РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Особенности написания снега при изображении зимнего пейзажа в живописи

Немногие задумываются над тем, что вообще то, снег белым в природе не бывает: он принимает на себя и отражает краски всех окружающих предметов и даже неба. Заснеженный зимний пейзаж требует от художника выполнения целого ряда условий. Все дело в том, что снег только на первый взгляд выглядит белым. На самом деле он содержит в себе множество тонких дополнительных цветов. Кристаллическая поверхность снежного покрова отражает и свет, и все находящиеся вокруг предметы.

На первый взгляд это может показаться странным, однако самым живописным считается заснеженный зимний пейзаж. Достаточно для этого вспомнить хотя бы поражающие воображение зимние пейзажи великого голландца Питера Брейгеля (1525—1569) или его соотечественника Хеидрика Авсркамиа (1585—1634). Зимнему пейзажу отдали дань и многие импрессионисты, включая Клода Моне (1840—1926), Густава Кайлеботта (1848—1894) и Альфреда Сислея (1839—1899), особенно увлекавшегося игрой светотени на заснеженных поверхностях [1, c. 19].

Обратите внимание на то, какие сильные контрасты между снегом и умеренными тонами переднего плача возникают на картине Густава Каилеботта «Вид на крыши» (1878). Такие контрасты помогают создать иллюзию глубины пространства и передать пасмурную атмосферу нашего вечера.


Рисунок 1. Г. Каилеботт «Вид на крыши» (1878)

В начале XX века к зимнему пейзажу стали относиться с пренебрежением — часто такие пейзажи презрительно называли «рождественскими открытками», сентиментальными и слащавыми. Но на самом деле зимний пейзаж требует от художника наблюдательности и умения глубоко понимать той и цвет. Только при соблюдении этого условия он может создавать зимние пейзажи, способные потрясти воображение зрителя [2, c. 43].

Основная проблема, встающая перед художником при работе пал снегом, это проблема тона. Если вы посмотрите на заснеженную сцену сквозь прищуренные веки, то обнаружите, что всю сцену можно описать и контрастных черно-белых тонах. Установив это, вы можете ограничиться в своих первых зимних пейзажах простой монохромной гаммой. Таким образом вам удастся подчеркнуть этот, не наблюдаемый в иных погодных условиях, тональный баланс.


Рисунок 2. А. Сислей «Снег в Лувесьене»

 При ярком солнечном освещении, например, на снегу можно обнаружить множество оттенков желтого, а при вечернем освещении — оранжевою цвета. В пасмурный день на снегу появляются оттенки синего, зеленого и лилового цветов (см. вверху картину Сислея «Снег в Лувесьене»).

Посмотрите также на полутона на заснеженной поверхности. Их можно обнаружить, например, в углублениях или на тех участках, которые освещены отраженным от снега светом. Если вы хотите сохранить подобный драматичный эффект освещения, вам следует продумать, каким образом включить в композицию все эти тона.

Говорящими и противопоставленными светлым тонам элементами композиции Альфреда Сислея “Снег в Лувесьене» (1878) являются ствол дерева и человеческая фигура. Рассмотрите тональную взаимосвязь между небом и снегом на этом полотне.

Используя темные тона, избегайте черной краски — гораздо лучше создавать «живые» темные тона с помощью жженой умбры или ультрамарина. В заснеженном лесном пейзаже добрую службу вам могут сослужить глубокие зеленые тона, такие, как сине-зеленый (виридоновый) или оливково-зеленый[3, c. 131].

Внимательно изучите небо. Но сравнению со снегом небо на картине всегда выглядит темнее. Едва ли не самое сложное для художника — это научиться понимать, что все элементы композиции тесно взаимосвязаны, а значит, каждый мазок краски должен быть оправдан и занимать предназначенное ему место.

Различные техники  работы над картиной накладывают свои  определенные особенности. Например, в акварельной живописи принято изображать самые светлые участки заснеженной поверхности с помощью незакрытой белой бумаги, при этом важное значение приобретает цвет самой бумаги. Так, например, передать теплые тона освещенного ярким солнцем снега удобнее всего с помощью кремовой бумаги (кроме того, этот тон будет подчеркивать участки холодного синего и лилового тона на картине). С другой стороны, если на заднем плане пейзажа присутствуют теплые коричневые и зеленые тона, для работы лучше выбрать белую, с холодным голубоватым отливом, бумагу[4, c.27].

Если вы пишете маслом, оставленных на холсте светлых белых пятен будет недостаточно, чтобы передать яркие световые блики. В этом случае правильнее нанести густые мазки светлой краски поверх нижнего слоя более темных тонов.

Несколько меньше проблем возникает при работе с мягкой пастелью, однако некоторые особенности этой техники затрудняют создание достаточно интенсивных темных тонов. Попытайтесь написать зимний пейзаж пастелью на черной бумаге. Проглядывая сквозь светлые тона, которыми написаны заснеженные поверхности, она будет создавать ощущение хрустящей, плотной фактуры снежного покрова.

Итак,  если же необходимо  написать зимний пейзаж маслом или акрилом, нужно знать, что немаловажной проблемой, встающей перед художником при работе пал снегом,  является проблема тона, поэтому, очень важно научиться замечать в белом снеге присутствие другие цвета. Все это означает, что выдавленными из тюбика белилами можно писать только самые светлые пятна тона на снегу, а во всех других случаях к белилам следует добавлять немного другой краски. Недаром самым живописным считается заснеженный зимний пейзаж.

Автор:
Гусева Евгения Александровна
преподаватель ИЗО, р.п. Тонкино

Список литературы:

  1. Алексич М.Н. , Нестерова Е.В. Школа изобразительного искусства. Вып.5- М. 1994. — 198 с.
  2. Беда Г. В. Живопись. М.: Просвещение, 1986. — 197 с.
  3.  Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. М.: Просвещение,1986. — 192 с.
  4. Иогансон Б.В. О живописи. М., 1960.­ —54 с.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и благодарность каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2018 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.

Яндекс.Метрика