РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Приемы погружения в историческую эпоху

Нужна большая история,
чтобы получилось немного
литературы.
Генри Джеймс

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный 17 декабря 2010 года, носит беспрецедентный характер. Впервые этот стандарт рассматривают как «конституцию школьной жизни». Методологической основой ФГОС ООО является системно-деятельностный подход к обучению, ориентированный прежде всего на формирование информационно-коммуникативной культуры обучающихся, их познавательной активности и мотивированности к самостоятельной учебной работе.

Приоритетным становится формирование универсальных учебных действий для достижения метапредметных результатов.

Практика работы в школе показывает, что традиционные формы и методы обучения явно недостаточны для воспитания личности, востребованной современным обществом.

Обучение должно быть направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса, на расширение возможностей выстраивания учеником и учителем индивидуальной образовательной траектории. Поэтому широкое распространение находят новые приемы обучения. "Погружение в литературно-историческую эпоху" можно считать нетрадиционной формой, которая используется для повышения эффективности образовательного, воспитательного и развивающего потенциалов занятий

Погружение в историческую эпоху - воспроизведение событий, происходивших в прошлом, на основе некоторой модели и предпосылок.

Целью погружения в историческую эпоху на уроках литературы является осознание той ступени культурного и исторического мышления, на которой находилось общество, культура и, следовательно, художественная литература. Это важно для понимания образов литературных героев, их жизненных ценностей, объяснения их поступков.

Воссоздать историческую эпоху в рамках урока литературы довольно сложно. Но определенные элементы эпохи могут быть использованы:

  • вещественные атрибуты
  • соответствующее звуковое сопровождение (записи и живое исполнение )
  • костюмы, соответствующие эпохе
  • соответствующее речевое оформление и жесты.

Организации "погружения" могут предшествовать формы работы, постепенно формирующие у учащихся умение вести диалог культур. К таким формам можно отнести создание музея предметов эпохи.

Так, экспонатами музея 19 века могут стать бальный веер, шкатулки для украшений, перья и бумага для письма, копии рукописей и писем, портреты поэтов и их окружения. К вещественным атрибутам можно отнести некий самостоятельно созданный элемент, призванный привлечь внимание. В качестве такого элемента я использую билеты-приглашения.

Звуковое сопровождение.

Музыка весьма значительную роль играет в характеристике места и времени действия. В этом случае музыка является принадлежностью, атрибутом события, бытовой или исторической обстановки, ситуации, она позволяет создать определенный колорит той или иной эпохи. Основная сущность таких музыкальных номеров заключается в том, что все они являются составной, а иногда неотъемлемой частью того или иного события или ситуации. Так, для русских великосветских балов были характерны полонез, мазурка или вальс; для былин - сопровождение игрой на гуслях.

Здесь может быть использована запись так называемых "звуков эпохи" либо живое исполнение. Исполнение в живую, конечно, имеет большую ценность, но оно требует достаточного времени подготовки и далеко не всегда возможно.

При погружении в эпоху важно использовать соответствующие костюмы.

Роли актёров-представителей эпохи играют ученики. На уроке "гости из прошлого" приветствуют класс, общаются между собой, рассказывают какой-либо случай из их жизни. Они обсуждают актуальные проблемы изучаемой эпохи, принимают решение в соответствии с её исторической обстановкой, "своим" социальным статусом и жизненными ценностями. Герои также могут обратиться к классу за советом. Здесь важна тематика разговоров, жесты и особенно речь героев.

При воссоздании речевых конструкций приходится обращаться к историческим документам (например, переписка).

На уроке учащиеся читают тексты, разговаривают , употребляя характерные для конкретной исторической эпохи слова и конструкции. При этом проводится параллельная лингвистическая работа с классом.

Кафтан – русская старинная мужская долгополая одежда.

Омешики – сошник у плуга, подрезывает и вздымает пласт.

Присошечек – лопатка для отворота земли.

Гужики – кожаные петли в хомуте, которые с помощью дуги прикрепляют оглобли к упряжи

Дружинушка – войско князя.

Получка – дань.

Оболока – облака

Булатные ( омешики) – стальные

Соловая – вид лошади (со светлым хвостом и гривой)

Нарекать – называть

Растеть-матереть – расти

До пабедья – до полудня, до обеда

Крестьяновати – быть крестьянином, заниматься земледелием Похваливати – хвалить

Используя данные приемы удается частично воссоздать колорит эпохи, проникнуться настроениями литературных персонажей, созданных в определенный исторический момент.

Плюсы данного метода:

  • стимулированию речемыслительной деятельности обучающихся;
  • развитию речи, расширению словарного запаса;
  • повышению интереса к изучаемому материалу;
  • стимулированию развития воображения;
  • обеспечению создания эмоционально-нравственных ситуаций;
  • активизации познавательной деятельности обучающихся;
  • развитию творческого потенциала обучающихся;
  • эффективности усвоения материала.

После урока-погружения активизируется познавательный интерес учащихся, происходит лучшее понимание изучаемого материала.

Художественное произведение не может быть глубоко прочувствовано и понято без погружения в эпоху вообще и ближайшую историческую среду бытования писателя и его героев. То или иное творение должно изучаться с учётом тех исторических воззрений, которые свойственны данной эпохе, и не предписывать ему тех, которые либо устарели, либо ещё не возникли. Но важен не только исторический фон — мировой и общенациональный, необходим учёт той ступени исторического бытия и исторического мышления, на котором находится культура и, стало быть, художественная литература. С такой точки зрения недопустимо игнорировать исторические воззрения эпохи, меры историчности, достигнутой обществом и тем или иным писателем. Это тем более важно, что в совокупности художественные произведения составляют мировую или национальную литературу, которая, если изучать её последовательно, предстаёт в движущемся времени историей литературы.

Если мы будем излагать историю литературы той или иной эпохи, не зная экономической и политической истории этой эпохи, то наше изложение сведется в лучшем случае к водянистым эстетически-филологическим рассуждениям.
Франц Меринг

Читайте также:

Клочкова Елена Александровна 27.09.2018 301 0 Фото: pixabay.com
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и благодарность каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2018 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.

Яндекс.Метрика