двигательной сферы детей с нарушением слуха зависит от ряда причин. При этом в разных случаях любая из них может играть важную роль. Вместе с тем можно утверждать, что особенности развития двигательной сферы у неслышащих детей обусловлены тремя основными факторами: отсутствием слуха, изменением некоторых функциональных систем и недостаточным развитием речи.

Данные свидетельствуют о следующем:

  • показатели физического развития глухих 15-летних юношей уступают показателям физического развития слышащих сверстников по всем основным соматометрическим признакам;
  • уровень их двигательной подготовленности также ниже уровня физической подготовленности 15-летних слышащих сверстников;
  • физическое развитие глухих 17-летних юношей практически идентично уровню физического развития слышащих юношей, но показатели уровня двигательной подготовленности 17-летних глухих гораздо ниже уровня двигательной подготовленности 17-летних слышащих юношей;
  • вместе с тем уровень физической подготовленности 15-и 17-летних глухих юношей практически остается неизменным;

В своей работе на начальном этапе обучения упражнениям предпочтение отдаю наглядным и словесным методам.

Без предварительного создания у учащихся образного представления об изучаемом упражнении формирование правильных двигательных навыков заторможено уже в самом начале. Поэтому для создания образа и формирования мысленной модели изучаемого упражнения применяю: его показ, объяснение (в данном случае использую все виды речи, жестовую, дактильную, устную и письменную), предварительную коррекцию ошибок на основе графической записи упражнения.

В последнее время широкое распространение получило положение о том, что обучение движениям может идти успешно только в том случае, если при объяснении физических упражнений будут одновременно использоваться методы слова и показа. Для учащихся, у которых этот процесс затруднен в результате нарушений одного из анализаторов (слуха), при обучении любым упражнениям наиболее целесообразным является поочередное применение методов показа и объяснения. Это положение находит подтверждение в исследованиях А.П. Гозовой (1989).

Однако на начальном этапе обучения глухих юношей и девушек физическим упражнениям несколько большее значение, на мой взгляд, необходимо уделять методам, предусматривающим наглядное восприятие учебного задания (показ упражнения и его графической записи).

После показа упражнения и демонстрации его графического изображения (рисунка, фото) необходимо дать название упражнения, его основных элементов (термины). Ученикам предлагаю несколько раз повторить их вместе с педагогом (проговаривание вслух). Такого рода обучение позволяет активизировать деятельность сигнальных систем, акцентировать внимание занимающихся на восприятии технической основы упражнения, закрепить ассоциативную связь между зрительным образом упражнения и обозначающим его термином, выполнить все упражнения в строго установленной последовательности на основе речевого обеспечения (использование дактильной и устной речи) и показа.

Анализ специальной литературы позволяет говорить о необходимости речевого "обеспечения" уроков физической культуры. Обучение физическим упражнениям неслышащих детей с использованием словесной речи имеет большое положительное значение. Слово способно повышать интеллектуальную и двигательную активность ученика, а также способствовать более быстрому и прочному освоению физических упражнений.

Рассматривая роль речи в физическом воспитании глухих школьников, можно отметить, что глухим учащимся малоизвестны многие глаголы, обозначающие двигательные действия. В связи с этим юношам, занимающимся силовыми упражнениями, в процессе занятий предлагаю называть упражнения, позволяющие решить конкретные задачи урока. Кроме этого, речевой материал обеспечивает усвоение неслышащими учащимися названий учебного оборудования, тренажеров, инвентаря и технических средств обучения. Применение различных видов речи на уроках по силовой подготовке позволяет решать широкий круг задач.

Вместе с тем следует заметить, что чрезмерное употребление речи на занятиях физической культурой приводит к значительному снижению моторной плотности урока, что позволяет говорить о недостаточной двигательной нагрузке.

По мере освоения упражнений необходимость в применении жестовой и дактильной речи резко уменьшается. Задачи закрепления и совершенствования учебного материала необходимо решать преимущественно на основе использования устной речи.

Закрепление основных положений на уроках физической культуры стараюсь проводить в следующем порядке:название выполняемого упражнения, его выполнение учащимися и проговаривание названия упражнения, последующее выполнение упражнения с соответствующей коррекцией со стороны педагога.

В тематическом планировании наряду с определением целей и задач, и требований к учащимся, непосредственно касающихся учебного материала по физической подготовке, даю примерный речевой материал /слова и фразы/, необходимый для общения с учащимися в ходе занятий.

Включение речевого материала в содержание уроков физической культуры положительно влияет на общее и речевое развитие школьников, на накопление и осмысление словаря и в то же время содействует лучшему усвоению учебного материала, устанавливая связь между словом и двигательным действием.

Речевые инструкции стараюсь давать краткими, содержащими только необходимую информацию / термины, сведения по технике, страховке, помощи и т.д./ применительно к изучаемым упражнениям.

Речевой инструктаж является сопровождающим элементом в организации занятий, используется без ущерба для их моторной плотности и основных задач физического воспитания.

При организации и проведении всех видов упражнений и подвижных игр по возможности стараюсь находиться в поле зрения учащихся, чтобы они могли видеть сигналы и движения учителя, воспринимать речь.

Спортивный зал, в котором проходят занятия, желательно оборудовать звукоусиливающей аппаратурой, позволяющей учащимся по мере необходимости пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и благодарность каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2018 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.

Яндекс.Метрика