РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Технология модульного обучения на уроках географии в условиях пенитенциарной системы

Технология модульного обучения на уроках географии

В статье кратко раскрывается проблемы и особенности системы образования, организация учебного процесса в местах лишения свободы. Технология Модульного обучения в условиях реализации ФГОС в рамках пенитенциарной системы.

Актуальность данной статьи является в том что, одним из особенностей организации учебного процесса в состоянии пенитенциарной системы является специальный контингент обучающихся. Это осужденные за различные составы преступлений, в большинстве своем за тяжкие или особо тяжкие преступления, такие как убийство, тяжкие телесные повреждения, изнасилование, преступления против собственности. По возрастному составу это в основном молодые люди, так же среднего и пожилого возраста, многие, из которых начали свой преступный путь с детского возраста, имеющие девиантное и делинквентное поведение. Нужно учесть, что часть осужденных отбывают минимальные сроки наказания, с разной степенью обученности, психического и физического развития, лица находящиеся в разных видах исправительных учреждений, представители национальных государств и все это в условиях реализации ФГОС.

В современной школе используются разнообразные педагогические технологии, которые ставят главной задачей реализация системно-деятельностного подхода в образовании, а также нацеливает общеобразовательную школу и педагогов на формирование в процессе обучения, различных способов деятельности и ключевых компетенций учащихся, навыков эффективного использования полученных знаний в социальной практике. В условиях пенитенциарной системы практика показывает, что нужен дифференцированный подход к обучению. Выбор той или иной технологии в разных условиях, является крайне актуальной задачей для учителя.

Специфика усвоения знаний учащимися-осужденными имеет свои особенности:

  • осужденные – люди взрослые, они имеют жизненный опыт и соответствующие знания, умения и навыки;
  • у многих осужденных сложились стереотип мышления и навыки умственной деятельности;
  • часть осужденных имеет ошибочные, неверные представления, понятия и убеждения, особенно в области нравственности и права;
  • многие осужденные обладают профессиональным опытом, знаниями, в том числе криминальными.

Большинство учащихся образовательных учреждений пенитенциарной системы, люди, которые утратили интерес к школьному обучению, многие из них давно порвали со школой, нигде не работали, и их круг общения, характер поведения определяется нравами криминальной среды. Следовательно, необходимо выстраивание с такими учащимися индивидуальной программы обучения или индивидуального образовательного маршрута.

Выбор мной одной из множеств, педагогических технологии в сторону модульного обучения, связано с тем, что многие обучающиеся – осужденные заняты другими видами работ во время учебного процесса и не могут посещать занятия по причине смены или режима отбывания наказания, других причин. Поэтому обучающиеся не могут в полной мере сформировать ключевые компетенций по предмету:

Модульное обучение отличается от классической формы преподавания

  • структурой учебного материала (информация подается в виде организационно-методических блоков, после изучения которых, будет достигнута определенная педагогическая цель, индивидуальные программы обучения);
  • организационными формами обучения;
  • формой общения между педагогом и учеником;
  • большая часть материала и практических занятий должны быть выучены и сделаны самостоятельно (конечно, под методическим руководством преподавателя);
  • индивидуальной траекторией обучения;
  • функцией педагога (не простая передача знаний, а управление индивидуальной работой учащихся, консультирование).

Модульная система обучения - это современная педагогическая технология, которая базируется на блочном (модульном) построении материала, который усваивается последовательно и оценивается путем накопления рейтинговых баллов за занятия и самостоятельную работу. Она реализуется в контексте принципов познавательной деятельности, индивидуальной структуризации программы и психологического комфорта. Преподаватель в учебном плане самостоятельно распределяет количество баллов на каждый модуль, за разные виды учебной деятельности, формы контроля знаний.

Сущность модульного обучения - ученик полностью самостоятельно достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.

Обучение - ученик должен учиться самостоятельно, а учитель обязан осуществлять управление его учением: мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать.

Одно из самых главных в технологии модульного обучения на уроках географии в условиях пенитенциарной системы:

  • Возможность дистанционного обучения;
  • Высокий уровень самостоятельной работы;
  • Индивидуализация обучения;
  • Индивидуальные сроки обучения в ситуации пенитенциарной системы
  • Высокая эффективность;

Условия, созданные в пенитенциарной системе, далеко не всегда благоприятны для обучающего процесса. Вследствие чего учебные элементы для модульного обучения я выбираю текстовые, картографические, табличные.

Текст, как носитель учебной информации я наиболее часто используется в учебных элементах. Обычно такие учебные элементы содержат указания: прочитай, выдели главное, составь конспект, пользуясь текстом, составь таблицу и т.д.

Пример.

Модуль. Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы России.

Планируемые образовательные результаты:

  • Предметные. Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли.
  • Научиться. Различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России и ее отдельных регионов. Наносить на контурные карты основные формы рельефа.

Личностные результаты.

  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные результаты.

Приобретение навыков работы с информацией. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире.

Задание:

  • Прочти текст учебника на стр. 36 - 57.

Выпишите понятие:

  • Рельеф;
  • Геологическое летосчисление;
  • Полезные ископаемые;
  • Сели
  • Оползни

Ответьте письменно на вопросы:

  • Какое значение имеет рельеф для других компонентов природы; для жизни и деятельности человека?
  • Какие формы рельефа преобладают в Курганской области?
  • Какие науки занимаются изучением истории развития Земли?
  • С помощью геохронологической таблицы составьте рассказ о формировании основных форм рельефа нашей страны.
  • Какими минеральными ресурсами богата Курганская область?
  • Какие процессы, происходящие в наше время, свидетельствуют о непрерывном развитии рельефа?

Карты, атласы, планы – компактные и вместе с тем ёмкие источники информации. С карты можно снять отдельные значения, составить описание объекта, дать характеристику.

Карты незаменимы при сравнении регионов, так как позволяют целостно представить территорию или фактор, который картографируется. Учебные элементы содержат указания: определите, установите, измерьте, опишите и т.д.

  • Надпишите на контурной карте России все упомянутые в тексте горы и равнины.
  • Обозначьте на контурной карте России литосферные плиты, древние платформенные участки, зоны сейсмичности.
  • Найдите на карте месторождения перечисленных в тексте полезных ископаемых и обозначьте их на контурной карте.
  • На контурной карте покажите районы нашей страны, где могут происходить землетрясения, извержения вулканов, сели, оползни.

Табличная форма размещения информации компактна и удобна. При работе с табличными учебными элементами ученик получает установки: определи, сравни, опиши динамику изменения и т.д.

Практическая работа. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры.

Составьте сравнительную характеристику рельефа, геологического строения и полезных ископаемых Русской и Западно - сибирской равнин.

  • Название равнины
  • К какой тектонической структуре приурочена.
  • Породы, какого возраста слагают территорию
  • Средние, Минимальные, Максимальные высоты территории, причины их размещения.
  • Какие полезные ископаемые есть на данной территории.

Вывод…

Учебный элемент включающий контроль знаний, подведение итогов занятия (оценка степени достижения цели урока)

Тест по теме: «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые»…..

В заключение отметим, что в не простых условиях пенитенциарной системы технология модульного обучения помогает реализовать ФГОС. Хотя она требует от учителя большой предварительной работы: он не готовится к тому, как лучше провести объяснение нового, а готовится к тому, как лучше управлять деятельностью школьников, а от ученика – напряжённого труда, готовность к самостоятельной деятельности.

Рекомендуемая литература

Список литературы

  1. Всеобщая декларация прав человека // Права человека: Сб. междунар. док. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.
  2. Конституция Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 1993.
  3. ФГОС, утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;
  4. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации [Текст] от 8 января 1997 года № 1-ФЗ // Российская газета. – 16 января 1997. – № 9.
  5. О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 1772-р [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: официальный сайт. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  6. Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений: Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 03.11.2005 № 205 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: официальный сайт. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  7. Об организации получения осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования в вечерней (сменной) общеобразовательной школе воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы: Приказ Минюста РФ от 21.11.2005 № 223 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: официальный сайт. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  8. Об утверждении Типового положения о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении: Постановление Правительства РФ от 3 ноября
  9. 1994 года № 1237 (ред. от 18.08 2008 года) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: официальный сайт. – Режим доступа: www.consultant.ru.
  10. Об утверждении Положения о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования: Приказ Минобрнауки РФ от 28 ноября 2008 года № 362 (ред. от 19.12.2011)
  11. [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: официальный сайт. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  12. Ветошкин С. А. Пенитенциарная педагогика: сущность и основные категории // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. Мин-ва образования РФ РАО. - М, 2005.
  13. Сломчинский А. Г., Жарков И. Д. Проблемы общего образования осужденных: Поиски, находки, решения: Учебно-метод. пособ. - М.: Изд-во МГСУ, 2002.
  14. Греханкина Л.Ф. Адаптивная система в обучении географии. // География в школе. 1998, № 7.
  15. Закорюкин В.Б., Панченко В.М., Твердин Л.М. Модульное построение учебных пособий по специальным дисциплинам. // Проблемы вузовского учебника. Вильнюс, 1983.
  16. Кларин М.В. Педагогические технологии в учебном процессе. М., «Просвещение», 1989.
  17. Коган В.М., Сычеников И.А. Основы оптимизации процесса обучения в высшей школе. М., «Просвещение», 1987.
  18. Кутейников С.Е. Типы учебных элементов модульной программы. // География в школе. 1998, № 2.
  19. Кухарев Н.В., Решетько В.С. Диагностика педагогического мастерства и педагогического творчества. Мозырь, «Белый ветер», 1998.
  20. Нечепуренко Г.Я. Групповая работа на уроках географии в 9 классе. // География в школе. 1986, № 6.
  21. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе. Под ред. Шамовой Т.И. и Третьяковой П.И. Практико-ориентированная монография. Москва – Тюмень, 1994.
  22. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1995.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены