РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Трудности при обучении учащихся письму и пути их преодоления на уроках английского языка

Анализ методической литературы по актуальной проблеме и посещение ряда уроков английского языка коллег показал, что методика обучения творческому письму недостаточно разработана и практически редко используется в школьной практике. Все это свидетельствует о том, что вопросы, связанные с обучением творческому письму, требуют тщательного изучения и апробации. Таким образом, цель данной работы - анализ теоретических основ обучения написанию сочинения на английском языке и разработка практических рекомендаций по обучению письменной речи.

Сегодня процесс обучения направлен в первую очередь на практическое владение иностранным языком. Поэтому обучение письму как средству общения имеет огромное значение для подготовки школьников. Практическая значимость письменной речи очень актуальна в свете современных средств коммуникации. Электронная почта, Интернет, видео -, веб-конференции и т. д. создают условия для общения.

Письменная речь как вид общения достаточно трудна, так как отсутствие интонации и непосредственно воспринимаемого невербального поведения надо последовательно и понятно восполнить использованием образных выражений, умелым подбором типов предложений, знаками препинания для передачи мыслей и эмоций. Для письменной формы общения характерны: специфический выбор речевых средств; большая, чем в устной речи структурная сложность; полнота и развернутость высказывания, поскольку отсутствует постоянная обратная связь с собеседником; иной способ, по сравнению с устной речью, оформления и планирования письменного сообщения.

Распространенные трудности, возникающие у учащихся в обучении письму на английском языке: трудность описывать различные факты, явления, события и впечатления; уметь выразить свое мнение по конкретному вопросу; делать учебные записи, составлять письменные опоры и планы для устных высказываний (докладов, рефератов) [2].

Выделяют следующие причины возникновения трудностей при овладении графикой:

  1. несовпадение алфавитов в родном и английском языках (кириллица - латиница);
  2. расхождение в формах написания букв, имеющихся в родном и английском языках;
  3. несоответствие в языках букв и звуков. Во многих случаях количество звуков слове меньше, чем количество букв/графем, например: black, schoolgirl;
  4. наличие в родном и английском языках одинаковых по начертанию букв, но передающих разные звуки (например, графемы с, р, у, х - в русском языке) [6].

Главная цель обучения иностранному языку в современных российских школах - это формирование коммуникативной компетенции Коммуникативная компетенция интегративна и включает в себя несколько компонентов, одним из которых являются коммуникативные умения в аудировании, чтении и письме.

Большое значение сегодня придается письму как аспекту речевой компетенции. Письмо способствует более прочному усвоению лексико-грамматического материала, совершенствованию техники чтения и устной речи.

При обучении письменной речи на иностранном языке выделяют три основных вида письменной речевой деятельности: контролируемое письмо; направляемое письмо; свободное письмо [1, с. 3].

Формирование навыков каллиграфии и орфографии происходит в основном на начальной и средней ступени обучения.

Достижение основной цели обучения - научить общаться на иностранном языке - происходит в старшей школе. Поэтому учителю очень тщательно следует подбирать упражнения для будущих выпускников.

Успешное обучение письму способствует совершенствованию навыков и умений письменной речи, конечным результатом, которого является выполнение письменной части ЕГЭ по иностранному языку, состоящее из написания сочинения и личного письма.

Формирование навыков письма на начальном этапе обучения заключается, в первую очередь, в усвоении букв - графических знаков (печатных, письменных, заглавных и строчных), умения правильно, четко и достаточно быстро писать вес графические элементы, что предполагает формирование у учащихся необходимых графических автоматизмов. Параллельно с графическим идет формирование орфографического навыка, навыка правописания слов, основой которого является владение звукобуквенными соответствиями в английском языке.

Г. В. Рогова отмечает, что все буквы английского алфавита могут быть поделены па две группы: буквы, схожие с буквами русского алфавита, например, А а, С с, Е е, В, К k, М, Р р, О о, X х, Т, Y у и совсем новые для приступающих к изучению английского языка: b, F f, G g, h, I i, J j, LI, m, N n, Q q, R r, S s, t, U u, V v, W w, Z z [5].

Целесообразно сосредоточить усилия учащихся на овладении написанием действительно новых букв, например: J, R, G, L, N, S, W, V [7]. Существует ряд упражнений, направленных на снятие трудностей и формирование навыков каллиграфии.

При анализе различных учебно-методических комплексов английского языка были выделены следующие упражнения для обучения контролируемому письму:

  1. кроссворды;
  2. загадки;
  3. чайнворды;
  4. расшифруй слово;
  5. найди слово;
  6. составь предложение из данных слов;
  7. расположи абзацы текста в соответствии с иллюстрациями.

С помощью данных приемов развиваются такие механизмы творчества, как беглость мысли, гибкость и оригинальность, а также любознательность.

Упражнения для обучения направляемому письму:

1) подготовка плакатов, диаграмм, схем;

Выполнение этих заданий формирует умение выбрать главное - то есть то, что необходимо проиллюстрировать таблицей или диаграммой. В дальнейшем этот навык очень пригодятся для составления тезисов выступлений или написания планов сочинений, эссе [6].

2) заполнение анкет, личных карточек, оформление автобиографических сведений;

Подобные задания не только вносят в процесс обучения письму элемент творчества, но и имеют выход в реальную жизненную ситуацию.

3) классификация объектов или предметов;

Эти задания способствуют развитию логического мышления, способности обобщения.

4) реорганизация простых предложений в сложные с использованием различных связующих элементов;

5) реконструкция предложений по ключевым словам;

6) восстановление диалога по отдельным репликам;

7) восстановление начала и конца истории;

Указанные задания служат своеобразным переходом между структурированными упражнениями начального звена к творческим заданиям продвинутого уровня. Они подготавливают учащихся к написанию сложных видов письменных работ, таких как письма, статьи, эссе.

8) задания трансформации текста.

Эти задания помогают анализировать и синтезировать полученную информацию, отделяя главное содержание от второстепенных деталей.

Свободное письмо - это самый сложный вид письменной речевой деятельности на английском языке. К этому виду письменной речи относится написание открыток, личных и деловых писем, заявления, страниц из личного дневника, статей в газету или журнал, рецензий, докладов, резюме, эссе [5, с. 32].

Наибольшие трудности у учащихся вызывает такой вид письменной работы, как эссе.

Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема, которое передает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу [3, с. 6].

Неоспорим тот факт, что основное внимание этому виду работы уделяется в школе вследствие включения эссе в содержание ЕГЭ по иностранному языку. Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Эссе помогает научить обучающегося четко и грамотно формулировать мысли, анализировать и структурировать информацию, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия примерами, аргументировать свои выводы [7, с. 30].

На этапе подготовки к написанию эссе учащимися объясняются правила написания этого вида письменной работы.

Учащиеся усваивают, что эссе оцениваются по пяти критериям: содержание, организация текста, лексика, грамматика, орфография и пунктуация. Особое внимание уделяется тому факту, что объем эссе, как и других видов письменных работ, строго ограничивается. Это приучает четко выражать свои мысли, а также готовит к экзаменам в формате ЕГЭ, где количество слов в требуемой письменной работе строго ограничено.

Следующий этап предполагает выполнение различных видов тренировочных творческих упражнений, например:

1) мозговой штурм (brain-storming);

Как правило, упражнение проводится в группах и содержит четыре последовательных элемента: постановка задачи, выдвижение идеи, обсуждение идеи и принятие решения.

2) речевая схема (mind-map);

Применяется на этапе составления плана эссе, помогает построить ассоциативные связи. На этом же этапе предлагаются упражнения на запоминание речевых формул, клише [1].

На следующем этапе происходит просмотр образцов эссе, определение их структуры, выделение отдельных фраз, опорных мыслей, ключевых слов.

Учащиеся делают анализ текстов эссе, анализ средств изложений мыслей, средств и перехода от одной мысли к другой. Только после выполнения всех подготовительных упражнений дается задание написать эссе на конкретную тему.

Приведем конкретную методическую разработку в обучении учащихся 5 класса письму для проведения урока английского языка:

В практике обучения написанию сочинений выделяют различные подходы. В самом общем плане их можно разделить на имеющие текстовую опору и не имеющие таковой. Как показал опыт обучения учащихся творческой письменной речи, стабильно высоких результатов достигают ученики, обучаемые по смешанному варианту.

Предлагаемый мною разработанный методический комплекс коммуникативно-познавательных упражнений для применения его на уроке, основан на разумном сочетании этих моделей и подразумевает их адаптацию к условиям и задачам обучения, уровню коммуникативной готовности учащихся, их познавательным и личным интересам.

В этой связи я выделяю подготовительные и речевые упражнения. Подготовительные упражнения направлены на формирование навыков грамотного, логичного, последовательного, образного выражения мыслей. К ним относятся упражнения с моделями (трансформация моделей, их расширение, сокращение, замена, перефраз. и т.д.), составление разного рода планов прочитанного или прослушанного текста, овладение языковым материалом в графическом оформлении.

Отличительной чертой речевых упражнений является направленность внимания на содержание письменного высказывания, включающего в себя комплекс различных трудностей, характерных для данной формы речи. Такие упражнения органически вытекают из подготовленной устной коммуникации. Постепенно усложняясь, они приобретают более творческий характер, исключается опора на образцы или иные подсказки.

Речевые письменные упражнения можно условно разделить на ряд групп:

  1. репродукция содержания с опорой на текст;
  2. репродукция с использованием формальных опор (схема, план, таблица и др.);
  3. продукция с опорой на изобразительную наглядность;
  4. продукция с опорой на речевой и жизненный опыт учащегося [4, с. 258].

В процессе подготовки к написанию сочинения учащихся можно познакомить с памяткой типа: «Нельзя

  1. пропускать или небрежно повторять слова,
  2. игнорировать слова во множественном числе,
  3. пропускать апостроф в притяжательном падеже или в сокращениях,
  4. забывать о знаках препинания,
  5. путать tow too, they ’re и there или their, its и it's, then и than, your и you re, by и buy или bye, effect и affect, where и there или were, heis и hismrn he’s и т.д.»[2, с. 25].

Творческое сочинение может принимать любую из известных композиционно-речевых форм: описание, повествование, рассуждение, полемика. Прагматическая цель письменной работы - выразить собственные мысли, личную точку зрения так, чтобы сделать её значимой не только для себя, но и для других. При этом можно блеснуть эрудицией и оставить читателей безучастными, а можно, умело организовав факты и подчинив их своей оригинальной идее, вызвать интерес и отклик читателей.

На этих коротких, но действенных упражнениях завершается методические рекомендации по проведению урока для 5 класса.

Итак, формирование умений творческого сочинения на английском языке требует продуманной работы на подготовительном и речевом этапах, при этом качество содержания письменного текста будет зависеть от разнообразия тематики, лексического материала и структурных типов предложений, объема письменного текста, но самое главное - от искреннего желания учащегося написать творческую работу и поделиться с окружающими своими мыслями.

Список использованных источников

  1. Афанасьева О. В., Михеева И. В. Rainbow English 2. Английский язык. 5 класс. Рабочая тетрадь. 4-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2015. 112 с.
  2. Колябина Н.С Роль академического письма в формировании общепрофессиональных компетенций магистра // Научные ведомости Бел ГУ. Серия: Гуманитарные науки. - 2016. - №21 (242). - С. 180-184. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-akademicheskogo-pisma-v-formirovanii-obscheprofessionalnyh-kompetentsiy-magistra
  3. Нужа И.В., Щемелева НЮ. Обучение письму через чтение в курсе английского языка для академических целей // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2013. - №5. - С. 113-121
  4. Яндыбасва А. О. Креативное письмо как один из способов повышения эффективности обучения иноязычной письменной речи в основной школе // Студенческая наука и XXI век. — 2018.— Т. 15.— № 1(16).— Ч. 2 —С. 371-373.
  5. Мельничук М.В., Бутенко Е.Ю. Лингвокультурологический аспект иноязычного письменного дискурса // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. - 2016. - №5. - С. 156-160.
  6. Мельничук М.В., Осипова В.М. Совершенствование навыков мышления высшего порядка в процессе обучения иностранному языку в нелингвистическом вузе. Теория и практика обучения иностранным языкам в неязыковом вузе: традиции, инновации, перспективы. - М.: Финансовый университет, 2016. - С. 157-162.
  7. BitchenerJ. etal. (ed.). Teaching Writing for Academic Purposes to Multilingual Students: Instructional Approaches. - NY: Taylor & Francis, 2017. - 220p.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены